Дрожжин Спиридон Дмитриевич. Литературная карта Тверского края

В 2016 г. вышло первое собрание сочинений поэта-крестьянина. Трёхтомник Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930) выпущен тверским издательством СКФ-офис, но появился он благодаря усилиям многих: генерального директора ГК «Голутвинская слобода» Андрея Огиренко, где развивается проект комплексного развития территории «Малое Завидово», администрации Вахонинского сельского поселения при поддержке РГНФ и Правительства Тверской области (научно-исследовательский проект № 13-14-69001 а/Ц) и внука поэта, Валентина Семёновича Морева. А главной научной силой в этой работе был известный историк литературы и фольклорист, профессор, доктор филологических наук Михаил Викторович СТРОГАНОВ. Сегодня он рассказывает о Дрожжине, Тверском крае и русской поэзии, развёртывающейся в пространстве и во времени...

– Михаил Викторович, вообще-то имя Дрожжина всем известно со времён букваря. Его строки «Всё зазеленело... / Солнышко блестит, / Жаворонка песня / Льется и звенит...»; «Улицей гуляет / Дедушка Мороз... / Иней рассыпает / По ветвям берёз» помнятся с раннего детства. Однако об их авторе даже специалисты знают мало, а большинство лишь то, что он был крестьянином, который вдруг стал писать стихи. Как это произошло? Расскажите, пожалуйста, о его жизни.

– Дрожжин родился в семье крепостного крестьянина в 1848 году, за тринадцать лет до отмены крепостного права. И его становление как личности пало на эпоху великих реформ, когда крестьяне получили личную свободу и юридические права на образование. Это был действительно великий перелом в жизни России, который мы еще фактически не осознали. Мы справедливо говорим о тяжелом экономическом положении эмансипированных крестьян, но мы несправедливо умалчиваем, что крестьяне эти могли учиться и работать не только на земле, но и в городах, получать самые разные профессии. Эти профессии были тоже низко оплачиваемыми, но о хождении рабочих пó миру (в отличие от крестьян) мы не знаем. Условия труда рабочих были столь же беспросветно тяжелыми, но появилась возможность выбора, распорядиться которой каждый человек мог (хотя бы в принципе) в соответствии со своими силами и возможностями. Раньше и того не было.

Вот школа Дрожжина: мальчик-половой в питерском трактире «Кавказ», потом приказчик в разных табачных лавках, после лакей у одного ярославского дворянина. Вот его университеты: приказчик в лавке при табачной фабрике в Ташкенте, доверенный по поставке дров на станции Николаевской железной дороги, приказчик в книжных магазинах. Каждый новый шаг был шагом вперед, каждый раз статус Дрожжина поднимался. Я не хочу обманывать себя и других и утверждать, что путь этот был однонаправленным и легким. Были в его жизни и тяжелые периоды, и неудачи, и срывы, и почти всё время - угнетающее безденежье. Но было бы исторически ошибочно, а по отношению по отношению к самому Дрожжину и несправедливо говорить только о невзгодах и не увидеть большого человеческого роста. Вот если мы соединим в нашем сознании все тяготы и невзгоды со всеми успехами и одолениями, то картина будет более ясной. Крестьянин всю жизнь шел к достижению своей мечты.

А было у Дрожжина две постоянные мечты: мечта о поэзии, песне и красоте и мечта о крестьянской деревенской жизни, никогда не оставлявшее его стремление вернуться в родные места. Дрожжин покинул родную Низовку не по своей воле. Отец вернулся из Питера, где безуспешно пытался заработать оброк, и семья решила отправить первенца Спирю в столицу на прокорм: в малоземельной и неплодородной Низовке кормиться было нечем. Оторванный от дома, Дрожжин очень хотел вернуться и несколько раз возвращался, но каждый раз вынужден был вновь уезжать на заработки. Он смог вернуться и поселиться в Низовке только тогда, когда получил постоянную императорскую пенсию за свое литературное творчество - ежегодные сто рублей. Стихи вернули его к крестьянской жизни. Но сперва за эти стихи он получал одни зуботычины, и от служителей «Кавказа», и от своих родных.

– Мы знаем, что в Шотландии был такой крестьянин-поэт, Роберт Бёрнс, обретший мировую славу, даже виски выпускают с его именем. А в мировой поэзии много таких землепашцев с тетрадкой для стихов за кушаком? В русской поэзии?

