451 по фаренгейту проблемы. Сюжет и идея романа-антиутопии “451 градус по Фаренгейту” Рея Брэдбери

Ли XX века, дерзнувший посягнуть на священное право человечества? В том-то и дело, что он создает антиутопию, в сюжете которой беспристрастный взгляд на общество будущего, напоминающего нам наше настоящее: все та же попытка направить человека на истинный путь к счастью, который лежит в области беспощадного отрицания всего негативного в современной цивилизации, в частности, отношения к духовной культуре, сгустком которой является .

Русская летопись оставила восторженную оценку: «Это - реки, напоя-щие вселенную, это - источники мудрости…» «…451 градус по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага». С этого эпиграфа начинается Р. Брэдбери. ставит вопрос: «Почему над книгой собрались тучи, что ей угрожает?» - и переносит нас в мир будущего, мир, где техника на грани фантастики, где все люди «живут по закону», мыслят стандартно.

Там запрещено держать книги в домах, пожарные там уже не тушат пожары, а только разжигают их. Это мир скоростей, увеселений, цифр, в котором люди не помнят своего прошлого, не думают обудущем. Обратимся к главному герою романа. Гай Мон-тэг - пожарный.

Он наслаждается пожаром, ему кажется, что он дирижер, исполняющий симфонию огня, разрушения. Ему нравится превращать в пепел не просто бумагу, а изорванные, обугленные страницы истории, но он этого не понимает: он безумен, слеп душой, он вписался в уклад фантастического города. Но вскоре узнаем и другое: он романтик, ребенок. В нем живут два начала, но второе задавлено, скрыто, почти умерло. Почему же главный конфликт романа проходит через душу и судьбу нашего ?

Вглядимся в его внутренний мир. Первая трещина в сознании Мон-тэга появилась при встрече с Клариссой Макеллан, девушкой, которая жила не по законам этого города, которую все считали сумасшедшей за то, что она была не такая, как другие. Ее миром были одуванчик, капельки дождя, крылечко, роса, луна, ветер… У Клариссы живые, сияющие глаза, она духовно наполнена.

Она сама естественность и . После встречи е этой девушкой Монтэг «раскололся пополам». «Ему чудилось, будто вокруг веет тончайшим ароматом свежих абрикосов и земляники. Он оглянулся и понял, что это невозможно, - ведь на дворе осень».

Кларисса зажгла в душе Гая ту искру, которая в нем временами вспыхивала и тотчас погасала, задав ему вопрос, над которым Монтэг никогда раньше не задумывался: «А счастливы ли вы?» (Это же вопрос задает нам Брэдбери.) «Как похоже ее лицо на зеркало. Многих ли ты еще знаешь, кто мог бы так отражать твой собственный свет? Люди больше похожи на факелы, которые полыхают во всю мочь, пока их не потушат.

Но как редко на лице другого человека можно Данный текст предназначен только для частного использования 2005 увидеть отражение твоего собственного лица, твоих сокровенных, трепетных мыслей!» (Он часто, любовался ее домом с крылечком, уютным светом над столом собравшейся вместе и о чем-то беседующей семьей, живыми лицами.) После этой встречи привычный собственный дом показался Монтэгу холодным, облицованным мрамором, склепом, непроницаемым мраком.

В нем нет ни намека на залитый серебряным сиянием луны мир за окном. Комната кажется похожей на могилу, куда не долетает ни единый звук большого города. Он увидел жену: «сожженные химическим составом, ломкие, как солома, волосы, глаза с тусклым блеском, накрашенный капризный рот». А вот другой портрет Милли: «распростертая на кровати, не укрытая и холодная, как надгробное изваяние, с застывшими глазами, устремленными в потолок, словно притянутыми к нему невидимыми стальными нитями». «Ракушки» и телевизионные «родственники» заменили ей мужа, детей, мать, собственные мысли.

‘Милдред - духовно мертвая, опустошенная женщина, жертва скоростей, удовольствий, реклам… «Монтэг плакал не оттого, что жена может умереть, а оттого, что, если она умрет, это не вызовет у него слез». Настоящим потрясением стал для него поступок женщины, которая погибла вместе со своими книгами. Ее смерть - форма протеста против этого мира, бунт против законов города. И в ее доме Монтэг тайно берет несколько книг.

«Спрятанная книга трепетала у Монтэга под мышкой, толкала его в грудь, как живое сердце». Он хочет знать, что же такое написано в книгах, почему женщина согласна умереть, но не расставаться с ними? Монтэг хочет, чтобы его выслушали, и обращается к профессору Фаберу: «У нас есть все, чтобы быть счастливыми, но мы несчастны.

