Генрих Бёлль: самый русский немецкий писатель. Биография Активная политическая позиция
Давид Белль – человек, который показал всему миру, что такое паркур, никогда не мечтал о работе в киноиндустрии. Мужчина с детства грезил о том, что прославит новый и интересный вид спорта. Но став старше и добившись определенного успеха, Белль не отказался от интересной возможности проявиться себя в новом деле. Давид, чье тело, покрытое тату, с невероятной скоростью передвигается в пространстве, стал одним из любимых актеров и каскадеров .
Детство и юность
Спортсмен и актер родился 29 апреля 1973 года в небольшом городке Фекан, находящемся на северо-западе Франции (будущий паркурщик – француз по национальности). Мальчик стал вторым ребенком у супругов Раймонда и Моник Белль. Обоих детей воспитывал дедушка, который большую часть своей жизни прослужил пожарным. Такую же судьбу после службы в армии для себя выбрал отец Давида, а в будущем и старший брат ребенка.
Неудивительно, что детство мальчика прошло под рассказы о долге, чести и правильном саморазвитии. Любовь к спорту Давиду привил отец. Мужчина, который проходил в армии спецподготовку, рассказал мальчику о технике, которая в будущем получила название паркур. Чтобы достичь успеха в этом виде спорта, ребенок практиковался в гимнастике, легкой атлетике, альпинизме и восточных единоборствах.
В 15 лет подросток решил, что образование вовсе не является необходимостью, и бросил школу. Молодой человек, рост которого уже достиг к этому моменту 1,79 м, покидает родных и отправляется на поиски единомышленников. Вскоре Давид знакомится с Себастьяном Фуканом. У молодых людей оказались схожие интересы, и в 1987 году на свет появляется команда «Ямакаси».
Команда «Ямакаси»
Изначально паркур-команда состояла лишь из упоминаемого выше дуэта, но вскоре к основателям присоединились еще 7 человек. Параллельно с занятиями паркуром Давид получил сертификаты, позволяющие профессионально оказывать первую медицинскую помощь. Вскоре после этого «Ямакаси» распались. Команде предложили участвовать в постановке «Нотр Дам Де Пари», согласие дали все участники команды, кроме Белля и Фукана.
Через пару месяцев Давид и Себастьян тоже решили прекратить общие тренировки. В биографии экстремала наступило затишье, которое угнетало молодого человека. Давид поступает на службу в пожарную часть, но перелом запястья меняет планы Белля.
Фильмы и паркур
Пока заживала травма, Давид скучал. От нечего делать молодой человек снял и смонтировал несколько видеороликов, демонстрирующих успехи юноши в паркуре. Выложенные в Интернет клипы заметили молодые режиссеры, которых вдохновил Давид, и дело его жизни вдохновило на создание документального фильма. Работа на камеру пришлась Беллю по душе, и молодой человек стал осваивать киноискусство.
В 1997 году состоялось дебютное появление Давида в художественной картине. Молодой человек сыграл в эпизоде сериала «Луи Паж». Затем последовала череда второстепенных ролей.
Первая серьезная работа в кино состоялась только в 2004 году. Режиссер Люк Бессон пригласил Белля в свой фильм «13-й район». Давид воплотил на экране образ молодого человека по имени Лейто. Парень вырос в бедном квартале и единственным лучом надежды считал родную сестру, которую похитили местные бандиты. Вместе с полицейским (роль исполнил каскадер Сирил Раффаэлли) мужчины пытаются спасти девушку.
После премьеры боевика, в котором Белль самостоятельно поставил и выполнил все трюки, мужчина проснулся знаменитым. Вместе с Давидом получил мировую известность и паркур. В 2008 году мужчине досталась небольшая роль в боевике «Вавилон нашей эры». Помимо работы перед камерой, паркурщику доверили постановку нескольких ключевых сцен боевика.
В 2009 году актера и каскадера накрывает новая волна популярности. Причина – на экраны выходит кинолента «13-й район: Ультиматум». Люк Бессон вновь доверил главные роли Давиду Беллю и Сирилу Раффаэлли, но столь долгожданное продолжение не повторило успеха первого фильма.
Второстепенная, но весьма колоритная роль нашлась для Давида и в новом фильме Бессона «Малавита». Мужчина перевоплощается в киллера мафии по имени Меззо, нанятого, чтобы убить главного героя и его семью.
