Изучение цифры 8 в детском саду. План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №4 «Лебедушка» Томской области городского округа Стрежевой.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе "Школа 2100"

Тема: « Число 8. Цифра 8».

Подготовила: Воспитатель Александрова Л. С.

Тема непосредственно образовательной деятельности:

«Число 8. Цифра 8».

Пояснительная записка : В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности соблюдала здоровьесберегающие и оздоровительные принципы: гигиенические требования к проведению образовательной деятельности: группа была проветрена, температура соответствовала СанПИНам.

Использовала эмоциональные разрядки, чередовала виды деятельности, поддерживала положительный психологический климат, сюрпризный момент, провела физ. минутку, использовала смену динамических поз.

Создала условия с учетом специфических и индивидуальных способностей детей с проблемами в здоровье.

Для активизации мышления детей использовала разнообразный наглядный материал: картинки, предметы.

Для улучшения процесса восприятия использовала практическую часть

С целью уменьшения утомляемости детей меняла виды деятельности: использовала дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, включая применение разнообразных форм и методов работ

Физкультурная минутка

Дидактический материал и игры

Ответы на вопросы,

Провела практическую часть,

Работа с дополнительным материалом,

спользовала взаимосвязь с воспитателем

Виды детской деятельности : коммуникативная,социализация, игровая, двигательная.

ТЕМА: " ЧИСЛО 8. ЦИФРА 8"

Цель: 1) Познакомить с образованием составом числа 8, цифрой 8.

2) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.

Образовательная задача:

Учить обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли; учить грамотно использовать в речи математические термины.

Развивающая задача:

Развивать организационные умения, понимать цель задания, выполнять задания, оценивать результат работы; развивать коммуникативные умения, слышать заданный вопрос, давать ответ на поставленный вопрос; развивать способности к предметному и графическому моделированию, символизации; вариативность мышления.

Воспитательная задача:

Воспитывать интерес к образовательной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, социализация.

Направление:

Познавательное.

Виды детской направленности:

Коммуникативное, познавательное, индивидуальное.

Материалы к занятию:

Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета;

7 х7 см; числовые выражения на А4: 1+6=7 6+1=7 7-1=6 7- 6=1; числовой отрезок; цифра 8;

Раздаточный - на каждого ребенка по 5 синих и 5 желтых квадратов 5 на 5см, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

" Поцелуй с хорошим настроением"

Вспоминаем прошлое.

С какой цифрой мы познакомились на прошлом занятии?

(ответы детей)

Ребята сегодня к нам занятие снова пришел наш старый друг Буратино, который всегда сопровождает нас в мире математике.

Повторение состава числа 7.

На доске выставлен 3 ряда квадратов:

Посмотрите на доску.

Сколько всего квадратов? красных квадратов, синих квадратов? (7, 6 красных и 1 синий)

Каким по порядку стоит синие квадраты в 1-м ряду, во 2-м ряду, в 3-м ряду?

На какие группы можно разбить квадраты В каждом ряду? (на красные и синие).

Какие равенства можно составить?

в 1-м ряду

Образование числа 8. Игра "День ночь"

Давайте поиграем в игру "День - ночь". Запомните эти квадратики.

Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет. -Ночь! Дети "засыпают". Воспитатель добавляет в 1 й ряд 1 красный квадрат.

Что изменилось? (В первом ряду появился красный квадрат)

Сколько квадратов стало в первом ряду? (8)

Как получили8 квадратов? (к 7 прибавили еще один квадрат.

Получилось 8 квадратов 7+1= 8)

Воспитатель вывешивает карточку с изображением цифры 8.

На что похожа цифра 8?(на снеговика, очки, на 2 кольца).

Ребята давайте нарисуем правой рукой цифру 8, затем левой рукой, носом, глазами и т. д.)

Состав числа 8.