– Я уже сказал, что Дрожжин стоит в ряду тех русских крестьян, которые с освобождением от крепостной зависимости искали новых путей в жизни. Эти новые пути были неизбежно связаны с повышением культурного и образовательного уровня. Такие поэты-крестьяне были в каждой национальной культуре, но не все они заняли такое место, как Бёрнс или Шевченко в культурах своих народов. Дрожжин хорошо понимал свое типологическое сходство с этими поэтами. Он и Бёрнса знал (его переводил близкий друг Дрожжина Иван Белоусов), и Шевченко (а его он сам переводил, подражал ему, съездил на его могилу - единственное литературное путешествие в его жизни). Но Шевченко стоял у истоков национальной поэзии украинского народа, а творчество Бёрнса совпало с национальным возрождением шотландского народа, поэтому они и получили статус национальных поэтов. Иная ситуация была в России, где национальный поэт уже был, где к моменту поэтической работы Дрожжина было много других замечательных поэтов и где сам он был современником символистов. Так что типологическое сходство есть, но в эволюционном ряду это разные явления.

– Заметен ли Дрожжин в этом ряду? В чём его отличие от ему подобных?

– Если в сравнении со значением Бёрнса и Шевченко для своих культур значение Дрожжина для русской было значительно меньшим, то среди русских поэтов-крестьян, поэтов из народа Дрожжин был едва ли не самым примечательным. Вторая половина XIX века дала огромное количество народных поэтов, однако Дрожжин не только оставил самое большое поэтическое и прозаическое наследие, но и создал из своей жизни культурный прецедент огромной силы. Он показал, как выбивается к большой творческой жизни человек из самых низов, не имеющий ни малейшего образования. Строил он свою жизнь для себя, конечно. Но построил ее он и для других, как образец. И в этом смысле Дрожжин велик и уникален.

Дрожжин называл себя поэтом-крестьянином, хотя, если честно сказать, он мало знал крестьянский труд. Но Дрожжин внушал своему читателю идею крестьянского поэта, и именно таким он вошел в общественное сознание. Это был проект всей его жизни, проект яркий, оригинальный и удачный.

– Говоря о Дрожжине, обязательно вспоминают о его встрече с Рильке, но порой такие рассказы не лишены домыслов и преувеличений. Расскажите, пожалуйста, о том, как всё было в действительности.

– К сожалению, в двух словах это не расскажешь. Я об этом написал большую работу, но пока еще не напечатал её. Это очень смешная история о том, как европейская культура конца века создавала миф о цельной и загадочной русской душе и как при ближайшем рассмотрении этот миф разрушился. Настоящий Дрожжин не имеет отношения к мифам, которые сочинял Рильке. Но самое главное - Дрожжин и интересен не тем, что несколько его стихов перевел Рильке.

– На мой вкус, современное издание сочинений даже забытых поэтов – дело не только благородное, но и необходимое для здорового развития культуры. И всё же – как появилась идея издать именно Дрожжина, какую цель Вы как учёный ставили перед собой? Кто ещё участвовал в подготовке издания?

– Я за свою жизнь издал несколько полузабытых и даже неизвестных русских поэтов: Петра Плетнёва, Фёдора Львова, Александра Бакунина, Александра Башилова, Виктора Теплякова. Обычно эти книги я делал со своими коллегами, но это была моя инициатива. Дрожжин - не совсем обычный для меня проект. Еще в 1996 году, когда отмечался 150-летний юбилей поэта, Евгения Строганова, профессор кафедры истории русской литературы Тверского университета, которой я тогда заведовал, подбила меня провести научные чтения, посвященные Дрожжину. Сама она в этих чтениях не участвовала, но у нас появился сборник, в котором, кроме научных статей, были собраны все известные воспоминания о Дрожжине. Работая над этим сборником, я подружился с ныне покойным Леонидом Андреевичем Ильиным, который в 1938 году создал музей Дрожжина в поселке Завидове Конаковского района, куда после затопления Низовки Иваньковским водохранилищем был перенесен дом поэта. Он щедро делился своими знаниями и материалами. А в 2010 году нынешняя заведующая этим музеем Елена Владимировна Павлова, изумительно инициативный и творческий человек, побудила меня взяться за Дрожжина; именно она и нашла наших спонсоров ГК «Голутвинская слобода» и её генерального директора Андрея Огиренко. Большую и важную роль в работе над собранием сыграл мой коллега известный тверской журналист кандидат филологических наук Евгений Викторович Петренко. Вот и думай, какую цель ты ставил перед собой. Изначально был интерес вернуть писателя в литературу, потому что только более или менее полная публикация текстов представляет писателя миру. Но потом стало отчетливее формироваться то представление о Дрожжине, которое я попытался изложить в начале нашего разговора. Захотелось не просто издать Дрожжина, а сделать именно такого Дрожжина.