В 2014 году Белля приглашают на съемки ремейка «13-го района». Кинокартина получила название «13-й район: Кирпичные особняки», а действие ленты перенесли в США. Давиду вновь досталась главная роль, партнером по съемкам паркурщика стал актер . Белля, который говорил на английском языке с акцентом, пришлось переозвучивать .
Параллельно со съемками в кино мужчина не забывал о развитии паркура. Давид участвовал в создании различных спортивных соревнований, ставил специфические сцены в боевиках, снимаемых в Европе и Азии, и сам регулярно тренировался.
В 2017 году мужчину пригласили на съемки рекламы «Porsche». Давид Белль представил публике новый автомобиль марки – 911 GT2 RS.
Личная жизнь
Насколько мужчина словоохотлив, когда журналисты спрашивают его о паркуре, настолько же Давид немногословен в отношении своей семьи. Мужчина не рассказывает о жене в интервью. Неизвестно даже, состоят ли супруги в официальном браке и как зовут возлюбленную Белля.
Пара воспитывает 3 сыновей: Себастьян появился на свет в 2005 году, Бенджамин – в 2009-м, а Исайя Белль – в 2012-м. Фото с детьми, которые часто встречаются в «Инстаграме» каскадера, полны любви и неподдельной нежности.
Давид Белль сейчас
В феврале 2018 года актер отправился на фестиваль фантастического кино, ежегодно проводимого в Жерарме. Мужчину пригласили стать членом жюри. На конкурс выставляются фильмы в жанре и фантастики, и ужасов.
В марте того же года состоялась премьера фильма «Рискуя жизнью», в котором Давиду досталась роль главного злодея. Срежиссировал кино, написал сценарий и воплотил на экране образ главного положительного персонажа коллега Белля – Ли Бинъюань.
Апрель 2018-го Давид Белль встретил в Японии. Каскадер посетил первый этап кубка мира по паркуру. Мужчина внимательно следил за соревнованиями и под конец сделал фото с победителями.
Фильмография
- 2001 – «Передача»
- 2002 – «Роковая женщина»
- 2004 – «13-ый район»
- 2005 – «Лучший мир»
- 2008 – «Вавилон Н.Э.»
- 2009 – «13-ый район: Ультиматум»
- 2013 – «Малавита»
- 2014 – «13-ый район: Кирпичные особняки»
- 2015 – «Джая»
- 2016 – «Суперэкспресс»
- 2018 – «Рискуя жизнью»
Генрих Бёлль родился 21 декабря 1917 г. в Кёльне, в либеральной католической семье ремесленника. С 1924 по 1928 г. учился в католической школе, затем продолжил обучение в кёльнской Гимназии кайзера Вильгельма. Работал столяром, служил в книжном магазине. После окончания средней школы в Кёльне, Бёлль, писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказывается одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. По окончании классической гимназии (1936) работал учеником продавца в букинистическом магазине. Через год после окончания школы его отправляют на работу в трудовом лагере Имперской службы труда.
Летом 1939 г. Бёлль поступает в Кёльнский университет, но уже осенью его призывают в вермахт. Во время Второй мировой войны 1939-1945 года пехотинцем воевал во Франции, участвовал в боях на Украине и в Крыму. В 1942 Бёлль женится на Анне Мари Чех, которая родила ему двух сыновей. В апреле 1945 г. Бёлль сдаётся в плен американцам.
После плена он работал столяром, а затем возвратился в Кёльнский университет и изучал там филологию.
Печататься Бёлль начал в 1947 году. Первые произведения - повесть «Поезд приходит вовремя» (1949), сборник рассказов «Странник, когда ты придёшь в Спа…» (1950) и роман «Где ты был, Адам?» (1951, рус. пер. 1962).