Я сейчас добавлю в каждый ряд по 1 красному квадрату. По сколько квадратов там получиться? (По 8 квадратов)

Сосчитайте число синих и красных квадратов в 1 ряду. Из каких двух чисел можно составить число 8? (1+7=8, или 7+1= 8)

Посмотрите на 2-й ряд.Давайте разобьем число всех квадратов в этом ряду на группы по цвету и запишем равенством. (2+ 6=8 или 6+2=8)

Какие равенства получим в 3 м ряду? (3+5=8, или 5+3=8)

Ребята посматрите на числовой отрезок. Какие числа меньше 4, больше 6?

Ребята как из точки 7 попасть в точку 8?

(Надо сделать 1 шаг вправо, то есть прибавить 1, увеличить на 1.)

Работа за столами

Теперь садитесь за столы.

У вас на столах по 5 квадратов синего и желтого цвета. Положите перед собой 4 синих квадрата. Подкладывайте к ним желтые квадраты, пока не получиться всего 8 квадратов. Как получили 8 квадратов? (4+4=8). Молодцы!

Физминутка.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два- нагнуться, потянуться

три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Ребята пройдите к своим столам. Теперь мы поиграем в командах. Вы помните название своей команды. Игра называется " Красный флажок"

я дам каждой команде задание посмотрим кто быстрее выполнит задание тот и получит красный флажок.

Сколько горошин на 1 -м рисунке? (8)

Из каких частей составлено число 8? (7 горошин зеленых, а 1 -желтая.)

Какое выражение можно составить по этому рисунку? (7 + 1.) Что обозначает первое слагаемое? (Число зеленых горошин.) Второе слагаемое? (Число желтых горошин.)

В стручках гороха должно быть по 8 горошин. Все ли горошины нарисованы? (Нет. На остальных рисунках горошин не хватает.)

Дорисуйте их желтым цветом и запишите выражения под рисунками. Расскажите, как вы будете выполнять задание.

1команда:

Во втором стручке 6 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 2 желтые горошины: 6 + 2.

2команда:

В третьем стручке 5 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 3 желтые горошины: 5 + 3

Обе команды:

В последнем стручке 4 зеленые горошины. До восьми не хватает еще 4 желтых горошин: 4 + 4.

По мере выполнения задания на демонстрационной доске появляются записи:

7+1 6 + 2 5+3 4+4

Обобщение:

Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 8?

(7 + 1, 6 + 2, 5 + 3, 4 + 4.)

Итог занятия:

С каким числом мы сегодня познакомились? Как его получили? (Из точки 7 мы сделали 1 шаг вправо)

На что похожа цифра 8? молодцы!!!

Мне понравилось как внимательно вы меня слушали...

Правильно отвечали.

Придумывали, как составить число 8 из горошин.

Вот и наш друг Буратино тоже очень рад что познакомился с цифрой 8.


Александрова Людмила Сергеевна

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Математическое путешествие»

Цель: дать понятие числа “8”.
Задачи: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; продолжить учить детей ориентироваться на плоскости, узнавать и различать цифры 1-8; закрепить знание геометрических фигур; вспомнить понятие «пара».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Демонстрационный материал: карточки, сказочные персонажи.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 8, конверты с геометрическими фигурами.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель: -Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а математическое. Вам хочется в такое путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: -По дороге мы встретимся с героями сказок. Они большие любители математики и приготовили для вас загадки и вопросы. Я думаю, что вам понравиться наше математическое путешествие. В наше путешествие мы отправимся на веселом трамвайчике. Вот, я уже вижу кондуктора Ежика, который раздает билеты. Давайте поспешим.
Занимаем места и отправляемся в путь.
2. Основная часть.
Дети рассаживаются. Кондуктор Ежик проверяет, все ли сели на свои места.
Воспитатель : -Поехали! (под муз. “Мы едем, едем”).
Воспитатель: -Ребятки, остановка и называется она “Путаница”.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, Лисенок перепутал все цифры, а как расставить по порядку забыл. Не расстраивайся Лисенок, ребята тебе помогут.
Дети помогают Лисенку разложить карточки по порядку.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Справились заданием.
Воспитатель: - Едем дальше.
Воспитатель: Снова остановка, нас встречает Совунья! Как называется твоя остановка, Совунья? (Совунья отвечает: “Восмерка”) Ребята, на предыдущей остановке мы с вами составили числовой ряд. На какой цифре остановились?
Ответы детей.
Воспитатель: -После 7 идет цифра 8.
Воспитатель показывает карточки, на которых изображены цифры “8”.