– Расскажите, пожалуйста, о составе собрания, о его полноте, о дрожжинской прозе, занимающей третий том.

– Вот-вот, какого же Дрожжина? Первые два тома включают все опубликованные и частью неопубликованные стихотворения и поэмы. Но Дрожжин всю свою жизнь писал и автобиографическую прозу. Он почти во все свои книжки включал автобиографию, которую старательно переписывал от издания к изданию. При этом очень часто книги назывались так: жизнь поэта-крестьянина Дрожжина с приложением его стихов. Автобиография публиковалась на первом месте, и стихи должны были восприниматься на фоне этой автобиографии. Дрожжин как бы говорил: вот она, проза жизни, из которой и родилась - вот она! - поэзия. И автобиографическая проза составила третий том: три принципиально разных варианта автобиографии (всего их было, как можно судить, пять, остальные отличались от них незначительно) и дневник 1921-1930 годов. Этот дневник - сам по себе великолепный документ эпохи: письма читателей, стихотворные посвящения коллег по перу, хроника литературной и общественной жизни. И рядом с этим - несколько наивное и очень понятное старческое умиление своим успехом. Читая этот дневник, невольно вспоминаешь Маяковского:

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

Попишет

стихи.

Может быть, это о Дрожжине и написано, но никто не занимался этим вопросом.

– Как соотносятся в дрожжинском творчестве фольклор и литература?

– Я думаю, что вопрос сложнее. Дрожжин - это наивная поэзия, которая стала профессиональной. Дрожжин пользуется чужим словом так, как это делает фольклор и наивная поэзия, для которых чужое значит не имеющее автора, а ничье, общее, поэтому чужим можно пользоваться не для того, чтобы кивнуть на предшественника, а потому, что удачно сказанное не грех и повторить. Дрожжин, сочиняя стихи, пел их, и песня - любимое жанровое обозначение его стихотворений. Но в народный репертуар Дрожжин не вошел в отличие от родственных ему Ожегова, Горохова и особенно раннего Сурикова. На стихи Дрожжина писали музыку профессиональные поэты (каталог песен, подготовленный кандидатом искусствоведения Ниной Константиновной Дроздецкой, представлен во втором томе собрания), а народной песней стала фактически только одна - «У колодца», фрагмент из поэмы «Дуняша». Вот и народный поэт, а в народ не пошёл.

– Книги прекрасно изданы, Тверской полиграфический комбинат, как всегда, на высоте, но необходимо сказать об иллюстрациях, о фотографиях во всех трёх томах. Какое место им отведено в общей концепции собрания?

– Собрание сочинений подготовлено издательством «СФК-офис», директор которого Евгений Михайлович Бондарев очень любит книгу и любит её делать. Иллюстративный материал издания был предоставлен завидовским музеем Дрожжина: старые, выцветшие фотографии, пострадавшие не только от времени: в 1941 году Завидово находилось в зоне оккупации, музей был разграблен, а экспонаты погибали, выброшенные на улицу. Наш издатель довел эти старые материалы до такого качества, что Вы теперь восхищаетесь ими. Этот приятно. Но вообще мы с Бондаревым хотели представить поэта-крестьянина, поэтому и цвет обложки выбрали под мешковину, а фотографии поместили на разворотах в одну общую рамочку, как это принято было в крестьянских избах. Если читатель заметит это, он и поймет наш нехитрый замысел.

– Что в собрании сочинений представляется Вам особенно важным?

– В собрании важна гармония. Важно было найти границу между томами стихов: и чтобы более или менее равномерно было, и чтобы деление отвечало периодизации творчества. Кажется, это удалось. Первый том - стихи эпохи скитаний. Второй том - стихи оседлой жизни в Низовке. Третий том - проза. Неправильно, конечно, что проза оказалась на втором месте: у Дрожжина автобиографическая проза предшествовала стихам. Но мы пока не решились начать представление поэта-крестьянина с прозы.