В 1950 Бёлль стал членом «Группы 47». В 1952 в программной статье «Признание литературы руин», своеобразном манифесте этого литературного объединения, Бёлль призвал к созданию «нового» немецкого языка - простого и правдивого, связанного с конкретной действительностью. В соответствии с провозглашёнными принципами ранние рассказы Бёлля отличаются стилистической простотой, они наполнены жизненной конкретностью. Сборники рассказов Бёлля «Не только к Рождеству» (1952), «Молчание доктора Мурке» (1958), «Город привычных лиц» (1959), «Когда началась война» (1961), «Когда кончилась война» (1962) нашли отклик и у широкой читающей публики, и у критики. В 1951 писатель получил премию «Группы 47» за рассказ «Чёрная овца» о молодом человеке, не желающем жить по законам своей семьи (эта тема позже станет одной из ведущих в творчестве Бёлля). От рассказов с незамысловатыми сюжетами Бёлль постепенно перешел к более объёмным вещам: в 1953 опубликовал повесть «И не сказал ни единого слова», год спустя - роман «Дом без хозяина». Они написаны о недавно пережитом, в них узнавались реалии первых, трудных послевоенных лет, затрагивались проблемы социальных и моральных последствий войны. Славу одного из ведущих прозаиков ФРГ принес Бёллю роман «Бильярд в половине десятого» (1959). Заметным явлением в германской литературе стало следующее большое произведение Бёлля - «Глазами клоуна» (1963).
Вместе с женой Бёлль переводил на немецкий язык американских писателей - Бернарда Маламуда и Джерома Сэлинджера .
В 1967 Бёлль получает престижную немецкую премию Георга Бюхнера. В 1971 г. Бёлль был избран президентом немецкого ПЕН-клуба, а затем возглавил и международный ПЕН-клуб. Этот пост он занимал до 1974 г.
В 1969 году на телевидении состоялась премьера снятого Генрихом Бёллем документального фильма «Писатель и его город: Достоевский и Петербург». В 1967 году Бёлль побывал в Москве , Тбилиси и Ленинграде, где собирал материал для него. Еще одна поездка состоялась через год, в 1968 году, но только в Ленинград.
В 1972 он первым из немецких писателей послевоенного поколения был удостоен Нобелевской премии. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход нового романа писателя «Групповой портрет с дамой» (1971), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века.
Генрих Бёлль пытался выступать в печати с требованием провести расследование гибели членов РАФ. Его повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974) была написана Бёллем под впечатлениями от нападок на писателя в западногерманской печати, которая не без основания окрестила его «вдохновителем» террористов. Центральная проблема «Потерянной чести Катарины Блюм», как и проблема всех поздних произведений Бёлля - вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Бёлля - «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981). В 1979 опубликован роман «Под конвоем заботы» (Fursorgliche Belagerung), написанный ещё в 1972 г., когда пресса была переполнена материалами о террористической группе Баадера и Майнхоф . В романе описываются разрушительные социальные последствия, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во время массового насилия.
Биография
Генрих Бёлль родился 21 декабря 1917 г. в Кёльне, в либеральной католической семье ремесленника. С по г. учился в католической школе, затем продолжил обучение в кёльнской Гимназии кайзера Вильгельма. Работал столяром, служил в книжном магазине. После окончания средней школы в Кёльне, Бёлль, писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказывается одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд . По окончании классической гимназии (1936) работал учеником продавца в букинистическом магазине. Через год после окончания школы его отправляют на работу в трудовом лагере Имперской службы труда .
В 1967 Бёлль получает престижную немецкую премию Георга Бюхнера . В г. Бёлль был избран президентом немецкого ПЕН-клуба , а затем возглавил и международный ПЕН-клуб. Этот пост он занимал до г.
В 1969 году на телевидении состоялась премьера снятого Генрихом Бёллем документального фильма «Писатель и его город: Достоевский и Петербург». В 1967 году Бёлль побывал в Москве , Тбилиси и Ленинграде , где собирал материал для него. Еще одна поездка состоялась через год, в 1968 году, но только в Ленинград.
В 1972 он первым из немецких писателей послевоенного поколения был удостоен Нобелевской премии. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход нового романа писателя «Групповой портрет с дамой» (1971), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века.
Генрих Бёлль пытался выступать в печати с требованием провести расследование гибели членов РАФ . Его повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974) была написана Бёллем под впечатлениями от нападок на писателя в западногерманской печати, которая не без основания окрестила его «вдохновителем» террористов. Центральная проблема «Потерянной чести Катарины Блюм», как и проблема всех поздних произведений Бёлля - вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Бёлля - «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981). В 1979 опубликован роман «Под конвоем заботы» (Fursorgliche Belagerung), написанный ещё в 1972 г., когда пресса была переполнена материалами о террористической группе Баадера и Майнхоф . В романе описываются разрушительные социальные последствия, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во время массового насилия.