Воспитатель: - У восьмерки два кольца, без начала и конца. Как получить число восемь? Совунья сейчас нам расскажет.
Воспитатель показывает карточки. На каждой карточке изображены предметы (шишки – выражение 7 и 1, орехи – выражение 6 и 2)
Воспитатель: “Посчитайте, сколько шишек вверху, сколько внизу. Сколько всего шишек? Восемь”.


Воспитатель: “Сколько орехов вверху, сколько внизу? Сколько всего орехов? Восемь”.

Воспитатель читает выражение. Дети повторяют.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, на что похожа цифра 8?
Ответы детей. Воспитатель показывает карточки.

3.Физминутка.
Ты, Совунья, потянись,
Руки вверх, теперь их вниз
Ты вперед чуть-чуть нагнись,
А теперь остановись.
Воспитатель: - Молодцы! поедем дальше.
Воспитатель: Остановка “Задачка”. Нас встречает Белка. У Белки беда. Ее бельчата спрятались, и она не может их найти. Давайте поможем! Посмотрите за веткой торчат ушки. Пара – это бельчонок. Сколько бельчат спрятались за веткой.

Дети отвечают.
Воспитатель: - Молодцы! поедем дальше.
Воспитатель: - Остановка “Головоломка”. Здесь нас ждет увлекательное задание, которое приготовил для нас зайка. В конвертах лежат геометрические фигуры. Сделайте по образцу
Дети садятся за свои места и выкладывают зайчика.
Воспитатель: -Молодцы. Справились, сложите фигуры в конверты.
Воспитатель: - Едем дальше.
Воспитатель: Остановка “Соседи”. Здесь живет Сорока. Она знает всех своих соседей и приготовила для нас игру “Назови соседа”
Воспитатель показывает карточки. Дети называют “соседа.”
2*4
1*3
6*8
5*7
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, садитесь в трамвайчик поехали в детский сад. (Едем по ту же песню). Ну вот мы в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: - Ребята, с кем мы сегодня встретились в путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель: - “Скажите, с каким числом и цифрой мы познакомились? Что на занятии вам очень понравилось?”
Ответы детей.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Число и цифра 8»

Цель: Познакомить с числом и цифрой 8, его местом в числовом ряду.

Задачи:

Рассмотреть состав числа 8. Учить решать числовые выражения на сложение и вычитание в пределах 8.

Развивать умение сравнивать числа с помощью составления пар. Развивать математическую речь, мышление.

Воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

Ход НОД

Ребята, чтобы наше занятие было интересным, сегодня к нам в гости пришла героиня одной из ваших любимых сказок. Отгадав загадку, вы узнаете ее имя.

Девушка эта труда не боялась,

Шила, варила, пряла, убиралась.

С помощью крестной попала на бал

У сказки этой чудесный финал. (Золушка).

(выставляется картинка с изображением Золушки в рабочем платье)

— Мачеха с дочерями поехала на бал, а Золушке дала задание посчитать и перебрать горошины. Давайте поможем Золушке посчитать горошины.

Интерактивная игра «Сосчитай горошины»

Посчитайте светлые горошины и назовите числа, записанные на них. (1, 3, 5, 7).

— Посчитайте темные горошины и назовите числа, записанные на них (2, 4, 6,)

— Какое число при счёте стоит за числом 4?

— Назовите предыдущее число числу 2.

— Какое число стоит между числами 2 и 4?