Чего-то нет. Я искал повсюду. И я подумал: может быть, книги мне и помогут?» Фабер отвечает ему, что книги - только одно из вместилищ, где люди хранят то, что боятся забыть.

«Волшебство лишь в том, что они (книги) говорят, в том, как они сшивают лоскутки Вселенной в единое целое. Книги обладают качеством, у них есть лицо. Они дышат. Вы найдете в ней жизнь, живую жизнь, протекающую перед вами в неисчерпаемом своем разнообразии.

Чем больше пор, чем больше правдивого изображения разных сторон жизни на квадратный дюйм бумаги, тем более «художественна» книга. Хорошие писатели тесно соприкасаются с жизнью. Теперь вам понятно, почему книги вызывают такую ненависть, почему их так боятся?

» Фабер отвечает на вопрос автора: «Они показывают нам поры на лице жизни. Мы живем в такое время, когда цветы хотят питаться цветами же, вместо того, чтобы пить влагу дождя и соли жирной почвы». Фабер объясняет Гаю, что все в этом мире стремится подчинить человека, навязать ему свое, что даже четырехстенные телевизоры говорят ему то, что он должен думать, вколачивают это в голову. В этом мире вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да это же чистейший вздор!» Вас мнут, как глину, и формируют по своему желанию.

Этот урок профессора остался в душе Монтэга, все еще находившегося под властью брандмейстера Битти. Чем же тот оправдывает сожжение книг? Он считает, что это забота о человеке. Это сохраняет его спокойствие и счастье. А книги сеют раздор?

смуту, зло, и поэтому их надо уничтожить, - так объясняет брандмейстер. Битти - философ-циник. Он очень умен. Он все знает.

Он сильный и голос его обволакивает, как масло. Битти во всем видел подтверждение тому, что «надо выбивать из головы людей чувства и мысли цифрами, начинять их безобидными фактами, пока их не затошнит, - ничего, зато им будет казаться, что они очень образованны. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хотя на самом деле они стоят на месте». Он выражает античеловечную идею необходимости массовой культуры, интеллектуального стандарта, манкуртства, забвения своих корней, культуры, истории. Стандартный человек удобен: он не способен на бунт.

«Люди будут счастливы, ибо факты, которыми они напичканы, - это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай Бог, если они начнут строить выводы и обобщения! Ибо это ведет к меланхологии!» Витти считает себя «борцом за счастье».

«Мы охраняем человечество от той ничтожной кучки, которая своими противоречивыми идеями и теориями хочет сделать всех несчастными. Мы - сторожа на плотине. Следите, чтобы поток меланхолии и мрачной философии не захлестнул наш мир. Вы даже не понимаете, как мы с вами нужны в этом счастливом мире сегодняшнего дня». Витти догадался, что происходит в душе Монтэга, и хотел остановить его прозрение.

Но Монтэг читает книги, они открывают ему мир, и Гаю становятся понятны слова Фабера: «Книги существуют для того, чтобы напоминать нам, какие мы дураки и упрямые ослы». «Все, что вы ищете, Монтэг, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные 99% он познает через книгу». Путь Гая - это путь преодоления стандартности мышления и превращения в зомби. Он начинает понимать, что в обществе произошла настоящая интеллектуальная и духовная катастрофа: живой в классе заменен телеуроком, и дети «мстят» за такое воспитание битьем стекол, жестокими играми на родительских автомобилях.

Дети не отдают себе отчета в том, что им до смерти надоели комиксы, рекламы, оглушительная музыка, телевизор-монстр, пожирающий чувства и мечты, внушающий: «Прочь все, что рождает тревогу!», надоели бесконечные конкурсы на лучшее знание популярных песенок, главного города в штате. Больше спорта, больше клоунады в театре, больше развлечений!

Классиков нужно сокращать в объеме до 15-минутной передачи по радио! Страшные лозунги, страшные идеи, стоящие за ними! Монтэг не боится теперь ни «механического пса», ни Витти, ни всей техники, которая преследует его по городу, когда внутренний бунт героя вылился в настоящую . С ним - Вечная книга, Библия, богатство которой раскрыл ему профессор.