В 1981 выходит роман «Что станется с мальчиком, или Какое-нибудь дело по книжной части» (Was soll aus dem Jungen bloss werden, oder: Irgend was mit Buchern) - воспоминания о ранней юности в Кёльне.
Бёлль был первым и, пожалуй, самым популярным в СССР западногерманским писателем молодого послевоенного поколения, книги которого были изданы в переводе на русский. С 1952 по 1973 на русском языке было опубликовано более 80 рассказов, повестей, романов и статей писателя, причем его книги выходили намного большими тиражами, чем на родине, в ФРГ. Писатель неоднократно бывал в СССР , однако был известен и как критик советского режима. Принимал у себя А. Солженицына и Льва Копелева , изгнанных из СССР. В предшествующий период Бёлль нелегально вывозил рукописи Солженицына на Запад, где они были опубликованы. В результате произведения Бёлля были запрещены к публикации в Советском Союзе. Запрет был снят лишь в середине 1980-х гг. с началом перестройки .
В том же 1985 г. выходит ранее неизвестный роман писателя - «Солдатское наследство» (Das Vermachtnis), который был написан в 1947 г., однако публиковался впервые.
В начале 1990-х годов на чердаке дома Бёлля нашли рукописи, в которых содержался текст самого первого романа писателя - «Ангел молчал». Этот роман после создания был самим автором, обременённым семьёй и нуждающимся в деньгах, «разобран» на множество отдельных рассказов ради получения большего гонорара.
Похоронен 19 июля 1985 года в Борнхайме-Мертене рядом с Кёльном при большом скоплении народа, с участием коллег-писателей и политических деятелей.
В 1987 в Кёльне был создан Фонд Генриха Бёлля - неправительственная организация, тесно взаимодействующая с партией «Зелёных» (его отделения существуют во многих странах, в том числе и в России). Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии, прав человека.
Сочинения
- Aus der «Vorzeit» .
- Die Botschaft . (Весть; 1957)
- Der Mann mit den Messern . (Человек с ножами; 1957)
- So ein Rummel .
- Der Zug war pünktlich . (Поезд прибывает по расписанию; 1971)
- Mein teures Bein . (Моя дорогая нога; 1952)
- Wanderer, kommst du nach Spa… . (Путник, когда ты придешь в Спа…; 1957)
- Die schwarzen Schafe . (Паршивые овцы; 1964)
- Wo warst du, Adam? . (Где ты был, Адам?; 1963)
- Nicht nur zur Weihnachtszeit . (Не только под рождество; 1959)
- Die Waage der Baleks . (Весы Балеков; 1956)
- Abenteuer eines Brotbeutels . (История одного солдатского мешка; 1957)
- Die Postkarte . (Почтовая открытка; 1956)
- Und sagte kein einziges Wort . (И не сказал ни единого слова ; 1957)
- Haus ohne Hüter . (Дом без хозяина; 1960)
- Das Brot der frühen Jahre . (Хлеб ранних лет; 1958)
- Der Lacher . (Поставщик смеха; 1957)
- Zum Tee bei Dr. Borsig . (На чашке чая у доктора Борзига; 1968)
- Wie in schlechten Romanen . (Как в плохих романах; 1962)
- Irisches Tagebuch . (Ирландский дневник; 1963)
- Die Spurlosen . (Неуловимые; 1968)
- Doktor Murkes gesammeltes Schweigen . (Молчание доктора Мурке; 1956)
- Billard um halb zehn . (Бильярд в половине десятого; 1961)
- Ein Schluck Erde .
- Ansichten eines Clowns . (Глазами клоуна; 1964)
- Entfernung von der Truppe . (Самовольная отлучка; 1965)
- Ende einer Dienstfahrt . (Чем кончилась одна командировка; 1966)
- Gruppenbild mit Dame . (Групповой портрет с дамой; 1973)
- "Die verlorene Ehre der Katharina Blum. Потерянная честь Катарины Блюм
- Berichte zur Gesinnungslage der Nation .
- Fürsorgliche Belagerung .
- Was soll aus dem Jungen bloß werden? .
- Das Vermächtnis . Entstanden 1948/49; Druck 1981
- Vermintes Gelände . (Заминированная территория)
- Die Verwundung . Frühe Erzählungen; Druck (Ранение)
- Bild-Bonn-Boenisch .
- Frauen vor Flusslandschaft .
- Der Engel schwieg . Entstanden 1949-51; Druck (Ангел молчал)
- Der blasse Hund . Frühe Erzählungen; Druck
- Kreuz ohne Liebe . 1946/47 (Крест без любви; 2002)
- Генрих Белль Собрание сочинений в пяти томах
Москва: 1989-1996
- Том 1: Романы / Повесть / Рассказы / Эссе; 1946-1954 (1989), 704 стр.
- Том 2: Роман / Повести / Путевой дневник /Радиопьесы / Рассказы / Эссе; 1954-1958 (1990), 720 стр.
- Том 3: Романы / Повесть / Радиопьесы / Рассказы / Эссе / Речи / Интервью; 1959-1964 (1996), 720 стр.
- Том 4: Повесть / Роман / Рассказы / Эссе / Речи / Лекции / Интервью; 1964-1971 (1996), 784 стр.
- Том 5: Повесть / Роман / Рассказы / Эссе / Интервью; 1971-1985 (1996), 704 стр.
Генрих Бёлль - немецкий писатель и переводчик.
Родился в Кёльне, одном из самых крупных городов Рейнской долины, в многодетной семье краснодеревщика Виктора Бёлля и Мари (Херманнс) Бёлль. Предки Бёлля бежали из Англии при Генрихе XIII: как и все ревностные католики, они подвергались гонениям со стороны англиканской церкви.
После окончания средней школы в Кёльне Бёлль, писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказался одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. Тем не менее, через год после окончания школы юноша был привлечён к принудительным трудовым работам, а в 1939 призван на военную службу. Служил Бёлль капралом на Восточном и Западном фронтах, несколько раз был ранен и в конце концов в 1945 попал в плен к американцам, после чего просидел несколько месяцев в лагере для военнопленных на юге Франции.
По возвращении в свой родной город Бёлль недолгое время учился в Кёльнском университете, затем работал в мастерской отца, в городском бюро демографической статистики и при этом не переставал писать - в 1949 вышла в свет и получила положительный отзыв критики первая повесть «Поезд пришёл вовремя» (Der Zug war punktlich), история о молодом солдате, которому предстоит возвращение на фронт и скорая смерть. «Поезд пришёл вовремя» - это первое произведение Бёлля из серии книг, в которых описывается бессмысленность войны и тяготы послевоенных лет; таковы «Странник, придёшь когда в Спа...» (Wanderer, kommst du nach Spa, 1950), «Где ты был, Адам?» (Wo warst du, Adam?, 1951) и «Хлеб ранних лет» (Das Brot der fruhcn Jahre, 1955). Авторская манера Бёлля, писавшего просто и ясно, была ориентирована на возрождение немецкого языка после напыщенного стиля нацистского режима.
Отойдя в своём первом романе «Бильярд в половине десятого» (Billiard um halbzehn, 1959) от манеры «литературы развалин», Бёлль повествует о семье известных кёльнских архитекторов. Хотя действие романа ограничено всего одним днём, благодаря реминисценциям и отступлениям в романе рассказывается о трёх поколениях - панорама романа охватывает период от последних лет правления кайзера Вильгельма до процветающей «новой» Германии 50-х. «Бильярд в половине десятого» значительно отличается от более ранних произведений Бёлля - и не только масштабом подачи материала, но и формальной усложнённостью. «Эта книга, - писал немецкий критик Генри Плард, - доставляет огромное утешение читателю, ибо показывает целебность человеческой любви».
В 60-е произведения Бёлля становятся композиционно ещё более сложными. Действие повести «Глазами клоуна» (Ansichten eines Clowns, 1963) происходит также в течение одного дня; в центре повествования находится молодой человек, который говорит по телефону и от лица которого ведётся рассказ; герой предпочитает играть роль шута, лишь бы не подчиниться лицемерию послевоенного общества. «Здесь мы снова сталкиваемся с главными темами Бёлля: нацистское прошлое представителей новой власти и роль католической церкви в послевоенной Германии», - писал немецкий критик Дитер Хенике.
Темой «Самовольной отлучки» (Entfernung von der Truppe, 1964) и «Конца одной командировки» (Das Ende einer Dienstfahrt, 1966) также является противодействие официальным властям. Более объёмный и гораздо более сложный сравнительно с предшествующими произведениями роман «Групповой портрет с дамой» (Gruppenbild mit Dame, 1971) написан в форме репортажа, состоящего из интервью и документов о Лени Пфейффере, благодаря чему раскрываются судьбы еще шестидесяти человек. «Прослеживая на протяжении полувека немецкой истории жизнь Лени Пфейффера, - писал американский критик Ричард Локк, - Бёлль создал роман, воспевающий общечеловеческие ценности».
«Групповой портрет с дамой» был упомянут во время присуждения Бёллю Нобелевской премии (1972), полученной писателем «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы». «Это возрождение, - сказал в своей речи представитель Шведской академии Карл Рагнар Гиров, - сопоставимо с воскресением восставшей из пепла культуры, которая, казалось, была обречена на полную гибель и, тем не менее, к нашей общей радости и пользе, дала новые побеги».
К тому времени как Бёлль получил Нобелевскую премию, его книги стали широко известны не только в Западной, но и в Восточной Германии и даже в Советском Союзе, где было распродано несколько миллионов экземпляров его произведений. Вместе с тем Бёлль сыграл заметную роль в деятельности ПЕН-клуба, международной писательской организации, посредством которой он оказывал поддержку писателям, подвергавшимся притеснениям в странах коммунистического режима. После того как Александр Солженицын в 1974 был выслан из Советского Союза, он до отъезда в Париж жил у Бёлля.
В том же году, когда Бёлль оказал помощь Солженицыну, он написал публицистическую повесть «Поруганная честь Катарины Блюм» (Die verlorene Ehre der Katharina Blum), в которой выступил с резкой критикой продажной журналистики. Это рассказ о несправедливо обвинённой женщине, которая в конце концов убивает оболгавшего её репортера. В 1972, когда пресса была переполнена материалами о террористической группе Баадер-Майнхоф, Бёлль пишет роман «Под конвоем заботы (Fursorgliche Вlagerung. 1979), в котором описываются разрушительные социальные последствия, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во время массового насилия.
В 1942 Бёлль женился на Анне Мари Чех, которая родила ему двух сыновей. Вместе с женой Бёлль переводил на немецкий язык таких американских писателей, как Бернард Маламуд и Джером Д. Сэлинджер. Скончался Бёлль в возрасте 67 лет, находясь под Бонном, в гостях у одного из своих сыновей. В том же 1985 был издан самый первый роман писателя «Солдатское наследство» (Das Vermachtnis), который был написан в 1947, однако публиковался впервые. «Солдатское наследство» повествует о кровавых событиях, происходивших во время войны в районе Атлантики и Восточного фронта. Несмотря на то, что в романе чувствуется некоторый надрыв, отмечает американский писатель Уильям Бойд, «Солдатское наследство» является произведением зрелым и весьма значительным; «от него веет выстраданными ясностью и мудростью».
Генрих Теодор Белль (Heinrich Böll) родился 21 декабря 1917 г. в Кельне в многодетной семье краснодеревщика. С раннего детства он писал стихи и рассказы. После окончания средней школы Белль, в отличие от большинства своих одноклассников, не вступил в гитлерюгенд. Юноша хотел поступить в университет, но ему в этом было отказано. В течение нескольких месяцев он обучался книготорговле в Бонне, а затем был привлечен к принудительным трудовым работам. Затем Белль все же стал студентом Кельнского университета, но в 1939 г. его призвали в армию. Он служил капралом на Восточном и Западном фронтах, несколько раз был ранен. В 1942 г. Белль женился на Анне Мари Чех. В 1945 г. он попал в плен к американцам и несколько месяцев провел в лагере для военнопленных на юге Франции.
После войны Белль вернулся в Кельн. Он учился в университете, работал в мастерской отца и в городском бюро демографической статистики. Уже в 1947 г. он начал публиковать свои рассказы. В 1949 г. в свет вышла в свет и получила положительный отзыв критики первая повесть «Поезд пришел вовремя», история о молодом солдате, которому предстоит возвращение на фронт и скорая смерть.