Сегодня тема занятия «Число и цифра 8». Игра «Обведи все 8»

— Цифра 8 – это не только тема нашего занятия, но и время отправления Золушки на бал. Но, чтобы Золушка смогла отправиться на бал, она должна выполнить задание Феи и «расколдовать» это число, т.е. составить рассказ об этом числе и научиться писать цифру 8.

— Итак, если бы вам предложили показать число 8, как бы вы это сделали?

— Какой же цифрой обозначается число 8 на письме? (Цифрой 8)

— На открытках к какому празднику мы можем встретить эту цифру? (8 Марта)

— На что похожа цифра 8?

— Посмотрите, как правильно писать цифру 8. (Объяснение)

— Обведите в воздухе, на ладошке.

Интерактивная игра «Обведи предметы с количеством равному 8» Работа с числовым рядом.

Физкультминутка: «Зарядка».

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть

Рассмотрите числовой ряд и числовой отрезок и составьте рассказ о числе 8. (Стоит на восьмом месте в ряду чисел, следует за числом 7, у него соседи 7 и 9, его можно получить, если к 7+1)

— Молодцы, помогли Золушке!

3) Состав числа 8.

— Но, до 8 часов золушке еще нужно выполнить несколько заданий мачехи.

Золушка вымыла посуду, помогите ей расставить ее на 2 полки.

— Найдите 2 признака, по которым можно расставить посуду на 2 полки и составьте выражения, соответствующие этому.

— 1ряд — по цвету. 3 + 5 = 8; 5 + 3 = 8

— 2 ряд – по размеру. 1 + 7 = 8; 7 + 1 = 8

— 3 ряд — по наличию рисунка. 2 + 6 = 8; 6 + 2 = 8

— Что интересного заметили? (Во всех выражениях ответ равен 8)

— В благодарность за вашу помощь, Золушка испекла вам печенье.

Чем оно отличается? (формой и цветом)

— Какое задание надо выполнить? Интерактивная игра «Сравнить, какого печенья больше или меньше»

— Выполните работу самостоятельно.

— Какие же числа меньше 8?

7. Итог.

— Молодцы! Вы хорошо помогли Золушке справиться со всеми заданиями, и она превращается в прекрасную принцессу и теперь сможет отправиться на бал.

(картинка с изображением Золушки в бальном платье)

— Что нового вы узнали, помогая Золушке?

Конспект урока

« Счёт до восьми. Число и цифра 8»


подготовила Шелдышева Раиса Михайловна,

воспитатель

г. Петропавловск-Камчатский

2011 год

Конспект занятия по математике в средней группе.

Тема: «Бал в Королевстве Удивительных Фигур»

( Счёт до восьми. Число и цифра 8)

Цели и задачи:

    Закрепление названий плоскостных и объёмных геометрических фигур.

    Актуализировать знания детей о геометрических фигурах, развивать речь, фантазию.

    Закреплять понятия «справа» и «слева», развивать мыслительные операции.

    Сформировать представление об образовании числа 8, умение считать до 8, познакомить детей с цифрой 8, сформировать умение различать цифру 8.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Демонстрационный: куб с короной, конус с короной, квадрат и треугольник с глазками, геометрические фигуры одинакового цвета разных размеров (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник), картинка с изображением кареты, игра «Подбери ключ» (авторская игра-презентация).

Раздаточный: квадраты, треугольники, карточки с точками и цифрами, ключи (геометрические фигуры разных цветов с цифрами от 5 до 8-ми).

ПЛАН

1. Введение в игровую ситуацию.

2.

2.1. Игра «Кто поедет на бал».

2.2. Игра «Гости» (начало).

2.3. Игра «Гости» (продолжение).

3.

3.1. Игра «Найди пару».

Физкультминутка «Танец».

3.2. Игра «Подбери ключ» (см. приложение – презентация «Игра-подбери ключ»)

4. Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около мольберта, где стоят две фигуры – куб с короной и конус с короной с глазками, на мольберте – изображение квадрата и треугольника с глазками.

    Ребята, сейчас мы побываем в Королевстве Удивительных Фигур.

Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит:

    Королевством Удивительных Фигур правит король.

    Как вы думаете, как зовут короля?

    Какая эта фигура? (Куб.)

    Верно, короля зовут Кубом.

    Это королева.

    Как называется эта фигура? (Конус.)

    В этом Королевстве живут необычные девочки и мальчики (на мольберте квадрат и треугольник с глазками) .

    Как вы думаете, какие фигуры - мальчики, а какие - девочки? (Квадраты – мальчики, треугольники – девочки.) Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву (форма квадрата похожа на форму короля, а форма треугольника похожа на форму королевы). Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники - это девочки, а квадраты - мальчики.

2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.

2.1. Игра «Кто поедет на бал».

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о геометрических фигурах, развивать речь, фантазию.

- Король с королевой приглашает во дворец на бал всех мальчиков-квадратов и девочек-треугольников, кто знает названия геометрических фигур.

Далее воспитатель переворачивает мольберт на другую сторону, где нарисованы разные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).

- Ребята, давайте поможем девочкам и мальчикам назвать геометрические фигуры (дети называют фигуры.)

    Скажите, что общего у всех фигур? (Одинаковый цвет).

    Чем они отличаются? (Формой, размером)

    Спасибо за помощь. Теперь девочки-треугольники и мальчики-квадраты могут отправляться на бал.

    Как вы думаете, на чём они поедут на бал? (На карете.) Воспитатель показывает картинку с изображением кареты.

2.2. Игра «Гости» (начало).

Дидактические задачи: тренировать умение считать до 7, закреплять понятия «справа» и «слева», создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, развивать мыслительные операции.

- Посмотрите, ребята, гости уже собрались (воспитатель показывает на столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера на каждого ). Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, На середину стола воспитатель ставит короля и королеву - Куб с короной и Конус с короной.)

    Чем отличаются гости? (Цветом, формой, размером.)

    Расположите девочек-треугольников справа, а мальчиков-квадратов - слева.

    Что можно сказать о количестве девочек и мальчиков?

Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод, что фигур одинаковое количество - их по семь.

- Но девочки в этом королевстве не умеют считать и волнуются, хватит ли им мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?

(Дети должны поставить квадраты и треугольники парами.)

- Но вот подъехала в карете еще одна девочка.

- Как можно изобразить цокот копыт?

Дети могут постукивать по столу пальцами, могут цокать языком.
Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.

    Что изменилось? (Девочек стало больше.)

    Посчитайте девочек, считаем слева направо по порядку, никого не пропуская.

(Дети считают, соблюдая правила счета - дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, ... 7 ...)

При названии числа, следующего за числом 7, возникает проблемная ситуация.

2.3. Игра «Гости» (продолжение).

Дидактические задачи: сформировать представление об образовании числа 8 из числа 7, умение считать до 8, познакомить детей с цифрой 8, сформировать умение различать цифру 8 и соотносить ее с количеством.

Как правило, к этому времени уже многие дети знают название числа 8, следующего за числом 7. Поэтому воспитатель лишь уточняет их представления и просит посчитать до 8 всех вместе. Затем обсуждается способ образования числа 8 из числа 7.

    Как получилось, что девочек стало восемь? (Было семь, пришла еще одна, и их стало восемь.)

    Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика.)

    Сколько стало мальчиков?

    Как получается число восемь? (К семи добавляется один, получается восемь.)

Воспитатель делает вывод:

для того чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. При счете после семи идет восемь.

- Король и королева хотят у вас узнать, сколько девочек и мальчиков пришли к ним на бал. ( Воспитатель кладет на середину стола карточки с цифрами 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько детей.)

- Мальчики, пусть покажут количество мальчиков-квадратов, а девочки – количество девочек-треугольников.

1-ый вариант.

Дети берут разные карточки.

    Почему вы не смогли найти карточку с цифрой 8? (Потому что не знаем, как записывается число 8.)

    Что нужно сделать, чтобы это узнать? (Надо у кого-нибудь спросить ).

