Как уберечься от осуждений других. Как уберечь от осуждения других людей? сформулируйте свои правила

1. Это дается человеку трижды: первые два раза бесплатно, а за третий нужно заплатить?

2. Один мой знакомый может начисто сбривать бороду десяток раз в день. И все равно он ходит с бородой. Как это возможно?

3. Однажды за завтраком девушка уронила свое кольцо в чашку, полную кофе. Почему кольцо осталось сухим?

4. В каком случае, смотря на цифру 2, мы говорим «десять»?

5. Человек покупал яблоки по 5 рублей за штуку, а потом продавал их по 3 рубля за штуку. Через какое-то время он стал миллионером. Как ему это удалось?

6. Вы стоите перед двумя одинаковыми дверьми, одна из которых ведет к смерти, другая - к счастью. Двери охраняют два одинаковых стражника, один из которых все время говорит правду, а другой все время лжет. Но вы не знаете - кто есть кто. Вы можете задать только один вопрос любому из стражников.
Какой вопрос нужно задать, чтобы не ошибиться с выбором двери?

7. Вас приглашают на работу финансовым аналитиком в Газпром. Обещают начальную зарплату 100 000 в год и два варианта ее повышения:
1. Раз в год вам увеличивают зарплату на 15 000
2. Раз в полгода - на 5 000
Какой вариант вам кажется выгоднее?

8. В одной комнате - три лампочки. В другой - три выключателя. Нужно определить, какой выключатель от какой лампочки. Заходить в комнату с лампочками можно только один раз.

9. У вас есть пяти - и трехлитровая бутылки и много-много воды. Как набрать в пятилитровую бутылку ровно 4 литра воды?

10. Вы сидите в лодке, которая плавает в бассейне. В лодке лежит тяжелый чугунный якорь, не привязанный к лодке. Что произойдет с уровнем воды в бассейне, если вы сбросите якорь в воду?

11. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?

12. С борта парохода был спущен стальной трап. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см; расстояние между двумя соседними ступень ками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды стал поднимается со скоростью 40 см в час. Как Вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?

13. Три курицы за три дня несут три яйца. Сколько яиц снесут 12 таких же курей за 12 дней?

14. Петя и Миша играли на грязном и темном чердаке дома. Потом они спустились вниз. У Пети всё лицо было грязным, а лицо Миши чудом осталось чистым. Несмотря на это, только Миша отправился умываться. Почему?

15. Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?
С сайта http://www.inpearls.ru/

Доброе утро. У меня и вам вопрос особенно к програмистам. Подскажите пожалуйста я создал свой сайт и выложил туда фильмы. Подскажите пожалуйста как

сделать так чтобы когда другие люди заходили на него и качали фильми, а мне шли за ето деньги.

Помогите составить план этого текста где-то 4 пункта как абзацы идут

После уроков ученик свободен.Воскресенье-как раз тот день,в который можно хорошенько выспаться.В свободное время можно отдохнуть,расслабиться.Многие люди занимаются своими любимыми занятиями,своим хобби.

На выходные можно забыть лишения (заботы,напряжение) будней.При хорошей погоде выезжают многие городские на природу,они предпринимают вылазку,маленький тур,пикник на природе.Зимой уютно устраиваются дома и приглашают друзей на вечеринку,играют на компьютере или смотрят телевизор.
Моё хобби_____________________ .Иногда я хожу со своими друзьями гулять или в кино.Но свободного времени всегда мало,поэтому я часто мечтаю о том,чтобы свободного времени было побольше.

В воскресенье я просыпаюсь достаточно поздно.Воскресенье-единственный день недели,в который можно расслабиться.На послеобеденное время я с удовольствием договариваюсь со своими друзьями.До этого я делаю своё домашнее занятие и готовлюсь к следующей контрольной работе.
При хорошей погоде я встречаюсь со своими друзьями в парке для игры в футбол.Вечером я играю в компьютер,смотрю телевизор или читаю книгу.

Технологическая карта урока № 4

Предмет: Основы православной культуры класс _____4___

Тема урока

Место урока по теме

«Золотое правило этики»

13урок

Тип урока

Формы, приемы, методы

открытие нового знания

Беседа, комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Цель урока

Задачи урока

Формирование представления о сути и Евангельском контексте «золотого правила этики», об этике, этичном поведении; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.

    Образовательные: познакомить с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

    Развивающие: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах, развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям .

    Воспитательные: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Знать « золотое правило этики»

Уметь соотносить свои поступки и поступки других людей с «золотым правилом» этики

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

    ЛичностныеУУД:

осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

    Регулятивные УУД:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности

    Коммуникативные УУД:

продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Познавательные УУД:

овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, не затрагивая чувств близких людей;

Информационно-коммуникативные технологии.

