Что такое психология и что она изучает. Психология - это что такое? Основные функции и виды психологии

Психология - давно сложившаяся наука, высокоразвитая и разделенная на множество направлений и школ. Это даже не одна, а целая система наук. Их число в настоящее время трудно точно определить, поскольку некоторые психологические науки в наши дни еще только оформляются, становясь самостоятельными. Во всяком случае, если судить по отраслям психологии, перечисленным в словаре, приложенном к предыдущей главе учебника, но их насчитывается не менее 80.

Темы, проблемы и методы исследования, применяемые в этих отраслях психологии, столь различны, что практически невозможно дать точное и исчерпывающее определение предмету данной науки. Тем не менее, нам это придется сделать в учебнике, так как рабочее определение предмета рассматриваемой в нем науки все же необходимо для тех, кто приступает к изучению данной научной дисциплины. Разумеется, и это определение, как все остальные, не может претендовать на то, чтобы быть исчерпывающим и абсолютно точным. Это будет лишь авторское, т.е. одно из многих возможных, определение предмета психологии. Наряду с ним вполне могут существовать (и действительно существуют) немало других, равноправных определения.

Кроме того, занимаясь поиском определения предмета современной психологии, следует принимать в расчет факт существования наряду с научной также и практической, и альтернативной психологии. Практическая психология является признанной, широко распространенной в современном мире, во многом научно обоснованной, и поэтому также должна найти отражение во всеобщем определении предмета психологии. Альтернативная психология популярна среди значительной части населения, оказывает определенное влияние на сознание людей. О ней, поэтому, желательно хотя бы вскользь упомянуть в универсальном определении предмета психологии.

Наконец, следует иметь в виду, что современное состояние психологии не статично, а динамично. Она непрерывно меняется во всех своих областях, связанных прежде всего с наукой и практикой, и поэтому ее определение не может быть уложено в любую застывшую дефиницию. Описание полного предмета современной психологии, поэтому, требует, как минимум, нескольких развернутых суждений, с обязательным разделением дефиниций предмета психологии как науки и практики . Соответствующее описание, кроме того, должно оставаться «живым», т.е. таким, чтобы его можно было видоизменять, добавляя к уже сложившемуся пониманию предмета психологии новое, что вносят в него непрерывно развивающиеся наука и практика.

Нам бы, конечно, хотелось предложить не застывшее, устаревающее и потому со временем утрачивающее точность определение, а динамичное, соответствующее системе научных знаний, которая постоянно развивается, регулярно вбирая в себя новое. Но наука, пока что, увы, «не научилась» предлагать подобного рода определения.

Сказанное и сделанные выше оговорки не означает, что к определению предмета психологии в настоящее время невозможно предъявить каких-либо особых требований. Эти требования на самом деле существуют и являются следующими.

  • 1. Определение предмета науки должно с максимальной полнотой отражать содержание основных научных исследований, проводимых в настоящее время в данной области. В связи с этим наиболее удачным можно считать определение, которое охватывает наибольшее количество разнообразных научных тем, проблем и разработок.
  • 2. Соответствующее определение не должно содержать логических противоречий и ошибок, т.е. должно соответствовать принятой в науке логике определения понятий.
  • 3. Это определение, естественно, должно отличаться от определений предметов других наук.
  • 4. Предлагаемое определение должно соответствовать уже существующим направлениям и школам, т.е. интегрировать и в обобщенном виде представлять то, чем занимаются ученые, называющие себя психологами.

Прежде чем попытаться предложить определение современной психологии, соответствующее всем этим требованиям, сделаем краткий экскурс в историю психологии и попытаемся выяснить, каким образом в древности давалось и со временем менялось представление о предмете науки - сначала о душе и далее - психологии. Экскурс в историю позволит нам отыскать такое понимание предмета психологии, которое учитываю бы не только современное состояние данной науки, но и ее историческое, давнее и недавнее прошлое.

Слово «психология», закрепившееся в наши дни качестве названия современной науки о психике, греческого происхождения. Оно образовано из двух слов: «душа» (psyche) и «логос» (logos) - учение. Следовательно, в его первоначальном значении слово «психология» буквально понималось как «учение о душе». До XVI в. эго учение выступало как часть философии, не было самостоятельным и сохраняло свое древнейшее название. Начиная с этого века, философское учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившимися к этому времени из философии и ставшими самостоятельными, например, «филология», «биология», «зоология», «геология» и др.

В XVII-XVIII вв. название «психология» окончательно закрепилось за наукой о душе. Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживал в своем сознании. Позднее, в XVIII- XIX вв., сфера психологических исследований расширилась и включила также неосознаваемые психические явления (бессознательное).

Изучая исторический процесс преобразования представлений о предмете психологии, важно иметь в виду следующее обстоятельство. Начиная с древнейших времен, знания о душе интересовали людей не только сами по себе - чтобы понять природу явлений, которые люди обнаруживали в своем сознании (душе), но и для того, чтобы, пользуясь этими знаниями, объяснять события, происходящие в окружающем мире, включая поведение человека и животных. Следовательно, с момента возникновения представлений о душе и науки о душе в Древней Греции в предмет соответствующей науки входило, как минимум, объяснение поведения людей и животных с помощью душевных явлений.

Современные ученые не только включают поведение (вариант - деятельность) человека в предмет психологических исследований, но и признают за психологией право выступать в качестве главной науки, претендующей на понимание и объяснение поведения. В связи с этим название «психология», если иметь в виду науку, к которой оно в настоящее время относится, не вполне точное и в какой-то степени утратило свое первоначальное значение, ограничивающее ее предмет лишь душевными явлениями, представленными в сознании или подсознании человека. В своих научных исследованиях современная психология далеко вышла за пределы не только сознания как такового, но и собственно психических явлений, включив в сферу своих исследований изучение и объяснение поведения людей и животных (зоопсихология).