После вопроса детей воспитатель показывает цифру 8.

    При счете после семи идет число восемь, которое записывается с помощью цифры 8.

2-ой вариант.

Все дети показывают карточку с цифрой 8.

- Вы верно указали цифру 8, теперь король и королева знают количество мальчиков и количество девочек, которые пришли на бал.

3. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

3.1. Игра «Найди пару».

Дидактические задачи: тренировать умение считать до 8, соотносить цифру 8

с количеством, развивать способности детей к общению.

- А сейчас настало время танцев, давайте покажем девочкам-треугольникам и мальчикам-квадратам, как надо танцевать на балу. Вставайте и подходите ко мне. (Дети встают из-за столов и подходят к воспитателю)

- Для танца нужно разбиться на пары, а в этом нам помогут карточки с цифрами (7 и 8) и точками (7 и 8 точек), (воспитатель раздаёт детям карточки в руки).

- Нужно встать в пару с тем, у кого цифра обозначает количество точек. (Детям нужно соотнести цифру с количеством: ребенку, у которого на карточке написана, например, цифра 7, нужно встать в пару с тем, у кого на карточке семь точек.)

Поскольку у нескольких детей окажутся одинаковые карточки, то может возникнуть проблема в составлении пар, которую дети должны решить самостоятельно.

Физкультминутка «Танец».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

Дети, разбившись на пары, под музыку танцуют.

3.2. Игра «Подбери ключ» (см. приложение – презентация «Игра-подбери ключ», управляется воспитателем).

Дидактические задачи: развивать логическое мышление, закреплять умение считать

до восьми и соотносить цифру 8 с количеством.

- Бал уже заканчивается и пора девочкам-треугольникам и мальчикам-квадратам возвращаться домой. Давайте подойдём к экрану телевизора и поможем им попасть домой. (Дети с воспитателем подходят к телевизору. Рядом на столе воспитатель раскладывает «ключи». Запускает компьютерную игру-презентацию.)

2-ой слайд. Дом с квадратными окнами, дом с треугольными окнами, мальчики (квадраты) и девочки (треугольники) подходят парами к домикам.

Воспитатель обращается к детям:

- Как вы думаете, в каком доме живут девочки? мальчики?

- Как вы догадались? (Во время ответа детей, воспитатель на 1-ом слайде группирует фигуры около соответствующих домов.)

3-ий слайд. Дом с восьмью желтыми треугольными окнами и дверью, на двери появляется замок с жёлтой треугольной скважиной.

- Как девочкам попасть в дом? (Надо открыть замок.)

- Чем можно открыть замок? (Ключом.) Воспитатель добавляет на этот слайд ключи разного цвета, разной формы и с разными числами, затем воспитатель раскладывает на столе такие же ключи, какие показаны на слайде, причем нужных к этому замку ключей столько же, сколько мальчиков.

- Можно открыть замок любым ключом? (Нет.) Воспитатель предлагает мальчикам помочь девочкам подобрать подходящий ключ. (Мальчики ищут подходящий ключ к замку. Воспитатель просит показать, какой ключ они подобрали и объяснить, почему именно этот ключ может открыть замок.)

Дети: - Он подходит по цвету, по форме окон и по их количеству, окон восемь.

Воспитатель убирает с 3-го слайда все лишние ключи, говорит, что надо попробовать открыть замок ключом, который выбрали дети (на слайде подводит выбранный ключ к замку - замок открывается и девочки-треугольники занимают по очереди окошки, можно одновременно с появлением треугольников в окнах считать количество треугольников).

Воспитатель благодарит мальчиков за помощь и переходит к 4-му слайду.

4-ый слайд. Дом с восьмью голубыми квадратными окнами и дверью, на двери появляется замок с голубой квадратной скважиной.

- Как мальчикам попасть в дом? (Надо открыть замок ключом.)