Проблемное обучение

Средства наглядности:

Раздаточный текстовый материал, репродукция картины В.Д. Поленова «Христос и грешница», компьютер, медиа проектор.

Источники:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 – 5 классы. – М.: «Просвещение», 2013.

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

Организационный момент.

Настроить учащихся на учебную деятельность.

Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали какие они у вас теплые? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение. Я приглашаю вас к сотрудничеству и надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течении всего урока. Желаю удачи!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: формирование доброжелательного отношения к окружающим

Личностные УУД:

Наличие мотивации к работе на результат.

фронтальный

Создание доброжелательного отношения на уроке, настроя на активную работу

2. Актуализация знаний.

Выявить знания учащихся по данной теме,

Подготовить к восприятию нового понятия

Ребята, послушайте песню и скажите, какие слова в этой песне, по – вашему, выражают ее основной смысл?

Звучит песня « Быть человеком»

1. Нам от самого порога

Жизнь раскинула пути;

Выбирай свою дорогу

И по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил!

Припев : Только помни, только помни

В грохоте-ритме века:

Самая главная в жизни профессия -

Быть человеком.

2. В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги,

За собою жжём мосты,

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим;

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

Как вы понимаете слова «Быть человеком»? Что это значит?

Как в Библии отражены правила, законы, по которым должны жить люди?

Что такое заповедь?

Назовите заповеди, которые касаются отношений людей между собой

Ученики слушают песню.

Самая главная в жизни профессия - быть человеком

Быть человеком, значит быть добрым, отзывчивым, вежливым, совершать добрые, хорошие поступки и т.д..

Эти правила отражены в заповедях.

Это правила, по которым человек может различать добро и зло в своих поступках и намерениях.

Почитай отца твоего и мать твою.

Не убивай

Не кради

Не прелюбодействуй

Не лги

Не завидуй

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Участвовать в диалоге на уроке;

фронтальный

Осознание высказывания «Быть человеком»

Вспомнили заповеди, касающиеся отношения людей между собой

3.Формулировка темы урока, постановка задач урока.

Сформулировать тему и задачи урока

Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека. Как вы считаете, можно ли все правила нравственного поведения объединить в одно?

Откройте учебник. Прочтите тему нашего сегодняшнего урока

- Как будет звучать тема урока?

Что вы хотели бы узнать по теме урока?

Дети высказывают свои предположения.

Золотое правило этики.

Как звучит «золотое правило этики»?

Почему это правило называют «золотым»?

Как надо применять его в жизни?

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить для себя учебные задачи

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать своё мнение.

Познавательные

фронтальный

Сформулирована тема, и задачи урока

4. Открытие нового знания

Познакомить учащихся со значение слова «этика». Развивать умение работать со словарем

4.1 Чтение статьи учебника.

Познакомить с золотым правилом этики, развивать умение работать с учебником

Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить, но сначала скажите, как вы понимаете значение слова «этика». Попробуйте сформулировать свое определение «этики».

Найдите значение этих слов в словаре.

Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»?

Слово «золотой» в данном случае используется в прямом или переносном смысле? Почему используется именно это прилагательное?

Прочитайте первые три абзаца с.46. и найдите ответ на вопросы:

Как звучит золотое правило этики?

Кто его сообщил людям?

Почему его называют «золотым»?

Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Что вы чувствовали?

Самостоятельное чтение 4 абз . (с.46)

- Что помогает уберечься от осуждения?

Дают объяснение слова «этика».

1 человек находит слово в толковом словаре:

Этика -1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;

2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д.

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этика – это свод правил, по которым должны жить люди.

Сравнивают своё понимание слова с толкованием значения понятия в словаре.

Высказывают предположения

В переносном.

Значит правило очень важное. Если выполнять это правило, то всем людям будет хорошо.

Читают первые 3 абзаца текста, ищут ответы на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Высказываются о том, приходилось ли им когда-нибудь осуждать других людей, как они себя при этом чувствовали, как уберечься от осуждения.

Познавательные

Умение работать со словарём

Коммуникативные

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

фронтальный

Познакомились со значением слова этика

сформулировано «золотое правило этики»

4.2 Работа с картиной В. Поленова

« Христос и Грешница».

Формировать умение искать необходимую информацию, отвечать на проблемные вопросы, познакомить с понятием «грешник»

Ребята, кого вы видите на картине? (Люди)

Что еще вы видите на картине?

Что происходит на этой картине?

Почему вы так решили? Что вы видите на картине, что позволяет вам так утверждать?

Как вы думаете, куда ведут эту женщину?

Кто по- вашему главный герой?

Почему вы решили, что это главный герой?

Как вы думаете, кем он может быть?

Как вы думаете, кто эта женщина и зачем ее привели?

Почему вы так решили? Что на картине позволяет вам сделать такой вывод?

Где происходят события, изображенные на картине?