С включением поведения (деятельности) в предмет психологического изучения также возникают немалые трудности. Единого мнения о том, как представлять поведение (деятельность) человека в качестве предмета психологии, до сих пор не существует. Напомним, что С. Л. Рубинштейн считал, что деятельность (поведение) человека предметом психологии не является. Отвечая ему, А. Н. Леонтьев замечал, что сами психические процессы представляют собой виды деятельности, поэтому деятельность обязательно должна войти в предмет психологических исследований. В доказательство правильности своей позиции А. Н. Леонтьев приводит следующие аргументы:

  • 1) сами психические процессы являются производными от различных видов практической деятельности человека;
  • 2) не изучая деятельность человека, ее структуру и развитие, невозможно понять и психику человека;
  • 3) психика, оторванная от деятельности, превращается в нечто непонятное и непознаваемое.

Отсюда с неизбежностью следует, что, ие включая деятельность (поведение) в определение предмета психологии, мы, во-первых, существенно ограничиваем его, превращая психологию в науку, которая описывает и объясняет только психические явления. Во-вторых, в этом случае мы неверно представляем и саму психику человека, незаконно отрывая и изолируя ее от деятельности человека, или неправомерно рассматривая деятельность как нечто чуждое или внешнее по отношению к психике.

Сохранение за психологией ее прежнего названия, в общем, по-видимому, правильное, так как психологов как в наши дни, так и в прошлом, в первую очередь действительно интересовало познание и понимание душевных или психических явлений. Но, очевидно, что такого определения науки с учетом приведенных выше аргументов сегодня уже недостаточно. Тем не менее, нельзя признать удачными попытки назвать психологию по-другому, например, наукой о поведении, как это предлагали сделать бихсвиористы, наукой о бессознательном, как считали психоаналитики, наукой о реакциях или рефлексах, как полагали, например, К. Н. Корнилов или В. М. Бехтерев. Такие названия науки, очевидно, намного менее удачные, чем старое название «психология»

Сделанный выше краткий экскурс в историю психологии показывает, что при сохранении прежнего названия - «психология» или «наука о душе» - содержание исследований, которые вели ученые-психологи, на протяжении длительное истории развития этой науки несколько раз менялось. В древности душа рассматривалась как нечто, объективно существующее и отличающееся от материальных предметов и явления. Поэтому было правильно определять и ограничивать предмет соответствующей науки только психическими (душевными) явлениями. Вместе с тем, уже в древности душа, как мы установили в первой главе, понималась по-разному: и как источник всевозможных движений, наблюдаемых в мире, и как первооснова жизни, и как причина, объясняющая поведение человека и животных.

Предметом исследования науки о душе поначалу действительно были в основном только функции души и ее возможные проявления. Эти функции подробно описывались древними учеными. Вопрос о происхождении самой души решался материалистами и идеалистами по-разному. Первые пытались отождествить душевные явления с одной из разновидностей материи: движениями воздуха, огнем, эфиром, мелкими и подвижными атомами и т.п. Вторые объявляли душу чем-то нематериальным, никак не связанным с материальным миром ни по происхождению, ни по существованию. Идеалисты полагали, что душа не выводима из материи и не сводима к ней. Многие из них, кроме того, не находя удовлетворительного ответа на вопрос о происхождении души (на него в науке, в том числе материалистически ориентированной, до сих пор нет убедительного ответа ), сходились во мнении, что душой человека наделил Бог, и через нее он управляет поведением человека.

В XVI-XVII вв. возникла новая, естественно-научная, механистическая картина мира, нашедшая отражение в трудах многих европейских ученых - физиков и механиков, прежде всего Р. Декарта и И. Ньютона. Декарт предложил исключить из числа функций души управление простейшими движениями организма, ограничив ее роль только высшими психическими процессами: мышлением и аффектами. Круг явлений, подлежащих изучению в науке о душе, начиная с этого времени, сузился до того, что представлено в сознании человека. Психология в результате стала называться наукой о сознании человека, о его содержании и динамике, изучаемой с помощью метода внутреннего самонаблюдения - интроспекции.

Однако уже в XVIII в. ученые (например, Г. Лейбниц) заговорили о существовании бессознательного в психике и поведении человека. Эта идея постепенно завоевывала все большее число сторонников, и получила окончательное признание во второй половине XIX в., благодаря работам 3. Фрейда. В связи с этим возникла необходимость вновь поменять представление о предмете психологии, как науки, включив в нее изучение и бессознательных психических явлений. Такое изменение со временем действительно произошло, но оно практически не отразилось на определении предмета психологии. Еще как минимум в течение сотни лет после того, как ученые заговорили о бессознательном и признали его существование, психология продолжала определяться как наука о сознании, его строении, и это вполне соответствовало тому, что в основном изучалось в данной науке. В первой половине XX в. почти никто из ученых-психологов явно не включал в определение предмета науки бессознательные психические явления .

В конце XIX в. возникают первые прикладные отрасли научной психологии, такие, например, как клиническая и педагогическая психология. Появление этих отраслей психологии также потребовало переопределения предмета психологии. В результате в начале XX в. складывается ситуация, способствующая появлению нового, более современного и всеобъемлющего понимания предмета психологии, включающего кроме психических явлений, представленных в сознании человека, также и следующие моменты.

  • 1. Представление о том, что психология должна признавать и изучать бессознательные психические явления.
  • 2. Идею о том, что предметом психологии являются не только психические феномены как таковые, но и деятельность (поведение) человека и животных.
  • 3. Указание на то, ради чего все это должно исследоваться в психологии (функциональное назначение самих психических явлений и прикладное значение научных знаний о психике).