В 1950 г. Белль стал членом «Группы 47» объединения прогрессивных молодых писателей. В 1952 г. в статье «Признание литературы руин», своеобразном манифесте этого литературного объединения, он призвал к созданию «нового» немецкого языка простого и правдивого, связанного с конкретной действительностью, противостоящего напыщенному стилю времен нацистского режима. В повестях «Странник, придешь когда в Спа » (1950), «Где ты был, Адам?» (1951), «Хлеб ранних лет» (1955) Белль описывал бессмысленность войны и тяготы послевоенной жизни. Затем от рассказов с незамысловатыми сюжетами он постепенно перешел к более объемным вещам «И не сказал ни единого слова» (1953), «Дом без хозяина» (1954).
В дальнейшем произведения Белля становятся все сложнее по композиции. Роман «Бильярд в половине десятого» (1959) повествует о семье кельнских архитекторов. Хотя действие ограничено всего одним днем, текст, основанный на внутренних монологах, построен таким образом, что представлена жизнь трех поколений, взгляд на полувековую историю Германии от последних лет правления кайзера Вильгельма фактически до времени написания романа. Этот роман принес Беллю славу одного из ведущих прозаиков ФРГ.
Действие повести «Глазами клоуна» (1963) происходит также в течение одного дня. Это внутренний монолог главного героя, циркового артиста, вспоминающего о своем военном детстве и о послевоенной юности. Он ни в чем не находит опоры ни в любви, ни в налаженном быте, ни в религии; во всем он видит лицемерие послевоенного общества.
Противодействие официальной власти и официальным нормам характерная тема Белля. Она звучит в «Самовольной отлучке» (1964), «Конце одной командировки» (1966).
Вершиной международного признания стало избрание Белля в 1971 г. президентом Международного Пен-клуба. В 1972 г. он первым из немецких писателей послевоенного поколения был удостоен Нобелевской премии. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход большого и сложно построенного (состоящего из интервью и документов) романа «Групповой портрет с дамой» (1971 г.), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии ХХ века.
В начале 1970-х. гг., после серии террористических актов, проведенных западногерманскими ультралевыми молодежными группировками, Белль выступил в их защиту, оправдывая ужасающие поступки неразумной внутренней политикой западногерманских властей, невозможностью свободы личности в современном немецком обществе. Повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974 г.) была написана на основе личных впечатлений от нападок на писателя в западногерманской печати, которая не без основания окрестила его «вдохновителем» террористов. Центральная проблема повести (как и всех поздних произведений Белля) вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Повесть вызвала большой общественный резонанс, была экранизирована.
Об опасности надзора государства за своими гражданами рассказывают и другие произведения Белля «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981).
В 1985 г. в связи с сороковой годовщиной капитуляции фашистской Германии Белль опубликовал «Письмо моим сыновьям» о том, как он сам пережил окончание войны. Тема расчета с фашистским прошлым присутствует и в последнем, посмертно опубликованном романе «Женщины на фоне речного пейзажа».
Белль много путешествовал. Он посетил Польшу, Швецию, Грецию, Израиль, Эквадор; многократно бывал во Франции, в Англии и особенно в Ирландии, где жил в собственном доме.
Белль был самым популярным в Советском союзе западногерманским писателем, одним из кумиров молодого послевоенного поколения. Его книги стали доступными благодаря «оттепели» конца 1950-х1960-х гг. На русском языке было опубликовано более 80 рассказов, повестей, романов и статей писателя, причем его книги выходили намного большими тиражами, чем на родине, в ФРГ. Белль был частым гостем в СССР. Но в 1974 г. писатель, вопреки протесту советских властей, предоставил высланному из страны А.И. Солженицыну временное пристанище в своем доме в Кельне (в предшествующий период он нелегально вывозил рукописи Солженицына на Запад, где они были опубликованы). В результате произведения Белля перестали печататься в Советском Союзе; запрет был снят лишь в середине 1980-х гг. с началом перестройки.
В 1980 г. Белль серьезно заболел, перенес ампутацию правой ноги. В начале июля 1985 г. он вынужден был снова лечь в клинику, а 16 июля 1985 г. скончался. Похоронен в Борнхайме-Мертене близ Кёльна; похороны прошли при большом скоплении народа, с участием коллег-писателей и политических деятелей.
В 1987 г. в Кельне был создан Фонд имени Генриха Белля неправительственная организация, тесно взаимодействующая с партией «Зеленых» (его отделения существуют во многих странах, в том числе и в России). Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии, прав человека.