Почему вы так решили?

Что заинтересовало художникам в этом сюжете? Почему он решил написать такую картину?

Ребята, это картина В.Д. Поленова «Христос и грешница». Зная название картины, назовите главного героя.

Кто такой грешник?

Найдите на картине Христа. Как он выглядит?

Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой

Как вы думаете, каким будет решение о судьбе грешницы?

По всему видно, что Иисус не разгоняет толпу, ни в чём не убеждает людей, не пытается их успокоить. Но, по библейскому сюжету, после его слов люди разойдутся по домам.

Вас заинтересовала эта история? Что именно? Задайте вопрос.

- С каким отрывком из текста можно соотнести эту картину? Прочитайте этот отрывок.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

- Как бы вы теперь ответили на поставленный вопрос, почему люди «тихо разошлись» и не казнили женщину?

Можно ли сказать, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди?

- Что помогло людям уберечь себя от осуждения?

Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня.

Людей

Красивое здание, природа, животные

Одна группа людей сидит в кругу, беседуют, другая группа людей ведут женщину, возмущаются

Первая группа людей сидит полукругом около главного героя. Позы тела и выражения лиц спокойны. Взгляд их с удивлением и интересом устремлены на вторую группу людей. Вторая группа людей чем – то возмущена. Они с силой ведут упирающуюся женщину.

- (К главному герою картины)

Мужчина, сидящий в кругу лицом к людям в белой одежде и коричневой накидке

Люди, приведшие женщину смотрят на него, обращаются к нему, указывая на женщину

Умный человек, судья

Она кого-то обидела, преступница, воровка

Женщина напугана, упирается, не хочет идти

На улице восточного города

Люди одеты в восточные одежды. Здание похоже на восточный храм

Возможно жизнь и дальнейшая судьба этой женщины будут зависеть от решения главного героя

Иисус Христос

Человек, нарушивший религиозные предписания, правила, заповеди т.е. совершивший какой- то грех

У Иисуса спокойное лицо, сидит, внимательно слушает людей, которые к нему пришли.

Дети высказывают свои мнения

Почему люди разошлись по домам и не наказали женщину?

Потому что каждый грешен.

Толпа – безличная масса, которая требовала наказания для женщины, устремляясь общему кличу «она грешница», её нужно казнить, закидать камнями, им было всё равно, что она совершила, главное, чтобы она ответила за свой поступок. Уходя, каждый человек, вспоминал что- то своё, он понял, что не имеет права осуждать кого- то, так как сам грешен.

Память о своих собственных ошибках и недостатках

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и

выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы

фронтальный

Сформулирован вывод о том, что нет безгрешных людей и что прежде чем осуждать кого- то нужно посмотреть на себя.

4.3 Чтение рубрики «Это интересно» с.47.

Познакомить с понятием «неосуждение», развивать умение работать в паре

- Найдите в тексте и прочитайте, что значит « неосуждение »?

Неосуждение- проявление милосердия к человеку. (записать в тетрадь)

Работа с понятием «неосуждение».

Читает учитель : В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

- Как ещё можно объяснить «неосуждение»?

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» (Записать в тетрадь) . А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Работа в парах.

Прочитайте текст из рубрики «Это интересно»

Поработайте в парах и объясните и дополните выражения на карточках:

«Сучок в глазе брата твоего»…

«Бревно в твоем глазе» …

«Лицемер» …

«Быть милосердным»….

Неосуждение – это проявление милосердия к человеку. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо

Читают текст рубрики «Это интересно»

В парах объясняют выражения на карточках:

«Сучок в глазе брата твоего» - это плохие поступки других людей;

«Бревно в твоем глазе» - это наши плохие поступки;

«Лицемер» - это человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду»;

«Быть милосердным» - уметь прощать;

Коммуникативные

Участвовать в работе пары, договариваться друг с другом.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Овладение навыками смыслового чтения

Фронтальный,

Наблюдение за работой в парах

Осознание и принятие понятия

«неосуждение»

4.4 Работа с притчей по уточнению «золотого» правила этики», анализ притчи.

Уточнить золотое правило этики, развивать умение работать с текстом

Я хочу вас познакомить с притчей, которая называется «Гвозди». Как вы думаете, о чем она будет?

«Гвозди»

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал:

Предположите, что сказал отец своему сыну.

«Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах»

- Правильны ли были ваши предположения о содержании притчи, которые вы выдвигали, когда услышали название?

Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Что вам показалось интересным в ней? Какие чувства и эмоции она пробудила у вас?

Чему учит нас эта притча?

С чем сравниваются дырки от гвоздей в воротах?

Почему отец не объяснил сыну словами, что плохо обижать людей, а дал ему гвозди?

Сколько гвоздей вбил в первый день сын?

Что это значит?