Однако необходимость переопределения предмета психологии в это время исторически совпала с двумя событиями, которые временно отложили на будущее поиск адекватного, обновленного и точного определения предмета данной науки. Это, во-первых, начавшееся разделение психологии на ряд наук и направлений исследования; во-вторых, кризис, поразивший мировую психологическую науку.

Вновь возникшие психологические науки специализировались на изучении отдельных групп психических явлений и форм поведения человека и животных. Каждая из них, соответственно, обрела свой, узко и специфически понимаемый предмет, отличный от предмета исследования психологии в целом и других психологических наук. Специфика понимания предмета психологии стала в этих условиях зависеть от направления, в котором шла разработка психологических идей. Так, в психоанализе, бихевиоризме, гештальтпсихологии, а далее в гуманистической и когнитивной психологии предметы научных исследований стали понимать по-разному. Это породило дополнительные трудности в поиске целостного понимания предмета психологии как науки.

Кризис мировой психологической науки, кроме того, обострил противоречия между вновь возникшими направлениями психологии, и наличие конкуренции между ними также явилось препятствием в поиске общего определения предмета всей психологии в целом. Представители каждого направления исследований, настаивая на его единственной правильности, предлагали, естественно, свое определение предмета психологии. Так, например, в бихевиоризме им стало поведение и его естественно-научное объяснение, в гештальтпсихологии - структурно понимаемые познавательные процессы и другие психические явления, в психоанализе - бессознательное и его роль в управлении психикой и поведением человека, в функционализме - жизненное предназначение различных психических явлений, в гуманистической психологии - личность в ее высших, духовных проявлениях.

До тех пор, пока психология находится в состоянии раздробленности, противостояния и разделенное™ прежде единой науки на множество направлений и школ, которые конкурируют друг с другом, - а такое состояние характерно для нее и в наши дни - общее определение предмета психологии, устраивающее всех без исключения ученых, найти невозможно.

Однако к концу XX в. ситуация все же изменилась к лучшему. Произошло сглаживание острых противоречий и открытой конкуренции между отдельными направлениями и школами психологии, наметилось их сближение (оно, к сожалению, до сих пор еще не завершилось), и это открыло перспективу поиска единого определения предмета психологии. Хотя такого определения до сих пор не существует, можно все же наметить пути его нахождения в будущем.

Проще всего понять и осознать, чем занимается современная психология, через краткое перечисление и описание тех явлений, которые в ней в настоящее время изучаются. Поэтому следующий параграф можно рассматривать как попытку развернутого описательного определения предмета психологии через представление изучаемой в ней системы явлений .

Психология - это, прежде всего, наука о явлениях, которые называют психическими или психологическими. Психология в связи с изучением таких явлений ставит и решает следующие важнейшие вопросы.

  • 1. Что представляют собой психические явления?
  • 2. Что отличает одни психические явления от других?
  • 3. Па какие группы (классы, разновидности) делятся психические явления?
  • 4. Чем психические явления отличаются от явлений, изучаемых в других науках?
  • 5. Откуда взялись и как возникли (если они действительно когда-то возникли) психические явления?
  • 6. Чем психические явления, характерные для человека, отличаются от аналогичных явлений, свойственных животным?
  • 7. Каким образом психические явления соотносятся с процессами, происходящими в организме человека, в частности, в мозге?
  • 8. Какое влияние психические явления оказывают на поведение человека?
  • 9. Как зависят психические явления от деятельности человека?

Наука о душе с древнейших времен была призвана дать объяснение тому, что происходит в мире, прежде всего разнообразным движениям, осуществляемым живыми объектами: животными и человеком. Современным научным языком эти движения определяются через понятие «поведение». Следовательно, объяснение поведения, исходя из знаний о душевных (психических) явлениях, представляло и до сих пор представляет одну из главных задач психологии, всегда входило в ее предмет. Это нужно понимать следующим образом. Поведение, как таковое, в чистом виде предметом психологического изучения нс является. Однако оно подлежит научному объяснению в именно психологии, хотя психология не выступает как единственная наука, объясняющая его. Представители многих других, гуманитарных и социальных, наук могут наряду с психологией претендовать на решение этой задачи. Поведение людей со своей стороны объясняют, например, биология, медицина, физиология, история, социология, философия, право, педагогики и многие другие науки.

По-иному обстоит дело с включением деятельности в предмет психологии. Она, в отличие от поведения, является предметом непосредственного психологического изучения. Психические явления так или иначе связаны с деятельностью (не поведением) и являются производными от нее. Ответить на сформулированные выше вопросы о том, какова природа психических процессов, откуда они берутся, как формируются и развиваются, невозможно, не изучая деятельность человека .

Психические явления, характерные для человека, проявляются в его деятельности, формируются в ней и познаются через деятельность. Одна из причин того, почему интроспекция как метод исследования оказалась несостоятельной в изучении психических явлений, как раз и заключалась в том, что данный метод познания отрывал психику от деятельности и игнорировал факт их взаимосвязи и взаимозависимости. Познание деятельности, по А. Н. Леонтьеву, есть одновременно и познание психики человека, поскольку психические явления выступают как важнейшие составляющие деятельности человека, а деятельность, в свою очередь, включает в себя психические процессы.

Таким образом, в краткой форме, обобщающей сказанное выше, рабочее определение современной психологии может звучать так: психология - это наука о деятельности человека, о связанных с ней психических явлениях, которые в ней рождаются, развиваются и регулируют ее. Дополнительной характеристикой предмета психологии, специально подчеркивающей ее научное и практическое ее значение, может стать понимание психологии как науки, объясняющей психические явления и, исходя из них, - поведение и деятельность человека.