Воспитатель добавляет на этот слайд ключи разного цвета, разной формы и с разными числами, затем воспитатель раскладывает на столе такие же ключи, какие показаны на слайде, причем нужных к этому замку ключей столько же, сколько девочек и предлагает девочкам помочь мальчикам подобрать подходящий ключ. (Девочки ищут подходящий ключ к замку. Воспитатель просит показать, какой ключ они подобрали и объяснить, почему именно этот ключ может открыть замок.)

Дети: - Он подходит по цвету (голубой), по форме окон (квадрат) и по их количеству (окон восемь).

Воспитатель убирает с 4-го слайда все лишние ключи, говорит, что надо попробовать открыть замок ключом, который выбрали дети (на слайде подводит выбранный ключ к замку - замок открывается и мальчики-квадраты занимают по очереди окошки, можно одновременно с появлением квадратов в окнах вместе с детьми считать количество квадратов).

Воспитатель благодарит девочек за помощь и переходит к 5-му слайду.

5-ый слайд. Дом с девочками-треугольниками и дом с мальчиками-квадратами. Появляются Королева-конус и Король-квадрат.

Воспитатель от имени Короля и Королевы благодарит всех детей за помощь и прощаются. Затем переход к 6-му слайду (Конец. Картинка с изображением детского рисунка Королевства.)

4. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

    Где вы сегодня побывали?

    Что вам больше всего понравилось?

    С каким новым числом вы познакомились? С какой новой цифрой?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до восьми и не знали цифру 8, то девочки и мальчики не смогли бы вернуться в свои дома.

Методическая литература: Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100», М., Баласс, 2002.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)

Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 8

Задачи урока:

  • Предметные:
    • Сформировать умение вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8).
    • Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
    • Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
  • Метапредметные:
    • Регулятивные:
      • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
      • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.
      • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
      • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
    • Познавательные:
      • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
      • Подвести под понятие цифры и числа 8.
      • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
      • Развивать умение работать с разными видами информации.
      • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
      • Работать над использованием знаково-символичных средств.
      • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
    • Коммуникативные:
      • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
      • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
      • Помочь ребенку в аргументации своего мнения
  • Воспитательные (личностные):
    • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
    • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
    • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
    • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
    • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
    • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям урока).
    • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
    • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
    • Работать над осознанием ответственности за общее

Оборудование и материалы:

  • математический набор;
  • карточки с примерами (для коллективной работы и работы в парах);
  • пластилин;
  • сувенир – кленовый листик (засушенный листочек);
  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • презентация Microsoft PowerPoint «Число 8. Цифра 8.»

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, к нам сегодня приехали гости, чтобы посмотреть, как вы учитесь. Давайте в начале нашего урока поприветствуем наших гостей и пожелаем всем добра.
Мы с вами отправимся в путешествие с кленовым листочком.
Итак, в путь!

2. Актуализация знаний

а) Коллективная работа

На лесной полянке
Стоял горделивый клён,
Чудными листочками
Был украшен он. (8 листочков)

На дереве клёна вы видите листочки, на каждом листочке число. Необходимо сосчитать пример и найти ответ на одном из кленовых листочков. (Приложение 1 )

Карточки:

2 + 1 4 + 1 5 – 1 3 – 1 6 + 1 2 – 1 7 – 1

(один без номера – весёлый смайлик на листочке)

– Расставьте числа в порядке возрастания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
– А какой по счёту листочек остался без номера? (8)

Среди сотен листочков разных
Красивых, торжественно-важных,
Был один, очень маленький шустрый малыш,
Шаловливый, весёлый листочек крепыш.

– Он просит, чтобы вы выполнили его задание

б) Фронтальная работа

– Назовите соседей числа «2»;
– Какое число стоит перед числом «6»?
– Какое спряталось за числом «5»?
– Какая цифра написана на карточке, которая находится между 3-ей и 5-ой карточками;

Игра «Заселяем домики» (запись на доске)

Учитель пишет на доске:

5 6 7
/ \ / \ / \

– А теперь выполним следующее задание листика.

в) Работа в парах

На карточках (1 карточка на парте)

– Решите примеры совместно, запишите ответы, как только справитесь соединяем руки «домиком».
– Проверим (карточки напечатаны) (Приложение 2 )

3 + 2 6 + 1 4 – 2 5 – 2 2 + 1

3. Работа с математическими наборами (Слайд 4)

– Отгадайте загадки, о какой птице идёт речь?

Синие пёрышки, жёлтое брюшко.
Эта маленькая птичка называется… (синичка)

– Послушайте задачу. Составьте пример используя знаки « +, – , =»

Под клёном сидело 6 синичек, подлетела ещё 1 синичка. Сколько синичек стало?

4. Динамическая пауза (физкультминутка)

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парты тихо сели.

5. Постановка учебной проблемы

Ветер листочек подхватил,
Поднял вверх и закружил.
Пролетел листок над домом,

– А кто же жил в этом домике?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

– В этом доме жили сказочные матрёшки.

а) Работа по учебнику (подсказку вы найдёте на стр. 53)

Нас встречают матрёшки (чтение стихотворения (стр. 53)

б) Коллективная работа

– Посмотрите, сосчитайте матрёшек на доске (их 7)
– Действительно ли их 8 ? (Коллективно считаем)
– Что нужно сделать, чтобы их стало 8?
– Сможем записать данное выражение? (Да, 7 + 1)
– А результат сможем записать? (Нет, так как мы не знакомились с числом и цифрой 8.)
– Сформулируйте тему нашего урока? (Число 8. Цифра 8.)
– Чему мы должны научиться? (Познакомиться с числом и цифрой 8, выучить состав числа 8)

6. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

1) Найдите карточку с цифрой «8».
2) На что похожа? (Матрёшки похожи на цифру «8»)
(Слайд 7)

а) Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.

б) Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки–
Получаются: очки.

в) Наверное, со мной догадались вы тоже –
На снежную бабу восьмерка похожа.

3) Соединить пальцы в виде восьмёрки.
4) Соединить кисти, сделать восьмёрку руками.
5) Интересные факты (Слайд 8)

У природы вместе спросим,
У кого чего есть восемь?
Восемь ног у паука,
Ножка тоньше волоска.
Восемь ног у осьминога,
На ногах присосков много.

7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (Слайд 9)

– Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 8.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать её немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.

– Из скольких элементов состоит эта цифра? Попробуем понаблюдать по образцу, как нужно записывать цифру 8.
– Из скольких элементов состоит эта цифра?

Показ цифры на доске, в воздухе

У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.

Цифру выкладываем из пластилина на листе.

– Чем отличаются овалы друг от друга?

Работа в тетрадях с. 14 (учимся писать цифру «8»)

8. Динамическая пауза (зарядка для глаз) (Слайд 10)

9. Включение в систему знаний и повторения

а) Работа с математическим набором
б) Посмотрите внимательно. Найдите одинаковых матрёшек.
в) Какое равенство или неравенство можно составить? (2 = 2)

10. Рефлексия. Самооценка

– Вот и закончилось задание листочка.
– Все задания выполнили. Наш урок подошел к концу.
– С каким числом мы познакомились?
– Какую цифру научились писать?
– Вспомните и назовите состав числа 8. (Слайд 11)

– Вы сегодня славно потрудились, кому было легко выполнять задания, нарисуйте солнышко , кто затруднялся – тучку, кому трудно – грозу.

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно... (листопад)

– На память об уроке дарю всем кленовый листочек.

Список литературы:

  1. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Учебник по математике» 1 класс, 1 часть, М.: Просвещение, 2013 г.
  2. М.И. Моро, С.И. Волкова «Рабочая тетрадь» 1 класс, 1 часть, М.: Просвещение, 2014г.
  3. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова «Методическое пособие для учителя» 1 класс, М.: Просвещение, 2013г.
  4. М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр «Карточки с математическими заданиями» 1 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
  5. О. Степанова «Подвижные игры и физминутки в начальной школе» Изд: Баласс, 2012г.