Почему количество забитых гвоздей с каждым днем уменьшалось?

Как вы думаете, какие слова самые главные в этой притче?

Как вы считаете, будет ли юноша в дальнейшем обижать окружающих? Почему

Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке, забивающем гвозди эта притча?

Как иначе можно озаглавить эту притчу?

Как эта притча связана с темой нашего сегодняшнего урока?

Дети высказывают предположения

Дети отвечают на вопросы

Не обижать других людей, не делать зла

С ранами в душе людей от злых, обидных слов и плохих поступков

Хотел наглядно показать сыну насколько плохие поступки делает сын, хотел научить сына контролировать себя

Юноша 37 раз за день обидел кого – то

Сын понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.

Он будет вспоминать дыры на воротах, как символ ран в душе людей, которых он обидел. Он не захочет, в ответ от других людей получить такие раны в своей душе

О необходимости контролировать свои поступки, задумываться, как наши слова и поступки отразятся на других людях, поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой

-

Коммуникативные

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Овладение навыками смыслового чтения

Личностные УУД:

Развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Способность анализировать нравственную сторону поступков

фронтальный

Уточнение золотого правила на литературном материале

5. Закрепление изученного

5.1 Самостоятельная работа

5.2 Работа в парах

Повторить и закрепить знания и умения, полученные на уроке

Самостоятельная работа на карточках. Приложение1

Приложение 2

Работа с пословицами. Даны: начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

Записывают золотое правило этики.

Отвечают на поставленный вопрос: как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди, добавляя высказывания.

Работают в паре

Регулятивные

Осуществлять контроль своей деятельности

Оценивать правильность выполнения своих действий

Познавательные

Самостоятельно делать выводы

Перерабатывать информацию

Коммуникативные: - умение выслушать и принять чужую точку зрения, аргументировать свой ответ

Самооценка

- самостоятельность выполнения работы (с помощью светофоров зелёный цвет - выполнил работу сам, красный- обращался за помощью;

- правильность выполнения работы (зелёный - уверен, что работу выполнил правильно, потому что хорошо понял тему урока, красный- мог ошибиться, потому что не очень хорошо понял тему урока)

Выполнят задания в рабочей тетради, оценят свою работу.

6. Рефлексия

Дать возможность ученикам осознать свою деятельность на уроке

Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:

Назовите золотое правило этики.

Чему учит золотое правило этики?

Как уберечься от осуждения других людей?

Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?

Как бы вы хотели, чтобы к вам относились другие?

Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло?

Никогда не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека.

Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений:

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Теперь я буду…

Я почувствовал, что …

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя

Быть добрым.

Творить добро в жизни.

Учит правильно жить

- Высказываются по поводу материала урока

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные УУД :

способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

Самооценка с помощью представленных предложений

Каждый проведёт рефлексию своей деятельности на уроке.

7. Домашнее задание

Придумайте и запишите правила дружбы на основе "Золотого правила этики".

Расскажите своим близким (маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке) о том, что узнали на уроке. Расспросите их о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Оцените, как соотносятся эти принципы с "Золотым правилом этики".

Приложение 1

Задание 1. Запиши золотое правило этики.

_______________________________________________________________________________________

Задание 2. Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах не перебивали, давали высказаться,____________

2. При встрече _________________________________________________

3. За глаза _____________________________________________________

4. В трудной ситуации __________________________________________

5. В болезни ___________________________________________________

6. В играх _____________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь ____________________________________________

8. Когда у меня что-то получается ________________________________

9. Чтобы мои товарищи _________________________________________

10. Чтобы _____________________________________________________

Задание 3. Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.

Приложение 2

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если ребенок, да и взрослый человек, не понимает, зачем это надо, не знает цели. И тогда мораль, нравственные правила, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и мир в душе, становятся тем, что мешает получать удовольствие.

Именно на сегодняшнем уроке стоит четче обозначить цель христианской жизни. И, думается, образ плывущего корабля для этого подходит лучше всего.

Урок православной этики

Тема: «Золотое правило нравственности»

Слайд 1. Название урока.

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечемся и поговорим … о кораблях. Прилагается для распечатки лист с заданием.

Слайд 2. Корабли в море.

Цель - зародить в детях понимание необходимости соблюдения правил и что эта жизнь на земле временная и мы в ней лишь странники, идущие в Вечность.

Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить три условия.

Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е. они должны соблюдать правила движения по морю. (щелчок)

Второе условие: исправность кораблей (щелчок) Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут проворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений.

А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? (дети отвечают)

Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. (щелчок по второму условию – Айвазовский, корабль «Меркурий») А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма. (повторный щелчок по второму условию – картина исчезает)

Третье условие для успешного плавания: цель следования . (щелчок) Нужно знать куда собирается наш флот и зачем. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Америку, тогда как им нужно было в Африку. А чтобы не сбиться с пути, кораблям нужны карты и компас.