Завершая обсуждение вопроса об определении психологии как науки, можно сделать следующие выводы.

  • 1. Па протяжении истории существования данной науки, несмотря на изменения, которые происходили в общенаучном мировоззрении и во взглядах на природу психических явлений, они неизменно входили в определение предмета данной науки.
  • 2. В связи с включением психических явлений в предмет психологии ставились и решались следующие вопросы:
  • 1) какова природа психических явлений в отличие от других явлений, существующих в мире и изучаемых разными науками;
  • 2) как психические явления связаны с другими явлениями, которые не выступают как психические;
  • 3) каким образом поведение (деятельность) человека зависит от психических явлений;
  • 4) каким образом формируются (развиваются, изменяются) психические явления?
  • 3. С древних времен и до наших дней шло постепенное сужение распространенности в мире и ограничение функций душевных (психических) явлений.
  • 4. Одновременно с этим расширялось представление о предмете психологии: от явлений, связанных только с сознанием, до бессознательных психических явлений и практической деятельности человека.
  • 5. Попытки признать психологию несостоятельной наукой, исключить психические явления из определения предмета психологии или заменить ее совсем другой наукой, объясняющей поведение без ссылки на психические явления, успеха не имели.
  • 6. В настоящее время предмет психологии более или менее определился, а ситуация, связанная с поиском такого определения, стабилизировалась. Однако к единому, всеобщему определению предмета своей науки психологи пока что не пришли.
  • Определять предмет практической психологии в этом учебнике мы не будем, посколькуего содержание в основном посвящено только научной, общей психологии.
  • Обсуждаемая далее, в шестой главе учебника материалистическая точка зрения А. Н. Леонтьева на возникновение элементарного психического явления в форме чувствительности из присущего живой материи свойства раздражимости вопрос о происхождении психики окончательнои непротиворечиво, к сожалению, не решает. Эта гипотеза, во-первых, до сих пор не имеет опытного,эмпирического или экспериментального подтверждения, во-вторых, порождает и оставляет без ответов ряд достаточно сложных вопросов, например следующие: 1) почему реакции живой материина звук, свет, фавитацию и т.п. связываются именно и только с наличием психики? Ведь и растения,и даже некоторые неживые объекты, как доказано в биологии, физике и химии, MOiyr реагироватьна подобного рода воздействия. Это означает, что необходимо признать наличие психики и у них,т.е. возвратиться к древнейшему, давно отвергнутому учению панпсихизма; 2) на каком основаниистимулы, на которые реагирует живое, делятся на биологические значимые (биотические) и биологические нейфальные (абиотические)? С физической точки зрения свет и тепло представляютсобой явления одинаковой природы, т.е. электромагнитные волны различной длины. То же самоеможно сказать, например, о звуках и ощущениях вибрации: за ними также стоят одинаковые поприроде физические явления - колебания давления воздуха с различной частотой. Свет и звук, поопределению А. Н. Леонтьева, - это абиотические воздействия, связанные с чувствительностью и,следовательно, с психикой, а тепло и вибрация - биотические стимулы, имеющие значение для организма и соотносимые, соответственно, с раздражимостью. Получается, что реакции организма наодинаковые по природе стимулы в одном случае объявляются биологически значимыми, в другом -нейтральными, в одном случае связываются, а в другом не связываются с наличием психики.
  • Правда, определенно утверждать, что дело обстояло именно так, тоже не совсем правильно.Признание существования бессознательного в психике человека все же отражалось на пониманиии определении предмета данной науки. Это, в частности, проявлялось в том, что большинствоученых перестаю определять предмет этой науки как только изучение сознания. Кроме того,включение в предмет психологии деятельности или поведения человека также означаю снятиеограничения ее предмета лишь явлениями сознания, поскольку как деятельность, так и поведениемогут иметь сознательно не контролируемый характер.
  • Заметим, что это будет попытка предложить действительно интегральное определениенауки - такой, какой она на самом деле не является. Вместо нее существует множество отдельных фундаментальных и прикладных психологических наук, для каждой из которых существует частное определение ее предмета. Здесь мы прелагаем рабочее определение, которое относится ко всем психологическим наукам и, вместе с тем, полностью не соответствуетопределению предмета ни одной из частных психологических наук.
  • Между деятельностью и поведением существуют принципиальные различия, которые будут подробно обсуждаться далее.

1. Определение психологии как науки.

2. Основные отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии.

1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Р. С . Немов предлагает следующую схему.

Схема 1 Основные явления, изучаемые современной психологией

Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы , которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.

Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).

Таблица 1 Примеры психических явлений и понятий Продолжение табл. 1

Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.

2. Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

3. Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.

Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

Черты внешнего наблюдения

1. Планомерность и систематичность проведения.

2. Целенаправленный характер.

3. Длительность наблюдения.

4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п.

Виды внешнего наблюдения

1. Структуированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).

2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) – выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции).

3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) – невключенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель).

Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.

Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

Трудности лабораторного эксперимента:

1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;

2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;

3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.

2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским . Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

Виды анкет:

1) индивидуальные – коллективные;

2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;

3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).

Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.

Виды интервью:

1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;

2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;

3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.

При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими.

Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.

Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.

Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

Классификация тестов

1. Тест-опросник – тест-задание.

2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) – синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).

3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия);

3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

2. Становление психологии как науки

1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Современные психологические концепции.

1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности.

Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.

Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух.

Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.

Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.

Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).

На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое.

Ярким представителем этого направления выступал Аристотель . Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные.

Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.

Ум зависит от величины мозга, эмоции – от сердца.

Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит . Он считал, что все в мире состоит их атомов.

Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня.

Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.

Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона .

Согласно его воззрениям человек – это узник в пещере, а действительность – его тень.

У человека две души: смертная и бессмертная.

Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом.

Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.

Существуют вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти.

Память – это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.

Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. в эпоху.

Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.

Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.

Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).

Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж. Локк .

Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.

Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.

Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.

Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями.

Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании.

Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.

Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.

Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.

Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;

3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).

Рассмотрим их подробнее.

Бихевиоризм. Его основоположником является американский ученый Д. Уотсон , который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.

Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов.

Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.

Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания.

Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».

Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом и К. Халлом . Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.

Цель – это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов.

Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.

К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы.

Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.

Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.

Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер ).

Гештальтпсихология зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы.

Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

Яркими представителями являются К. Левин , М. Вертгеймер , В. Келер и др.

Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом , поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное .

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.

Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже , У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда.

Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.

Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.

Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно.

Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией.

Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.

Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное .

Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.

Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм , который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены.

Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже , который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.

В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.

Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета.

Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников».

Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.

Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.

Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии очень широка, а психология – это активно и динамично развивающаяся наука.

Психология — наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Общая психология — фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.

Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.

История психологического знания насчитывает более 2000 лет, на протяжении которых она развивалась главным образом в рамках философии и естествознания.

Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология».

Однако лишь с начала XX в. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Па рубеже XX-XXI вв. существенно возросло значение психологии в связи со все большей ее включенностью в различные виды практической деятельности. Возникли такие ее отрасли, как педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д. Вместе с тем своеобразие объекта психологической науки породило в ее составе большое число науч- пых школ и теорий, дополняющих друг друга и нередко противоречащих друг другу.

Смысл самого слова «психология» становится понятным, если учесть, что оно состоит из двух греческих терминов:« psyche » — душа, происходящего от имени греческой богини Психеи , и« logos » - слово, понятие, учение, наука.

С момента своего появления психология стала выделяться среди других наук, поскольку она оказалась среди них единственной, которая названа именем богини.

Своим названием психология обязана греческой мифологии. Согласно одному из мифов, бог любви Эрот влюбился в простую крестьянку Психею . отличавшуюся, однако, божественной красотой. Но мать Эрота богиня Афродита была очень недовольна тем, что ее сын. небожитель, захотел соединить свою судьбу с простой смертной. Афродита стала прилагать усилия, чтобы разлучить влюбленных. Она заставила Психею пройти через множество испытаний. Но стремление Психеи соединить свою судьбу с Эротом оказалось столь велико, что это произвело сильное впечатление на богов Олимпа и они решили помочь Психею преодолеть все выпавшие на ее долю испытания и выполнить нее требования Афродиты. А тем временем Эроту удалось убедить верховного Бога — Зевса превратить Психею в богиню, сделать ее такой же бессмертной, как боги. Так влюбленным удаюсь соединиться навеки.

По сути дела, именно эта глубокая мысль о целостности универсума, включающего в себя два главных начала — материальное и духовное. заключенная в древнем мифе, стала основой представлений современной материалистической философии и психологии о сущности человеческой психики, как такого свойства высокоорганизованной материи, которое воплощает в себе высший этап универсальной эволюции природы.

Именно эта идея выражена в наиболее распространенном сегодня определении психологической науки:

Психология, есть наука, объектом которой являются закономерности психики как особой, высшей формы жизнедеятельности человека и животных.

Сама же психика сегодня понимается не как нечто таинственное и необъяснимое, а как возникшая в результате длительного процесса самоорганизации природы высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения на основе информации об этом мире.

На уровне человека, выражающего высшую ступень процесса организации, упорядоченности бытия, психика приобретает качественно новый характер в силу того, что биологическая природа человека преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает обширный внутренний план жизнедеятельности — сознание, а человек становится личностью.

Однако и сегодня следует учитывать, что в течение многих веков психика обозначалась термином «душа», которая представлялась как бесплотная сущность, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, сохранившимся до наших дней, зависит не столько от процессов самоорганизации природного бытия, не столько от живого тела, сколько от внеземных, сверхприродных начал, от недоступных нашему понимианию потусторонних сил. Именно такое представление о сущности психического лежит в основе всех современных мировых религий, в том числе и христианства, а также поддерживается и некоторыми направлениями философии и современной психологической науки.

Однако, с точки зрения других психологических учений, психика является высшим продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным, внешним миром, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.

Но так или иначе основу современной психологии составляют исторически сложившиеся представления о соответствии психического и материального миров, сосуществовании внутреннего и внешнего, душевного и телесного, субъективного и объективного бытия.

Конечно, прежде чем прийти к такому представлению о сущности психического, знание о нем должно было пройти длительный путь развития, включающего в себя ряд этапов. Знакомство с содержанием этих этапов помогает глубже понять психическую реальность и на этой основе сделать сознательный выбор между существующими поныне различными сс трактовками.

Процесс становления психологического знания был длительным и трудным. Эти трудности были не случайны. Они связаны со спецификой психического, которая порождала в прошлом и порождает сегодня немало проблем в развитии психологической науки, в частности объясняет сохранение вплоть до настоящего времени политеоретического характера этой области знания.

Трудности развития психологии связаны со следующими особенностями сферы психического:

Особое местонахождение, локализация объекта психологической науки. Физические носители этого объекта находится не вне, а внутри нас. Причем физические носители психических функций «запрятаны» внутри нас особенно надежно: в черепе, в других наиболее прочных костных структурах нашего скелета.

Эта особо надежная зашита, созданная природой для охраны психики. вместе с тем значительно затрудняет исследование тайн этой сферы.