– Есть ли в Ваших планах продолжение работы по представлению других полузабытых русских писателей, не обязательно крестьян?

– Нет, пока таких планов у меня нет. Есть разные другие планы, но не эти. Е. б. ж.

Беседу вёл Сергей ДМИТРЕНКО.

Книги есть в фонде Конаковской МЦБ

(1848-12-18 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство: Годы творчества: Дебют:

в Викитеке.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин ( -) - русский поэт.

Биография

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело» , «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был И. А. Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодке, в том числе в альманахе «Зарницы ».

Книги Спиридона Дрожжина

Примечания

Литература

  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 2: Г - К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 186-187.
  • Погорелов Т. Дрожжин и его поэзия. Уфа. - 1906
  • Памяти С. Д. Дрожжина: К 20-летию со дня смерти поэта. Калинин. - 1951
  • Ильин Л. Кайсын Кулиев о Райнере Рильке и Спиридоне Дрожжине // Тверь: Альманах. М. - 1989
  • Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX века. Тверь. - 1999
  • Бойников А. М. Поэзия Спиридона Дрожжина: Монография. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2005.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 18 декабря
  • Родившиеся в 1848 году
  • Родившиеся в Тверской губернии
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1930 году
  • Умершие в Тверской области
  • Поэты по алфавиту
  • Русские поэты
  • Поэты России
  • Похороненные в Тверской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дрожжин, Спиридон Дмитриевич" в других словарях:

    Русский советский поэт. Родился в семье крепостного. Начал печататься в 1873, стал известен как талантливый «поэт самоучка», защитник обездоленного люда, певец… … Большая советская энциклопедия

    - (1848 1930) русский поэт, бытописатель русской деревни. Сборники Поэзия труда и горя (1901), Заветные песни (1907), Песни крестьянина (1929) … Большой Энциклопедический словарь

Родился 9 декабря, по другим сведениям 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями , Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 начал вести дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжин становится активным сотрудником множества журналов: «Дело», «Слово», «Семейные вечера» и др. в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду.

После заполнения Иваньковского водохранилища его прах и последний дом в 1937 были перенесены в п.г.т. Новозавидовский, где открыт музей (более 2-х тысяч ед. хранения).

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 г. его посещает Райнер Мария Рильке.

В первое десятилетие XX в. одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 — 1907 годов; яркий пример — посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение ).

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.


(6(18).12.1848 – 24.12.1930)

Выдающийся русский крестьянский поэт-самоучка конца ХIХ - первой трети ХХ в. Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовка Городненской волости Тверского уезда Тверской губернии (по другим сведениям, в деревне Пугино, соседней с Низовкой) 18 (6) декабря 1848 г. в семье беднейших крестьян, крепостных помещика М.Г. Безобразова. Дрожжины жили очень бедно и гнетущая, доходящая до нищеты нужда с детских лет окружала будущего поэта. Одновременно на становление его личности самое непосредственное влияние оказала патриархальная атмосфера крестьянского уклада, а также привитие ему с детства начатков православной веры, особенно дедом, который «был необыкновенно богомолен» и «страстный любитель книг Священного писания».

Осенью 1858 г. мать отвела юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где он и проучился «две неполные зимы». Затем в конце 1860 г. С.Д. Дрожжин по причине тяжёлого материального положения семьи был отправлен родителями на заработки в Петербург. Его первая профессия - мальчик-половой в грязном трактире «Кавказ» при гостинице «Европа».
Впоследствии, пытаясь выбиться из нужды, Дрожжин сменил множество занятий: был приказчиком в табачной лавке и магазине газовых свечей, подручным буфетчика, чернорабочим, лакеем у помещика, доверенным по поставке дров Николаевской железной дороги, агентом Волжского пароходного общества «Самолёт», продавцом в книжных магазинах, учился в школе молочного хозяйства Н.В. Верещагина. В течение всего 35-летнего периода скитаний поэт попеременно проживал в Санкт-Петербурге, Москве, Ташкенте, Харькове, Новгородской и Ярославской губерниях. На долю Дрожжина выпадали месяцы полной нищеты, когда ему приходилось закладывать предметы одежды и ночевать прямо на улицах и в парках. Вынужденная необходимость продавать свой труд за мизерную плату, постоянная материальная и жилищная зависимость от работодателей сформировали у поэта обострённое чувство общественного неравенства, которое он воплотил во многих стихотворениях.