Давайте запишем эти условия успеха в ступеньках с корабликом.

Слайд 3. Житейское море.

Цель - дать детям понимание, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями. Что в этой жизни приобретем из непреходящих духовных ценностей, с тем и предстанем пред Богом.

А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами.

Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому.

Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни? (дети отвечают)

(щелчок) Первое условие: Правила поведения . Мы должны научиться правильному, гармоничному отношению человека к человеку. Давайте запишем это условие на первой ступеньке с человечком.

(щелчок по первому условию – переход на скрытый слайд 4)

Слайд 4. Этикет - этика – золотое правило.

Даем определение золотого правила общечеловеческой этики. По первому пункту у светской и христианской этик - об отношении человека к человеку – разногласий нет. Разногласия начинаются со второго пункта – о внутреннем состоянии человека. И становятся очень серьезными, когда мы доходим до третьего пункта - об отношениях между человеком и его Творцом. Именно здесь проявляются основные различия между христианской и нехристианской моралью.

Внешние правила поведения где-либо называются этикетом . Например, правила поведения в школе – это школьный этикет, правила общения между дипломатами разных стран – дипломатический этикет. Поведение человека по правилам этикета называют этичным поведением.

Какие этикеты и правила этикета вы знаете? (дети отвечают)

Правила этикета за столом, на природе, деловой этикет…

(щелчок) Система всех таких правил, норм нравственного поведения человека, называется этикой .

Правила различных разделов этикета часто повторяются. (щелчок) И еще в древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть « золотым правилом этики ». Звучит оно так: (щелчок) Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя .

Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Давайте посмотрим на примере, так ли это? (щелчок)

Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим. (щелчок)

Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние, нужно обязательно соблюдать второе условие: порядок в душе . (щелчок) Давайте запишем это условие на второй ступеньке с человечком.

(щелчок по второму условию – переход на скрытый слайд 5)

Слайд 5. Нагорная проповедь.

Чтобы нам было понятнее, как соблюдать эти два условия правильно, Господь Иисус Христос во время своей Нагорной проповеди уточнил золотое правило этики. Давайте посмотрим во врезке, что Он сказал нам о том, как нужно вести себя с ближними.

Работа с текстом

ВРЕЗКА

Слова Христа из Евангелия:

Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?

(щелчок) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

(щелчком по стрелке переходим на скрытый слайд 6)

Слайд 6. Нагорная проповедь.

Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Не судите , да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте , и прощены будете».

(щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 3)

Вернемся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения ? (дети отвечают) цель следования . Чтобы определить общую цель человеческой жизни, нужно знать, для чего человек создан. Человек сотворен, чтобы соединиться с Богом в вечном Царстве Божием , Царстве Небесном (щелчок) . Бог – это Любовь, значит, чему в своей земной жизни должен научиться человек? (дети отвечают)

Мы должны научиться любить Бога и любить ближних.

Давайте запишем третье условие на третьей ступеньке с человечком.

Слайд 7. «Сломанная» душа.

«Кораблик-душа» сломался, почернел. Давайте найдем и исправим поломки.

Дети находят неправильные действия и определяют, как исправить их. «Неправые дела» исчезают по щелку на них, взамен появляются «лечащие, ремонтирующие» действия и окрашивается кораблик и сердце. Функция перехода на следующий слайд по щелчку отключена, переход – щелчок по стрелке.

Обидел друга попросить прощения .

Обиделся на друга - простить .

Самостоятельное чтение

Слайд 8. Фоновый слайд «Буря сплетен».

При чтении обратите внимание!

С чем сравниваются сплетни?

О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?

Как избежать осуждения человека?

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит : Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но, тем не менее, блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Анализ текста

Слайд 9. «Буря сплетен».

С чем в тексте сравниваются сплетни? (дети отвечают)

С пылью и мусором .

Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо? (дети отвечают)

Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло. Посмотрите, есть ли на мальчике грязные пятна? (дети отвечают) Нет! (щелчок) А теперь? (дети отвечают) Да! (щелчок) А если стекло совсем грязное, мальчика хорошо можно разглядеть? (дети отвечают)

Нет! Вот также и наша душа, когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видит в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. (щелчок) Например, нам может увидеться, что эти дети не радуются ежику, (щелчок) а мучают его.

(если дети знают о подвиге Александра Матросова, то можно привести его как пример: бывший хулиган жертвует жизнью ради жизни других)

Слушаем притчу

Слайд 10. Чужие грехи.

ВРЕЗКА

Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди (из 1-й врезки): « И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » (Мф.7,3-5).

О чем иносказательно говорится в обоих случаях? (дети отвечают)

Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.