Специфика психического мира состоит также и в том, что, будучи тесно связанным с материальным, физическим миром, с единым для всего универсума процессом самоорганизации, он вместе с тем по ряду своих свойств противоположен ему. Как уже отмечалось, психика отличается такими свойствами, как бесплотность, нематериальность, невидимость. Конечно, психические свойства иногда выходят наружу, они проявляются в словах, жестах и действиях людей и таким образом отчасти материализуются.

Однако между этими зримыми, материальными проявлениями и самими психическими явлениями всегда остается дистанция, иногда огромного размера. Недаром некоторые знатоки человеческой психики утверждают, что язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли.

Из указанных особенностей сферы психического вытекает и еще одна, с которой постоянно сталкивались исследователи, - невозможность точной фиксации, физической или химической регистрации психических процессов, происходящих в нервной системе, особенно в мозге, невозможность объективного определения возникающих внутри нас мыслей и чувств. Именно поэтому предпринимавшиеся неоднократно попытки создания так называемого «детектора лжи» или хронографа оказывались неудачными, поскольку неизменно обнаруживалось. что в процессе их экспериментального использования эти приборы фиксируют лишь физиологические процессы (изменения пульса, температуры тела, давления и т.п.), с которыми связаны психические явления, но не сами эти психические явления.

И наконец, еще одна сложность познания психической реальности возникает в связи с невозможностью использования для ее изучения всего комплекса наших познавательных способностей, поскольку психические явления нельзя ни увидеть, ни обонять, ни осязать: их можно воспринять лишь опосредованно, умозрительно, с помощью нашей способности к отвлеченному мышлению, поскольку только эта наша уникальная способность и дает возможность увидеть невидимое.

Все эти особенности психической реальности делали задачу ее исследования особо сложной и привели к тому, что путь развития психологии оказался весьма длительным и противоречивым. Этот путь включал в себя ряд этапов, каждый из которых порождал свою особую форму психологического знания.

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению тех или иных собственно психологических проблем, идей и представлений. Для того чтобы разобраться в них. нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Особенно важно уяснить, что психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией , учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека , ориентируются на тот или иной его образ.

В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок той или иной исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний представляет собой, хотя и сложный, противоречивый, но вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и формированием на этой основе новых объяснений его психики.

В этом процессе обычно выделяют три основных исторических этапа, которым соответствуют три формы психологического знания:

  • , или житейская, психология;

Структура психологической науки

Исторический процесс развития каждой науки связан со все более значительной ее дифференциацией, в основе которой лежит процесс расширения объекта данной науки. В результате современные науки, особенно фундаментальные, к числу которых относится и психология. представляют собой сложную многоотраслевую систему. По мере усложнения структуры науки возникает необходимость классификации составляющих ее отраслевых наук. Под классификацией отраслевых наук понимается их систематическое деление, упорядочивание научного знания путем разложения той или иной науки как родового понятия на составляющие ею родовые понятия.

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин.

Разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли и психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

генетическая, дифференциальная и возрастная психология.

Для психически грамотной организации воспитания необходимо знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психологии.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии, или педагогически запущенными детьми.

Объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик. формирования умственных действий); психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми: психология учителя).

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, как, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Предмет психологической науки

Само название психологии означает, что психология — это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении . Итак, впервые психология определилась как наука о душе. Но исследовать душу научными методами оказалось достаточно сложно. В ходе исторического развития, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения. На этом пути психология достигла значительных успехов в изучении явлений психики человека: были выявлены основные компоненты психики, изучены закономерности формирования ощущения и восприятия, выявлены виды памяти, виды и особенности мышления, изучены психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности и т.д.

Однако, как констатируют многие психологи, путь отказа от понятия души и замена ее понятием психики в конечном итоге оказался для психологии тупиковым.

На протяжении XX в. и западная, и советская психология исходили из мира наличного бытия, а духовная жизнь рассматривалась как продукт «особым образом организованной материи» — мозга и социальных взаимодействий. Результатом такого полхода стали, как отмечает Б.С. Братусь, не только мертвый, бездушный, душу отдавший человек как объект исследования, но и мертвая, бездушная психология.

Как бы психология ни претендовала на научную объективность, тем не менее в основе любой значимой психологической концепции XX в., будь то бихевиоризм или марксистская психология, психоанализ или гуманистическая психология, исходным предстает образ человека, лишенного бессмертной души, подвластного инстинктам, блуждающего в поисках удовольствий, утех, деятельности, самореализации, самовозвеличивания и т.д.

В ходе попыток построения психологии как самостоятельной научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения произошла утрата единства самой психологической науки. Психология в XX в. представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований, чаше всего почти никак не связанных друг с другом. Одно время надежды возлагались на общую психологию, призванную играть руководящую роль по отношению к конкретным психологическим исследованиям, но эти надежды не оправдались.

В настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , опирающаяся на те или иные психологические теории либо на целый ряд их и вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий привело к проблеме предмета психологии. Для бихевиориста предметом изучения является поведение, для сторонника теории деятельности — психически управляемая деятельность, для христианского психолога — живое знание о генезисе греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Закономерно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет исследования, или же следует признать наличие множества психологий?

Одни ученые считают, что психология представляет собой единую науку, которая, как и любая другая наука, имеет свой особый предмет. Психология как наука занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и ни обогащались знания о нем, какими бы терминами ею ни обозначали, можно выделить признаки, которые характеризуют собственно предмет психологии, отличающий ее от других наук.

Психология — это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Другие ученые склоняются к мысли, что психология — это наука и практика в единстве, а наука и практика в психологии понимаются по-разному. Но это означает, что психологий много: не меньше, чем реальных опытов построения психологической науки-практики.

Восстановление единого предмета психологии и синтез психологического знания возможен только путем возврата психологии к признанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследований, ее постулирование, се благоговейное признание, постоянная необходимость соотнесения с самим фактом и целями се существования неизбежно изменят, преобразят формы и суть психологических исследований.

Многие непредубежденные психологи, как на Западе, так и в России, осознали глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накопленные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глубинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались.

В последние годы происходит сближение духовно-опытного и научно-теоретического способов познания мира.

Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Многие современные психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовности с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чисто образные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.

К концу XX в. осознается необходимость построения единой картины мира, в которой были бы синтезированы как результаты научного познания природы и человека, так и плоды тысячелетнего духовного опыта. Лидером в этом процессе, как и всегда было в истории научного познания, выступают физики. Вслед за физикой в научной психологии также стало приходить осознание необходимости перестройки мировоззрения и выхода к многомерному пониманию человека.

С учетом всего изложенного психологи приходят к пониманию психологии как науки о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с обшей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются:

  • психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);
  • психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);
  • психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;
  • психология учителя.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Словарь

Трансперсональная психология — направление в психологии XX в., основанное американским психологом С. Грофом и рассматривающее человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, а его сознание как часть мировой информационной сети.

Советская психология — период в развитии отечественной психологии, когда мировоззренческой основой психологических исследований служила марксистско-ленинская философия.

Духовно ориентированная психология — направление в современной отечественной психологии, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия.

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психика — это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Посредством психики человек отражает закономерности окружающего мира.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент , — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией достаточно широк. Так, в современной психологии выделяют большое количество разделов:

  • общая психология,
  • возрастная психология,
  • социальная психология,
  • психология религии,
  • патопсихология,
  • нейропсихология,
  • семейная психология,
  • психология спорта
  • и т.д.

В психологию проникают и другие науки и отрасли научного знания (генетика, логопедия, юриспруденция, антропология, психиатрия и др.). Происходит интеграция классической психологии с восточными практиками . Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, современному человеку необходимо овладение основами психологии.

"Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить" , — писал Джон Голсуорси.

Психология оперирует следующими методами:

  • Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.
  • Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.
  • Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса. Эксперимент может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.
  • Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

У истоков современной психологии стояли Аристотель, Ибн Сина, Рудольф Гоклениус , впервые использовавший понятие "психология", Зигмунд Фрейд , о котором, наверняка, слышал даже человек, не имеющий отношения к психологии. Как наука, психология зародилась во второй половине 19 века, отделившись от философии и физиологии. Психология исследует механизмы психики бессознательные и осознаваемые человеком.

Человек обращается к психологии, чтобы познать себя и лучше понимать своих близких . Это знание помогает увидеть и осознать истинные мотивы своих поступков. Психологию ещё называют наукой о душе , которая в определенные моменты жизни начинает задавать вопросы, — "кто я?", "где я?", "зачем я здесь?" Зачем человеку нужно это знание и осознание? Чтобы держаться на дороге жизни и не падать то в одну канаву, то в другую. А упав, найти в себе силы подняться и идти дальше.

Интерес к этой области знаний возрастает. Тренируя тело, спортсмены обязательно приходят к психологическим знаниям и расширяют их. Двигаясь в направлении своих целей, выстраивая отношения с людьми, преодолевая трудные ситуации, мы также обращаемся к психологии. Психология активно вливается в обучение и воспитание, в бизнес, в искусство.

Человек — это не только кладезь определённых знаний, умений и навыков, но и личность со своими эмоциями, чувствами, представлениями об этом мире.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни на работе, ни дома. Чтобы продать себя или произведенный продукт, нужны определенные знания. Чтобы иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, так же необходимы знания психологии. Понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, — и здесь на помощь придут психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни . "Психология — это умение жить".

Психология – это наука, занимающаяся изучением психической деятельности человека, формирования познавательных процессов, свойств и состояний психики. Также психология изучает воздействие на психику внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами в обществе. Существует множество разделов общей психологии, и в каждом из них изучается определенная область проявлений психики, к примеру, педагогическая психология, возрастная психология.

Психология как наука

На протяжении всей истории человечества существует потребность в разделении и исследовании психологического склада людей. Многие ученые древности затрагивали тему психологии и выделяли некоторые аспекты в плане идеализма и материализма.

Основоположником идеализма и дуализма считается Платон, который впервые распределил людей по имеющимся у них личным качествам – разум в головах, мужество в груди и вожделение в животе. Считалось, что руководители обладают разумом, воины – мужеством, а рабы – вожделением. Кроме того, Платон уделял особое внимание человеческой душе, и считал ее чем-то божественным, существующим отдельно от тела и познающим вечные истины. Таким образом, Платон выделял два самостоятельных начала, и его учения стало первым в таком роде.

Его последователем стал Аристотель, ставший родоначальником материализма – направления, утверждающего, первичность материи и вторичность сознания человека. Аристотель стремился к тому, что психология это часть медицины, но полностью объяснить поведение человека с такой точки зрения ему не удалось. Именно поэтому Аристотель впервые выдвинул теорию неразделимости тела и души.

Опираясь на труды этих ученых, многие философы работали в направлении изучении психики и поведения человека. В 1879 году известным психологом Вильгельмом Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория, что стало началом развития психологии как экспериментальной науки.

Предмет изучения психологии

Психология — это наука, которая рассматривает человека как субъект деятельности, особенности его становления и личные качества, способность познавать мир и взаимодействовать с ним. Немаловажным аспектом является изучение возникновения и развития психики человека, основ психической деятельности, особенностей формирования психических образов мира и их воплощение в реальность, единство социальных и биологических факторов в жизни человека, индивидуальных особенностей личности, поведения индивидуума в социальной среде и в конкретных видах деятельности.

Познание самого себя настолько же важно, как и познание окружающего мира, поэтому основами общепсихологических знаний должен обладать каждый. Это помогает правильно взаимодействовать с другими людьми, стремиться к постоянному совершенствованию и развитию, уверенно чувствовать себя в любой среде. Психология применяется в самых разных сферах деятельности человека, что поспособствовало развитию ее отраслей – медицинской, юридической, педагогической, военного дела, маркетинга.

Общепсихологические знания нужны всюду, где есть необходимость в использовании ресурсов человеческой психики. Психология широко применяется в клиниках, школах, в управленческих структурах, в центрах подготовки космонавтов и социального развития. Сегодня существует множество квалифицированных специалистов, владеющих теми или иными методами, и оказывающих профессиональную помощь всем, кто в ней нуждается.

Методы психологии

В настоящее время невозможно выделить какую-то универсальную методику, подходящую для каждого конкретного человека, потому разработано множество направлений, помогающих разбираться в особенностях поведения. Психология различает следующие наиболее интересные методы:

  • психоанализ – данный метод используется чаще всего при решении личных проблем и внутренних переживаний. Опытный специалист проводит тщательную работу с бессознательными детскими воспоминаниями, которые зачастую и являются причиной проблем во взрослой жизни;
  • телесно-ориентированная терапия – некоторые психологи считают, что при подавлении эмоций в теле наблюдаются так называемые мышечные зажимы. Для их расслабления необходимо применять специальный массаж и упражнения;
  • позитивная психология – это рассмотрение конкретной ситуации в целом, видение ее позитивных и негативных аспектов. Благодаря такому подходу, появляется возможность раскрыть и развить скрытые способности человека, что помогает ему справиться с определенной проблемой.
  • гештальт-психология – это способность осознавать себя «здесь и сейчас», помогающая лучше справляться со стрессовыми ситуациями благодаря осмыслению личного опыта.

Зачастую, при возникновении проблем личного характера человек спешит за помощью к специалисту, владеющему каким-либо методом психологии. Если максимально подобрать его для конкретного пациента, можно эффективно выяснить причину проблем и справиться с проблемой.

Главные задачи психологии

Основной задачей является осознание психических особенностей посредством раскрытия предметных связей, ставших причиной появления психические явления. Такое психологическое познание следует понимать как осознание психических особенностей через раскрытие связи с окружающим миром. Таким образом, становиться очевидным, что психология это наиболее практичная наука, рассматривающая сущность человека, поскольку благодаря ее изучению можно познать самого себя, других людей и окружающий мир.

Постоянный интерес к самопознанию и обогащению внутреннего мира объясняется тем, что наблюдается тенденция к интеграции всех аспектов жизни общества – экономической, политической и духовной, как основе благополучия. Это объясняется тем, что классические понятия экономики (решение технологических задач в хозяйственной деятельности) отодвигаются на второй план более новыми задачами – модернизированными концепциями, направленными на решение гуманитарно-психологических проблем.

10 thoughts on “Психология – это…

    Безусловно, психология — наука сильная! Сущность человека, его помыслы во все века вызывала у философов целую бурю споров в поисках истины…
    В одном уверен чётко — какие-то основы гештальт-терапии нужно знать. Это может пригодиться в экстремальной ситуации.

    Я тоже считаю, что психология нужна абсолютно в любой сфере деятельности. Чем бы человек не занимался, его окружает сплошная психология. Даже если он профессионально не на высоте, но при этом сильный психолог, взлет по карьерной лестницу обеспечен

    Все часто считают себя хорошими психологами! Будь то менеджеры при продажах или риелторы! Но многие из них часто всё же ошибаются в людях или сами становятся жертвой ещё большего психолога!
    Часто всё больше слышу что «Психология-это жизнь»!

    Еще не освоив толком психологию люди сделали ее оружием воздействия на самый непознанный орган — мозг и методом манипулирования. Мне не нравится, что психология преподается в каждом втором вузе. Это наука не для каждого. Ей место только в медицинских вузах.

    Считаю, что в каждой семье должен быть психолог или просто нужно всем посещать психологов. Это люди которые спасают жизни. Но нужно быть настоящим профессионалом, что бы помогать, а не вредить людям!

    Психология в последние годы довольно популярной стала среди молодежи. Вот только, как видно из статьи, она гораздо сложнее и многограннее банальной фразы «хотите об этом поговорить?», с которой часто ассоциируют психологов. Интересная информация, спасибо.

    Психология — это довольно интересная наука, та, которую хочется изучать не только в обязательной институтской программе, но и самостоятельно, для саморазвития. Она очень помогает в жизни, в процессе общения с другими людьми, достижения собственных жизненных целей.

    В СССР о психологии говорили очень мало и информация для простых людей была даже под запретом. А ведь это очень важные знания и многое люди все же должны знать, мы многое делаем не осознанно, но наши действия все равно срабатывают и порой оказываются негативными. Но если знать и делать направленно, легче добиться успеха.

    Психология — это действительно наука, только вот каких «психологов» рождает наше общество? Где ее сейчас активно применяют? В НЛП, для увеличения продаж и формирования общества «потребителей», а не творцов и это факт. Когда человек персонально начинает интересоваться психологией, читать книги и анализировать — то это нужная обществу психология, в отличие от той, когда «безмозглый биоробот» приходит за помощью к так называемому психологу, в надежде на то, что сеансы с «более знающим человеком» решат его проблемы. Спасение утопающего — дело рук самих утопающих. Нужно жить своей головой, а не советами тех, кто вам говорит, что правильно, а что нет.