В 1863 г. Дрожжин впервые знакомится с творчеством Н.А. Некрасова, в 1864 г. - с революционно-демократическим журналом «Искра». Неустанно занимаясь самообразованием, поэт в 1866 г. записывается в Императорскую Публичную библиотеку. В круг его чтения входили произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, И.А. Гончарова, Н.Г. Помяловского, Г.И. Успенского и других, а также запрещённые в то время сочинения Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. В личной библиотеке поэта были книги А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, В.Г. Белинского, И.С. Никитина, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасова, Ф. Шиллера, П. Беранже. Посещение собрания кружка петербургских студентов-разночинцев в 1867 г. способствовало формированию самостоятельности убеждений С.Д. Дрожжина, в которых соединялись революционно-демократические и православно-державные воззрения (например, в стихотворении «Русь (1875) он опирается на известную триаду «православие, самодержавие, народность»).

Весь период вынужденных скитаний С.Д. Дрожжин сохранял родственные, социальные и духовные связи со своей деревенской родиной. Периодически возвращаясь в Низовку, поэт с удовольствием занимается сельскохозяйственным трудом, который становится для него источником не только морального удовлетворения, но и творческого вдохновения («Первая борозда (1884), «Песня пахаря» (1891) и другие стихотворения).
Первые поэтические опыты С.Д. Дрожжина относятся к 1865 г., но началом его творческой деятельности принято считать публикацию стихотворения «Песня про горе добра-молодца» в конце 1873 г. в журнале «Грамотей».
В феврале 1878 г. С.Д. Дрожжин сближается с православным литератором и педагогом Н.А. Соловьёвым-Несмеловым (1847-1901), который оказал огромное влияние на духовное и творческое развитие поэта. При его посредничестве Дрожжин с начала 1880-х гг. публикуется в журналах «Семейные вечера», «Свет», «Детское чтение», «Луч», «Родник», «Воспитание и обучение», «Юная Россия», «Ребус», поэтических сборниках, а в 1879 г. завязывает переписку с И.З. Суриковым. В 1880-1881 гг. он вместе с Н.А. Соловьёвым-Несмеловым и несколькими другими литераторами организует «Пушкинский кружок», из-за участия в котором в 1884 г. попадает под негласный надзор полиции.
В 1884 г. в трёх номерах журнала «Русская старина» увидело свет автобиографическое повествование «Поэт-крестьянин С.Д. Дрожжин в его воспоминаниях. 1848-1884 гг.», написанное по заказу редактора-издателя М.И. Семевского. В 1889 г. в Петербурге выходит первая книга поэта, и литературная критика начинает обращать на него серьёзное внимание. Тем не менее, С.Д. Дрожжин продолжает испытывать нужду и лишения: два его сына умирают в младенчестве, а в 1894 г. в Низовке сгорает его дом вместе с библиотекой и рукописями.
В 1896 г. С.Д. Дрожжин вместе с семьёй окончательно возвращается в родную деревню, где сочетает крестьянский труд с литературным творчеством. Это его решение поддержал Л.Н. Толстой, с которым С.Д. Дрожжин встречался в 1892 и 1897 гг. Творческим результатом этого шага стала окончательная самоидентификация С.Д. Дрожжина как национального православного поэта-крестьянина, слившегося с родной «почвой» и физически, и духовно.
На рубеже XIX-XX в. поэт достигает пика литературной деятельности и читательской известности: 32 из 35 его прижизненных книг были изданы в 1898-1929 гг. Большой популярностью пользовались сборники С.Д. Дрожжина «Песни крестьянина» (1898), «Поэзия труда и горя» (1901), «Новые стихотворения» (1904), «Баян» (1909) и др. Несмотря на постоянное пребывание в деревне, он не отрывается от общероссийской литературной и культурной жизни: поддерживает отношения и завязывает новые знакомства с издателями, редакторами и литераторами А.А. Коринфским, И.А. Белоусовым, Ф.Ф. Фидлером, Н.Н. Златовратским, И.И. Горбуновым-Посадовым, М.Л. Леоновым и др. В 1899 г. поэт вступает в члены кассы взаимопомощи литераторов и учёных, в 1905 г. - в Общество любителей российской словесности. В 1903 г. Суриковский литературно-музыкальный кружок, куда вместе с Дрожжиным входили «писатели из народа» М.Л. Леонов, Е.Е. Нечаев, Ф.С. Шкулёв и другие, организует в Москве его чествование в связи с 30-летием литературной деятельности. На стихи С.Д. Дрожжина сочиняли музыку более 30 композиторов, в том числе Ц.А. Кюи, В.С. Калинников, В.И. Ребиков, Ф.О. Лашек, Р.М. Глиэр, А.Н. Чернявский. Две песни на его стихи исполнял Ф.И. Шаляпин.
Поэзия С.Д. Дрожжина привлекла внимание выдающегося немецкого поэта Р.М. Рильке, который посетил Низовку 18-23 июля 1900 г. и перевёл на немецкий язык несколько его стихотворений.

В 1900-1903 гг. С.Д. Дрожжин состоял в должности сельского старосты. Данный факт свидетельствовал о том, что крестьяне видели в нём своего авторитетного представителя. Поэт, хотя и пытался дистанцироваться от бремени общественных забот, воспринимал свою новую обязанность как возможность служить народу, что вполне соответствовало его демократическим убеждениям.
В 1903 г. Российская Академия Наук назначает поэту ежегодную пожизненную пенсию имени императора Николая II в сумме 180 рублей, которая становится для него основным источником дохода. В декабре 1910 г. на основании отзыва почётного академика К.К. Романова (К.Р.) четыре книги С.Д. Дрожжина 1907-1909 годов издания были удостоены премии имени М.Н. Ахматова в сумме 500 рублей. 11 ноября 1912 г. поэт получил кратковременную аудиенцию у К.К. Романова. Эту встречу, как и присланный позднее очерк о себе с дарственной надписью К.Р., он воспринял с большой радостью.
Основными темами поэзии С.Д. Дрожжина были деревенский труд и быт, пейзажи всех времён года, самоотверженное патриотическое служение Родине и социальный протест против угнетённого положения беднейших слоёв народа, лирико-философские размышления над универсальными константами бытия, нравственное совершенствование, крестьянское горе и душевный стоицизм. Несмотря на неотрывность С.Д. Дрожжина от материального и духовного уклада тверской деревни, его поэзия по степени типизации общественных процессов и жизненных ситуаций, мыслей и внутренних переживаний лирического героя - крестьянина-пахаря - принадлежит к общероссийским, а не к регионально замкнутым литературным явлениям. Благодаря народно-песенной основе, выражению крестьянского миропонимания, национальному характеру, фольклорной аксиологии и образности, жизненной достоверности, простоте слога она была доступна самой широкой читательской аудитории.
Немало стихотворений С.Д. Дрожжина о сельском труде пронизаны неподдельным чувством здорового оптимизма, поэтизацией земледелия. Он подчёркивает такую черту крестьянской ментальности, как нестяжательство, но вместе с тем, не отрицал наличествующий в сознании крестьянина идеала скромного достатка, обеспечиваемого исключительно своими руками.
Трудовая радость крестьянина сопровождалась и немалым числом бед: он терпел материальную нужду, смерть коня-пахаря в разгар сева, неурожай, голод, нищету. Целая гамма, связанных с этой стороной деревенской жизни пессимистических мотивов и ситуаций, которые можно объединить собирательным выражением «крестьянское горе», развёртывается в стихотворениях Дрожжина «Две поры» (1876), «Смерть коня-пахаря» (1877), «В засуху» (1897), «На Волге» (1899) «Осенней ночью» (1907) и др. Тем не менее, даже на уровне образной системы поэт противопоставляет крестьянский труд городскому: первый у него - «весёлый», «бодрый», «вольный», «радостный», второй - «подневольный», «гнетущий», «непосильный». В отличие от деревни, город почти не порождает у Дрожжина положительных эмоций. Описание завода и тесных комнат, где ютится городская беднота, приобретает в его урбанистической лирике черты инфернальности и фантасмагории («Ночь» (1887), «В столице» (1884), «Мне тяжело воспоминать…» (1899) и др.). Антитеза «город-деревня» аналогично спроецирована и на бытовую сферу.
Живописуя деревенскую реальность, С.Д. Дрожжин постоянно мечтал о воплощении вековой крестьянской мечты в виде некоего «мужицкого рая», блага которого, выраженные в идеализированных атрибутах быта, станут высшим вознаграждением за крестьянский труд. Мотив честного труда - один из сквозных в дрожжинской лирике.
Природа в стихах Дрожжина - это непритязательные по внешней красоте лесные, водные и луговые ландшафты Верхневолжья. Они отличаются реалистической конкретикой, выпуклостью, тесной связью с хозяйственным круговоротом крестьянской жизни, синтезом природного и бытового пейзажа. Однако в каждом времени года поэт, наряду с восхищением весною, радостью лета, «праздником осени» (сбором урожая), умиротворённостью зимы, по-прежнему воплощает противоречивость крестьянского бытия, что также порождает и более усложнённые комбинации психологических настроений.
Из любви к окружающему крестьянскому и природному миру - сугубо конкретному и предельно вещественному - выросло в поэзии С.Д. Дрожжина высокое и непоколебимое чувство патриотизма. Любовь к малой родине вызывает в его душе всечеловеческую отзывчивость, любовь ко всему миру.
В качестве основных гражданских мотивов в дореволюционных стихотворениях Дрожжина закрепились стремление к свободе, осознаваемой прежде всего как крестьянская воля и протест против социальной несправедливости («Не весёлый напев…» (1878), «Честным порывам дай волю свободную…» (1879), «Воля» (1905), «От безотрадных горьких дум…» (1906) и др.). Вместе с тем, идейным стержнем политических убеждений поэта была концепция гражданского мира. В стихотворении «После долгой разлуки» (1917), посвящённом соседу-помещику Н.А. Толстому (1856-1918), он выступает не за обострение социального противоборства, а за примирение различных общественных групп на основе высшей гражданской и духовной ценности - России.
Социальной, культурно-нравственной и философской первоосновой мировоззрения и творчества С.Д. Дрожжина всегда оставалась православная вера. Вот почему христианская духовность, морально-нравственные посылки, евангельские сюжеты и библейские аллюзии пронизывают собой все тематические блоки и мотивы его лирики. Религиозность русского человека в произведениях Дрожжина - естественная норма поведения. Христианской аурой проникнут у него и деревенский пейзаж, и окружающая природа, и безмерность мироздания.
С.Д. Дрожжин также создал немало православно-гражданских стихотворений, например, «На 1879 год» (1878), «Застольная песня» (1880), «Слава Всевышнему Богу» (1886), «К Богу» (1909) и др. В стихотворных молитвах он ратует перед Христом за личное обретение высших христианских добродетелей.
Биполярность народного бытия обусловила амбивалентность поэтического мышления С.Д. Дрожжина, которая наиболее убедительно воплотилась в его программном стихотворении «Я для песни задушевной…» (1891).
Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию С.Д. Дрожжин вначале встретил восторженно, видя в них реальное осуществление идеала свободной крестьянской Руси. Но, испытывая настороженность к революционным нововведениям, он весной 1917 г. отказывается участвовать в работе волостного исполкома и стать председателем волостного суда.
В 1918-1920 гг. С.Д. Дрожжин, потрясённый новыми народными бедствиями, в ряде своих стихотворений («Страшно жить и скучно…» (1918), «Царь-голод» (1919), «Душа болит, мутится ум…» (1920) и др.) гневно обличает антинациональную и антиправославную сущность Октябрьского переворота, «красный террор», тотальное ограбление крестьян в процессе продразвёрстки, жестокость подавления народных восстаний, братоубийственную Гражданскую войну.
Особенно угнетающе подействовали на поэта взятие в заложники и бессудный расстрел Н.А. Толстого вместе с женой. По этим причинам в начале 1920-х гг. С.Д. Дрожжин, лишённый к тому же прежнего материального обеспечения, переживает глубокий духовный кризис, полностью не преодолённый им и в последующие годы, что подтверждает его переписка с давними друзьями-поэтами А.А. Коринфским, М.Л. Леоновым и И.А. Белоусовым.

Дом-музей С.Д. Дрожжина

Тем не менее, поэт участвует в работе I съезда тверских поэтов и писателей из народа, состоявшегося Твери 6-8 ноября 1919 г., поддерживает тесные творческие и личные контакты с членами Тверского литературно-художественного общества имени И.С. Никитина. Чтобы не умереть с голоду, Дрожжин, превозмогая недуги, выступает на литературных вечерах в Москве, Твери, Клину, Завидове, Редкине.
С 1923 г. неблагоприятная ситуация вокруг поэта начала изменяться к лучшему. Повторно возрастает его читательская популярность. По ходатайству Общества по изучению Тверского края Центральная Комиссия по улучшению быта учёных 20 февраля 1923 г. назначила С.Д. Дрожжину повышенную пенсию и академический паёк. В самой Низовке поэта посещают делегации школьников и друзья-писатели; он также получает немало писем от почитателей своего дарования. В 1923 г. тверскими никитинцами было подготовлено и проведено чествование поэта в связи с его 75-летием. В том же году в Москве и Твери выходят сразу пять книг С.Д. Дрожжина, а его самого избирают почётным членом Всероссийского Союза поэтов. Имя Дрожжина присваивается нескольким школам, одной из улиц Твери, пароходу. В Тверском и Ржевском музеях открываются Дрожжинские комнаты, а Низовка переименовывается в Дрожжино. По распоряжению наркома почт и телеграфов 27 февраля 1926 г. в доме поэта устанавливается радиоприёмник, а в год своего 80-летия он удостаивается приветствия Президента Академии наук СССР А.П. Карпинского.
Несмотря на популяризацию своей поэзии, признание заслуг перед литературой и народом, творчество С.Д. Дрожжина после 1917 г. истолковывалось в вульгарно-социологическом ключе и подверглось сильному цензурному вмешательству: стихотворения на православную тематику выбрасывались из книг, многие произведения безжалостно купировались или подвергались идеологической редакторской правке, часто своевольной. В самой Твери празднование 80-летия поэта было использовано местными властями, в первую очередь, в политических целях. Публикации в газетах «Тверская правда» и «Смена» фальсифицировали сложные страницы жизни Дрожжина, создавали мифологизированный и далёкий от действительности образ труженика-поэта, неутомимо поющего хвалу Советской власти.
Как следствие, невзирая на благосклонность высоких должностных лиц советского государства, С.Д. Дрожжин в глубине сознания оставался «внутренним эмигрантом», подчас открыто демонстрируя оппозиционность новой власти. Так, летом 1929 г. он принимает в Низовке поэта А.А. Коринфского, который 14 ноября 1928 г. был арестован в Ленинграде по делу «об участии в контрреволюционной работе группы монархистов», решением Коллегии ОГПУ от 13 мая 1929 г. осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР (антисоветская агитация) и выслан в Тверь.
С.Д. Дрожжин скончался в Низовке 24 декабря 1930 г. В 1937 г. при сооружении Иваньковского водохранилища прах поэта и его дом были перенесены из зоны затопления в с. Завидово, где 1 мая 1938 г. открылся Дом-музей С.Д. Дрожжина.

А.М. Бойников , кандидат филологических наук, доцент,
член Союза писателей России, член Союза журналистов России.

Библиография:

Дрожжин С.Д. Собрание сочинений: в 3 т. - Тверь: СФК-офис, 2015. - Т. 1-3.
Бойников А.М. Поэзия Спиридона Дрожжина: монография. - Тверь: ТвГУ, 2005. - 228 с.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин: библиогр. указ. - Тверь: ЧуДо, 1998. - 115 с.
Спиридон Дрожжин глазами современников и потомков. - Тверь: Золотая буква, 2001. - 240 с.
Гончарова И.А., Редькин В.А. Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени И.С. Никитина. - Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 2002. - 192 с.
Иванова Л.Н. Дрожжин Спиридон Дмитриевич // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М., 1992. - Т. 2. - С. 187.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930). Поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках заработков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), устраиваясь на работу лакеем, приказчиком, продавцом в лавках и т.п.

С 16 лет стал пробовать сочинять сам, и в 1873 появилась первая его публикация в журнале «Грамотей», где печатались в основном такие же «самодеятельные» писатели, как Дрожжин. Постепенно он свел знакомство с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, стали покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа).

В 1892 г. в книжном магазине А. С.Суворина, где он работал в это время, Дрожжин познакомился с Л. Толстым и вызвал у него интерес. Позже, когда С. Дрожжин вернулся в родную деревню Низовка, он приезжал к Толстому в Хамовники.

Личность Спиридона Дрожжина привлекла внимание Р. М. Рильке, он гостил у поэта в 1900 г. и перевел на немецкий язык несколько его стихотворений. Написанные в духе кольцовско-никитинской традиции произведения С. Дрожжина пользовались большой популярностью у определенно настроенного круга общества. Их включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения.

Его книги выдерживали по несколько изданий («Песни крестьянина», 1898; «Поэзия труда и горя», 1901; «Песни рабочих», 1906; «Заветные песни», 1907; «Новые русские песни», 1909, и др.)