Что помогает нам уберечь себя от осуждения других? (дети отвечают)

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, - потому, что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

(щелчок)

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…

Слайд 11. «Христос и грешница». Поленов В.Д.

(дети отвечают)

(щелчок по «лупе» - переход на скрытый слайд 12 – увеличенный фрагмент картины, возврат на слайд 10 по стрелке)

Как вы понимаете, что такое неосуждение? (дети отвечают)

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

А какие оценки ставятся поступкам? (дети отвечают)

Поступкам мы ставим оценки «хорошо» или «плохо», «добро» или «зло», «правда» или «неправда».

Слайд 13. Грешник и грех.

Помните, мы говорили о мальчике, который сказал друзьям неправду про игрушку.

Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? (дети отвечают)

(щелчок) Правильным ли будет поставить на нем клеймо лжеца? (дети отвечают)

(щелчок) Нет. Потому что указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого. (щелчок)

Слайд 14. Прощение.

Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (дети отвечают)

(щелчок) Покаяться, попросить прощение.

А что должны сделать ребята? (дети отвечают)

(щелчок) Пожалеть и простить.

Слушаем и поем песню

Слайд 15. Быть человеком.

(песня начинает звучать автоматически после перехода на слайд)

Быть человеком

Исполняет детская группа «Непоседы»

1. Нам от самого порога

Жизнь раскинула пути;

Выбирай свою дорогу

И по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил!

Припев : Только помни, только помни

В грохоте-ритме века:

Самая главная в жизни профессия -

Быть человеком.

2. В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги,

За собою жжём мосты,

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим;

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

Припев .

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

ВРЕЗКА

Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

_____________________________________________________________________________

Евангелие от Иоанна (8, 3-11) : «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

________________________________________________________________

Рефлексия

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

Вы не задавались вопросом: с какой целью колесят по многим монастырям и другим святым местам автобусы с паломниками? Что заставляет людей претерпевать немалые неудобства и даже лишения в пути? Конечно, каждый преследует свою, только ему ведомую цель, решает свою задачу. Но после очередного визита очередной группы паломников в Свято-Николо-Тихонов мужской монастырь мне вдруг стала понятна и некая общая цель, которая движет этими людьми — поиск Благодати Божьей!

Потому что именно с обсуждения этой темы началась беседа настоятеля монастыря игумена Агафона с группой паломников, прибывших в монастырь из Москвы в минувшие выходные. Каковы верные признаки Благодати?, — таков был первый вопрос во время беседы с батюшкой.

— Это очистительные слезы во время исповеди, необычайно радостное, приподнятое состояние после святого Причастия, — был ответ. И, как тут же выяснилось после эмоциональных отзывов и восклицаний многих участников беседы, такое состояние во время пребывания в Тихоновой обители ощутили многие.

— А как быть, если не ощутил Благодати после Исповеди и Причастия?

— Значит, не был до конца искренен и откровенен во время исповеди. Истинное покаяние дается от Бога и его надо заслужить, — ответствовал игумен Агафон.

Задавались вопросы и о том, как преодолеть один из главных пороков человеческих — чрезмерную гордость, а точнее гордыню?

— Смирением, — отвечал батюшка. Надо постоянно внушать себе, что я — самый последний и самый ничтожный из всех людей. Поверьте, это самый верный и прямой путь к избавлению от всяческих скорбей. Вспомните советы подвижников церкви держать душу свою во аде. Влекут ангелы святого человека в Рай, а он говорит им: вы ошиблись, мне по моим грехам прямая дорога в ад. Это пример из высших сфер. А возьмите ту же Золушку из сказки. Ведь она совершенно искренне считала себя хуже всех. И именно по этой причине только ей одной и подошел хрустальный башмачок.

Многих паломников интересовало, как молиться за своих близких и вообще можно ли молиться сразу за многих людей? На что отец Агафон отвечал:

— Если у вас сто рублей, как лучше сделать: разделить по пятачку на многих или дать кому-то одному всю сотню? Чтобы молиться за многих с пользой, надо иметь много духовных «денег». Эти «деньги» зарабатываются прежде всего постоянной молитвой, постоянным обращением к Богу. Но не только молитвой: чтением духовных книг, Библии прежде всего, добрыми делами также пополняется духовная «копилка».

Был задан и такой вопрос: надо ли подавать нищим, если в газетах пишут, что такие «нищие» чуть ли не на мерседесах разъезжают?

— В газетах много чего пишут,- ответствовал батюшка. А нищим лучше скромно, но все же подавать.

— Как уберечься от осуждения других людей, как выработать чутье на злых людей?, — последовали вопросы.

— Осуждать и укорять самого себя. Чем строже вы себя оцениваете, тем меньше возникает соблазн судить других людей. А чутье на плохих, злых людей придет вместе с молитвой. Надо больше молиться и уметь себя слышать. И Господь вам подскажет, какой перед вами человек — добрый или злой.