Уничтожив свой мертвый дом, герой братается с бродяжками, но не простыми, а теми, кто хранит в памяти своей то, что наработано человечеством: стихи, повести, романы. Монтэг и «люди-книги» ушли из этого города - города мертвых. Автор романа выразил отношение к бездуховному обществу, которое променяло красоту и мудрость книги на индустрию удовольствий и беспамятство. Но в то же время напомнил всем нам притчу о птице Фениксе, которая сжигала себя на костре, но всякий раз возрождалась из пепла.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Сюжет и идея романа-антиутопии “451 градус по Фаренгейту” Рея Брэдбери . Литературные сочинения!

Сегодня у каждого человека есть неограниченный доступ ко всем литературным произведениям. Несмотря на это, в последнее время интерес к чтению начал постепенно угасать, и сейчас очень мало людей интересуется новинками литературного мира. Чтобы вернуть интерес к книгам, был создан вначале электронный их формат, а затем аудиокниги, которые являются наиболее популярными среди молодежи.

В школах информация еще преподносится на бумаге, но с каждым днем все больше современных образовательных учреждений переходит на обучение на электронных носителях, все учебники, внеклассная литература и другие, нужные для учебы книги, хранятся на планшетах или ноутбуках. Не кажется ли вам, что история развития современного общества все больше и больше напоминает сюжет книги "451 градус по Фаренгейту"? Если не знаете о чем речь, то прочитайте статью и все поймете.

Антиутопия в современности

В современном мире набирает популярность среди писателей и читателей жанр антиутопия. Этот жанр отражает события неблагоприятного и убогого будущего. В большинстве случаев писателями преподносится история, происходящая в постапокалиптическом мире. Среди антиутопистов лидирует американский писатель Рэй Брэдбери ("451 градус по Фаренгейту"), по отзывам критиков и читателей, и этому мнению сложно противоречить.

Антиутопист

Самым признанным и любимым писателем-антиутопистом признан Рэй Брэдбери. Практически все его творчество построено на представлениях самого ужасного и отвратительного будущего. Он написал порядка 700 рассказов в этом жанре. Произведения его небольшие по объему, однако все они достойны внимания.

Еще в детстве мечта стать писателем не покидала его. В 12 лет он решился создать свое творение. Через некоторое время Рэй сжег все свои произведения, так как они ему не понравились. Именно в этот момент ему и пришла в голову мысль о новом романе, названном впоследствии «451 градус по Фаренгейту». Откуда возникло это название? Именно при температуре в 451 градус бумага начинает воспламеняться.

Местом действия являются Соединенные Штаты Америки, где царит тоталитаризм. Жизнь людей, их действия и поступки находятся под полным контролем правительства. Главный герой,Монтэг - пожарный. Но в этом мире огонь не тушат, им сжигают все книги, которые только можно найти. Литературные произведения находятся под строгим запретом.

Вначале главный герой исправно исполняет свою работу - ездит на вызовы, сжигает книги (а иногда и целые здания вместе с ними), а затем возвращается домой. Так длится до встречи с девушкой Клариссой, которая полностью переворачивает мир пожарного и заставляет его посмотреть на жизнь под другим углом.

Клариссе уделено мало внимания в книге, но она, встретив его лишь несколько раз и обмолвившись парой слов, смогла стать ключевым персонажем. Эта девушка очень отличалась от остального населения: она не смотрела телевизионные передачи, не распускала сплетни и вообще не тратила свое время на бессмысленные занятия. Она была одной из тех, кто осмеливался читать книги и наслаждаться окружающим миром.

После встречи с ней Монтэг начинает задумываться о своей жизни, о будущем и о том, почему сжигают книги. Через некоторое время он связывается с профессором Фабером, мечтавшим о возрождении книгопечатания, который снабжает его литературой. Позже жена Монтэга находит в его вещах книгу и сообщает властям. Дом сжигают, а пожарный обращается в бегство.

Стоит сказать несколько слов о жене главного героя. Целыми днями она проводит, смотря на стены, представляющие собой огромные телевизоры. Ими заняты три стены из четырех, но она планирует занять в скором времени новым телевизором последнюю, четвертую стену. Смотрит она в основном мелодрамы, и длится это порой днями напролет. Нужно сказать, что Монтэг первое время пытался склонить жену на свою сторону, пытался рассказывать ей о листьях или природе, но его попытки не принесли результата.

Он сбегает из города, примыкает к группе изгоев, любящих книги, они передают содержание известных произведений друг другу, не позволяя забыть их. Дальнейшая судьба Монтэга неизвестна, так как на этом месте сюжет произведения обрывается. Однако мы можем видеть, что случилось с городом, в котором он жил. Кроме развалин, ничего не осталось.

Так выглядит краткое содержание книги "451 градус по Фаренгейту".

Общее отношение к книге

Произведение нельзя отнести к развлекательной литературе, оно скорее заставит задуматься о жизни, чем развеселит. Роман "451 градус по Фаренгейту" был воспринят с энтузиазмом как критиками, так и читателями. Последним книга пришлась по душе, практически все отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту" положительны, средняя оценка, выставленная теми же читателями, варьируется от 9 и до 10 по 10-балльной шкале. Для многих книга стала самой любимой. Это можно понять из отзывов о "451 градус по Фаренгейту". Но в любой ситуации мнение критиков все равно является ключевым.

Однако роман смог поразить даже самых придирчивых и искушенных из них, и их отзывы о книге "451 градус по Фаренгейту" тоже в большинстве своем положительны. В мире литературы не так много произведений, заставляющих почувствовать настолько сильные эмоции и пробудить такие глубокие и важные мысли в головах людей, как это сделала книга Рэя Брэдбери. Несмотря на то что автор написал и опубликовал другие книги, отзывы о "451 градус по Фаренгейту" являются наиболее восторженными, чем о других его работах. Однако другие произведения антиутописта тоже были по достоинству оценены читателями и критиками.

Отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту"

Во многих отзывах можно увидеть, что читатели считают книгу одним из возможных вариантов развития будущего. Что будет, если вместо чтения люди будут заняты бесконечным просмотром глупых телепередач или видео? Но еще можно стерпеть то, что жители не будут читать книги из-за нежелания, а что случится, если литературные произведения запретят? В конечном итоге люди превратятся из высшего существа на этой планете в деградирующую и отупевающую толпу, которая не будет замечать ни красоты природы, ни радостей жизни, ни даже друг друга.

Также во многих рецензиях читатели сожалеет не только о потерянном обществе, но и о книгах. Им в большинстве случаев не жаль пострадавших и погибших людей, сгоревшие книги вызывают больше эмоций и сочувствия. Ведь они являются символами знаний, мудрости поколений. Сегодня люди сами отказываются от чтения книг и отдают предпочтение просмотру бессмысленных видеороликов или телевизионных программ. Не с этого ли все началось в мире Монтэга? Именно о таких людях, с навязанными стереотипами и захламленным разумом, и идет речь в романе "451 градус по Фаренгейту".

, Внеклассная работа

Класс: 11

Цель: познакомить с творчеством Р. Брэдбери, выявить актуальность темы и идеи повести.

Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек.
Хуан Рамон Хименес

Если мы дорожим счастьем, то еще больше мы дорожим
разумом.
Вольтер

1. Слово учителя.

Сегодня мы часто слышим о том, что в нашем обществе снижается интерес к чтению, особенно у молодежи. Почему это происходит? Почему книга, чтение все больше уходят из повседневной жизни подавляющего большинства наших соотечественников? Почему меньше читают? И что читают? А может быть, ничего страшного в этом нет?

Чтобы поговорить обо всем этом, мы обратимся к повести Рея Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”.

2. Сообщение подготовленного ученика о писателе (краткая биография, творческие вехи).

3. Анализ содержания повести.

– Когда Брэдбери проецирует свои сюжеты в будущее или строит их на фантастических обстоятельствах, он делает это только для того, чтобы сказать о реальных проблемах, которые человечество в своем извечном стремлении к совершенствованию должно научиться преодолевать. Повесть “451 градус по Фаренгейту” написана в 1953 году. В ней описывается предполагаемое будущее Америки. Можем ли мы сегодня сказать, что это будущее уже наступило? Перескажите кратко содержание повести.

– Как вы определите жанр этого произведения? (Р.Брэдбери известен как писатель-фантаст. Принято почему-то считать, что фантастика как жанр находится где-то на задворках изящной словесности. Произведения Брэдбери опровергают это мнение. Сказать о нем, что он только научный фантаст, – примерно то же самое, что сказать о “Войне и мире” – что это военный роман. “451 градус по Фаренгейту” – это социально-философская антиутопия, или книга-предупреждение.)

– Где происходит действие повести? (Страна, которая противопоставлена остальному миру.)
– Пространство – ? (Город – за городом.)
– Образы повести – ? (Гай Монтэг, Милдред, Кларисса, брандмейстер Битти, Фабер.)
– Какова обстановка в стране? В школе? Всемье? (Чтение монологов Клариссы, Монтэга.)
– Прочитайте инструкцию пожарников. В чем парадокс?
– Путь Монтэга к прозрению – расскажите о нем. Прочитайте эпиграфы к уроку. Один из них – эпиграф к повести Брэдбери. Как вы их понимаете?
– Что же произошло с обществом? Почему оно пришло к такому финалу? (Чтение, обсуждение монолога Битти в доме Монтэга: “Как все это началось, спросите вы…”)
– Где фантастика в повести? Где реальность? Наша уже реальность? Может быть, и мы придем к этому?
– В поисках ответов на свои вопросы. (Что в книгах?) Монтэг идет к Фаберу. (Анализ эпизода.)
– Что же такое книга по Брэдбери?

Книга – интеллектуальность (знание)
Книга – мысль
Книга – жизнь (“поры на лице жизни”)
Книга – индивидуальность, личность (автора, читателя)
Книга – собеседник (спор)
Книга – культура

– Перечитаем эпизод, где Монтэг читает стихи Мэтью Арнольда.

Вывод: книга – душа, духовность.

Анализ заключительного эпизода (у костра).

– Кого запомнил (выучил наизусть) Монтэг? (Экклезиаст – автор одной из книг, входящих в Ветхий Завет.)

Чтение учителем отрывка из Экклезиаста: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки….. и нет ничего нового под солнцем.”

– Кого еще называют собеседники Монтэга? Знакомы ли вам эти имена? Что вы о них знаете? (Иоанн Богослов, Платон, Марк Аврелий, Джонатан Свифт, Чарлз Дарвин, Шопенгауэр, Эйнштейн, Аристофан, Матвей, Марк, Лука, Иоанн, Байрон, Генри Девид Торо.)

– Развязка повести – война, бомбардировка… Но в конце повести звучит легенда о Фениксе, звучат слова из Экклезиаста, оставляющие место надежде.

Чтение учителем поэтического переложения из Библии Германа Плисецкого.

Из Екклезиаста.

Есть время жить – и время умирать.
Всему свой срок. Всему приходит время.
Есть время сеять – время собирать.
Есть время несть – есть время сбросить бремя.
Есть время убивать – и врачевать.
Есть время разрушать – и время строить.
Сшивать – и рвать. Стяжать – и расточать.
Хранить молчанье – слова удостоить.
Всему свой срок. Терять и обретать.
Есть время славословий и проклятий.
Всему свой час. Есть время обнимать.
И время уклоняться от объятий.
Есть время плакать – и пускаться в пляс.
И побивать каменьями кумира.
Есть час любви – и ненависти час.
И для войны есть время – и для мира.

– Может быть, настало и нам время задуматься над вопросом: “Какое место занимает книга в современном обществе? Какова ее судьба?”

4. Напишите сочинение-размышление “Судьба книги в 21 веке”.

Литература

  1. Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18 (1) – М., 1989.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Философские, нравственные, социальные проблемы, имеющие вневременной статус в творчестве Брэдбери. Читатели о творчестве писателя. Идеологическая и культурная доместикация: гуманизм, оптимизм, реализм. Особенности освещения политического аспекта.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2017

    Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования литературы США ХХ века. Филогенез изображения детей и детских характеров в литературе. Особенности творчества Р. Брэдбери. Детская жестокость как лейтмотив рассказов писателя.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    Особенности и характеристика библейских аллюзий в литературе. Античные и библейские элементы в текстах ранних Отцов Церкви. Библейские аллюзии и образ Саймона в романе Уильяма Голдинга "Повелитель мух" Библейские аллюзии в ранней прозе Р. Киплинга.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Внутренний монолог как один из приемов психологического произведения. Отражение подсознательной душевной деятельности главного героя в романе "Голод". Восприятие им происходящих с ним событий. Сравнение поведения гамсунского героя и Р. Раскольникова.

    реферат , добавлен 18.11.2013

    Специфика художественных концептов как средств реализации языковой личности писателя. Их структура и методика описания. Иносказательный дискурс как объект лингвистического исследования. Способы вербализации концептов"death" и "life" в произведении.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Принципы композиции в романе. Исследование системы рассказчиков, используемой в нем. Романтические мотивы произведения. Экспозиция, кульминация, развязка и эпилог в создании образа главного героя. Развитие действия в раскрытии внутреннего облика Печерина.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    Исследование экспозиционного фрагмента романа Андрея Платонова "Счастливая Москва" и его роли в художественной структуре произведения. Мотивная структура пролога и его функции в романе. Тема сиротства дореволюционного мира. Концепт души и её поиска.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Определение стилистического приема аллюзии в научной литературе. Типы, свойства и механизм действия аллюзий. Аллюзии в произведениях ирландского поэта и драматурга Шона О’Кейси. Особенности употребления аллюзий в поэтических текстах У.Б. Йейтса.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2013