Здесь приведена лишь малая часть вопросов, которыми паломники буквально засыпали отца Агафона. По ходу беседы явственно ощущалось, что люди нашли здесь, в Свято-Николо-Тихоновой обители то, к чему они стремились, то, что они искали, совершая паломнические поездки по разным обителям и святым местам.

Почти двое суток провела эта группа из 46 паломников-москвичей в монастыре. Все они были размещены, устроены на ночлег, накормлены. Но гораздо важнее другое: они от души помолились. В субботу прошло таинство Соборования, его приняли все без исключения паломники. Затем были всенощное бдение и исповедь. На утро воскресного дня — праздничная литургия в память апостола Андрея Первозванного. Соприкосновение с духовными монастырскими святынями благотворно сказалось на многих. Во время беседы люди радостно сообщали, что кто-то исцелился от сильного бронхита, у кого-то прошла сильная головная боль...

Выяснилось, что многие из этой группы уже не первый раз в монастыре. Когда я спросил у организатора поездки Е. Е. Супрун, почему они снова выбрали для визита именно Свято-Николо-Тихонову обитель, она ответила:

— Здешний монастырь такое место, что стоит здесь один раз побывать, и душа сама вновь и вновь будет звать вас снова вернуться сюда. Сюда ведут любовь к Богу и к насельникам монастыря, которые так искренне и преданно Ему служат.

Я попросил игумена Агафона дать оценку этому визиту паломников.

— Было приятно иметь дело с воцерковленными людьми, — сказал он, — отвечать на интересные, живые вопросы, видеть их горящие глаза, ощущать открытые Богу сердца и души.

Записал В. Субботин

«Прежде чем осуждать других, обратите внимание на себя.
У того, кто бросается грязью, не могут быть чистые руки.»

Осуждение других людей

В этой статье я бы хотел затронуть тему осуждения других людей. Тема, с одной стороны, простая и понятная, но, как показывает практика, далеко не всегда, она правильно понимается.

Итак, простой пример.

Еду я на велосипеде. Не по дороге, а по тротуару. Подъезжаю к пешеходному переходу через дорогу. Горит красный свет. Вполне естественно, стою, жду, пока загорится зелёный.

Мимо меня, бодрым шагом, проходит мамаша с ребёнком, и, практически без остановки, начинает переходить улицу на красный свет. Движение не слишком оживлённое, в принципе, можно спокойно перейти без аварийной ситуации.

Знакомая ситуация, можно частенько наблюдать подобное на наших улицах. И с колясками, и с детьми, и самостоятельно, наши люди спокойно переходят дороги на запрещающий сигнал светофора.

Нарушение, неправильное действие? Естественно, мы-то с вами хорошо знаем, что Законы надо соблюдать даже в самых незначительных ситуациях. А они, видимо, пока ещё не усвоили эту простую истину. Вот и шагают, не задумываясь о последствиях.

Но, не будем, пока, обсуждать этих людей, посмотрим, что возникает у нас в голове, во время наблюдения такой картины.

Лично у меня, в своё время, подобные действия вызывали «праведное негодование» и, так сказать, законное осуждение . Из серии: «Ну что они делают! Дети же с ними! Чему они их учат!» и так далее. Это я, естественно, озвучиваю самые мягкие варианты. Думаю, каждый может дополнить этот список своими «боевыми» выражениями.

Возвращаемся к нашему светофору. Время ещё есть, и вот стою я перед зеброй, поглядываю, свысока своей правильности, на эту мамашу, а в голове фонтанируют «негодующие выражения», осуждение работает на полную катушку.

И тут, вдруг, в голове появляется, эдакий лёгенький, ехидненький вопросик: «Молодой человек, а что вы в данный момент делаете?» .

Вопросик-то простенький, а задуматься заставил. И ответ-то получился не самый радостный:

А в этот момент я так хорошо, качественно, мощно, от всей души, занимался тем, что выделял негатив в спину, ничего не подозревающей женщины.

Хорошо, хоть, честности хватило, суметь остановиться и взглянуть на свои действия без эмоций. Да и формулировочка сразу появилась – элементарное осуждение другого человека .

Не самый лучший вариант, что и говорить. Думаю, нет смысла объяснять и о последствиях, и о внутреннем состоянии, и о наличии Любви в сердце в этот момент.

Вот так работает механизм ОСУЖДЕНИЯ других людей. Банальный, рядовой, простейший случай, вдруг, становится «веским доводом» для того, чтобы человек сам, без внешних воздействий переключился на состояние нелюбви. И себя наполнил негативной энергией, и другому человеку послал хорошую, добротную порцию.

Естественно, необходимые выводы мною были сделаны, но, довольно часто приходится наблюдать подобное на улицах города. Типичная автоматическая реакция. Вот поэтому и решил озвучить, глядишь, кто-то и переосмыслит эту свою внутреннюю установку.

Да, и тут, желательно учитывать такой маленький, но, достаточно важный момент. Если вы думаете, что поступаете абсолютно правильно в какой-то ситуации. Как я со светофором, к примеру. Решил для себя переходить улицу только на зелёный свет. Имеет смысл не возводить это своё знание в абсолют, вот только так, всё остальное неправильно. Всегда возможны варианты, жизнь достаточно разнообразна и многогранна.

И то, что вам сегодня кажется совершенно правильным, может, через некоторое время подвергнутся определённым корректировкам. Узнаете, что-то новое и важное, естественно, будете менять и свои установки и своё поведение в определённых ситуациях. Не надо ограничивать, прежде всего, самого себя, оставляйте место для этих изменений и новых знаний. И, тем более, не желательно навязывать это своё понимание другим людям, как единственно правильное на все времена.

Такой подход ещё гибкостью называется, любой процесс, как и человек, должен иметь необходимый запас этой самой гибкости.

Причина осуждения других

В чем причина возникновения осуждения других людей?

Человек видит неправильные действия другого. Вполне естественно, хочется помочь, дать понять этому человеку о совершённой ошибке.

Если есть умение делать это с любовью и светом – отлично. Если, пока, нет, получается стандартный вариант умножения негатива. Включается схема осуждения других людей. И о какой вашей правильности может идти разговор?

У многих сразу возникает вопрос: «И что же, просто смотреть, как нарушают правила? А если хулиган к девушке пристаёт? А если ещё, что похлеще происходит?»

А вот тут, имеет смысл увидеть разницу между двумя подходами.

Первый – это привычное выделение негатива. Сказать что-то позначительнее, посмотреть попрезрительнее, в крайнем случае, и по физиономии съездить, если уж совсем не понимает.

Тут, всё понятно, на внешний негатив, выдаём свой негатив. Умножение налицо, ситуация, редко когда разрешается в хорошую сторону. Подход большинства. Осуждение работает.

Второй – это подход СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА . Вы, естественно, понимаете, что это не о физической силе идёт речь, а о силе и умении человека управлять процессами. Тут, механизму осуждения других людей включиться не удалось.

Как это может выглядеть?

К примеру, с теми же хулиганами. Если уж такое случилось, можно спокойно подойти, и сделать так, то у них пропадёт всякое желание продолжать свои действия. Без рукоприкладства, без давления, без грубости, без негатива. Кто-то умеет это делать даже без прямого контакта.

На том же светофоре. Можно просто стоять и показывать пример. Кому не надо, проскочит и не заметит, кто созрел, обратит внимание, и сделает нужный, прежде всего, для себя, вывод. Если один из ста обратит внимание, уже будет лучше, чем давить осуждением с непредсказуемыми последствиями и для себя и для мира.

Если уж совсем «безбашенная» мамаша продолжает свои действия. Можно направить в её сторону внутренний посыл с доброй, правильной, нужной информацией. Есть шансы, что услышит, или в подсознании отложится. А ещё есть шанс, что этот посыл может и от аварии прикрыть. Глядишь, в следующий раз и одумается. А может, именно эта информация и будет той капелькой в общей чаше, которой так не хватало для формирования этого умения. Кто знает?

При желании, можно нафантазировать подобный подход в разных ситуациях. Как вы уже догадались, для этого умения необходимо, много чего и знать и уметь. Это не сказки, и не отрывки из сериалов, это, те самые возможности, которые открывает перед человеком УМЕНИЕ ЛЮБИТЬ .

Выбирать, естественно, вам. Тренироваться по отключению механизма осуждения других людей можно где угодно, ситуаций вокруг каждого из нас предостаточно.

А для более правильного вывода, рекомендую взглянуть на себя со стороны. Каждый из нас, что-то уже знает, умеет, осознал, отработал. Но, есть же масса того, о чём мы не имеем ни малейшего представления. Вспомните схему из статьи о . Так или иначе, мы действуем, так или иначе, мы совершаем неправильные поступки, так или иначе, нарушаем Законы. Это нормально, нам ещё, много чего предстоит узнать и освоить.

Думаю, каждому из нас, было бы не очень приятно, за каждое такое действие, пока не осознанное, получать мощные негативные энергетические удары со стороны тех, кто уже эту тему проработал. Корректировка – да, поддержка – да, подсказка – да, пример – обязательно. Но никак не давление, не осуждение, не манипуляция, не насильственное внедрение правильных истин. Долбить и осуждать человека не правильно, не по Законам. Хороший уровень подразумевает умение правильно взаимодействовать.

Так что, есть над чем поразмышлять. Имеет смысл прочувствовать то, как работает механизм осуждения других людей. Опять же, если желание есть, конечно.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :