Какие бывают гиперактивные дети. Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей

Несмотря на то, что гиперактивность наиболее ярко проявляется в возрасте около 3-х лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в младенчестве. Ранняя диагностика и своевременное лечение позволит предотвратить множество проблем с развитием, обучением и адаптацией в дальнейшем.

Гиперактивность малыша первого года жизни

Гипервозбудимость у грудничков довольно трудно поддается диагностике. Поэтому самостоятельно назначать малышу лечение ни в коем случае нельзя.

ВАЖНО! При любых сомнениях наиболее разумным выходом станет посещение специалиста, способного точно поставить диагноз. Однако именно наличие характерных симптомов должно насторожить родителей, являясь серьезным поводом для визита к невропатологу.

Гиперактивный ребенок до года: признаки

  • любое расстройство сна;
  • частый плач и крик;
  • постоянные движения головкой, ногами и руками. Гиперактивный грудной ребенок активно сучит ножками;
  • гипертонус мышц ребенка;
  • частая рвота и срыгивание после кормления;
  • бурная реакция на внешние раздражители (яркий свет, резкие звуки и хлопки).

Гиперактивный малыш не любит пеленание и всегда старается освободиться из пеленок. Такие дети раньше других сверстников начинают сидеть, вставать и ходить.

Причины гиперактивности до года

Гипервозбудимость малыша нередко является результатом:

  • различных осложнений при беременности . Например, токсикоз, высокое давление, а также гипоксия плода;
  • осложнений при родах . Сюда относятся тяжелые роды, а также роды раньше положенного срока. Применение щипцов, стимуляция, кесарево сечение;
  • инфекционных заболеваний , перенесенные матерью в период беременности или ребенок в первые недели жизни;
  • генетической предрасположенности . Риск возникновения расстройства возрастает многократно, если один или оба родителей в детстве были гиперактивны;
  • вредных привычек матери . Например, распитие алкоголя и курение табачных изделий во время беременности.

Для улучшения состояния гиперактивных малышей до года, как правило, применяют немедикаментозные средства лечения, например:


Гиперактивный ребенок что делать в 1-2 года

Диагностировать гиперактивность малыша в возрасте от 1 года до 2-х лет несколько легче, чем у детей до года, так как можно применить традиционную диагностику в 3 этапа:

  1. Сбор информации (доктор получает данные о течении беременности, родах и перенесенных крохой заболеваниях, а также собирает и обобщает семейный анамнез).
  2. Полное психологическое обследование ребенка.
  3. Аппаратное обследование (МРТ и электроэнцефалографическое исследование мозга).

Симптомы гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Итак, как понять что ребенок гиперактивный в год? К признакам в этом возрасте относят:


Причины гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Кроме причин, связанных с внутриутробным развитием плода, осложнениями при родах и перенесенными заболеваниями, в этом возрасте малыши могут проявлять симптомы дефицита внимания и гиперактивности из-за неблагополучной обстановки в семье.

ВАЖНО! Постоянные скандалы и ссоры могут привести ребенка в угнетенное, стрессовое состояние. При нехватке положительных эмоций, нуждаясь в любви и заботе, малыш будет пытаться таким образом обратить на себя внимание семьи.

К малышу с гиперактивностью родителям потребуется найти новый подход:


Еще каких-то пару десятилетий назад никто не знал о синдроме гиперактивности у детей.

Это совсем не означает, что гиперактивных малышей не существовало, просто повышенной активности не придавали большого значения, списывая ее на индивидуальные особенности и недостаток воспитания.

Старшее поколение учителей и воспитателей в детских садах в большинстве случаев и по сей день придерживаются этой точки зрения. Однако это довольно серьезная задача: воспитывать и адаптировать в детском коллективе гиперактивного ребенка. Что делать родителям, советы психолога вы найдете в этой статье.

Гиперактивный ребенок не может ни минуты усидеть на месте, он делает несколько дел одновременно, но при этом не может толком сосредоточиться ни на одном. Эти детки часто опережают сверстников в интеллектуальном развитии, в то же время не могут высидеть на уроке, выполнить задание до конца, сосредоточить внимание.

Родители часто даже гордятся своими сверх нормы активными детками, не придавая должного значения лечению. Однако терапия просто необходима, как медикаментозная, так и психологическая. В противном случае детские симптомы перенесутся во взрослую жизнь и тогда серьезных проблем просто не избежать.

Причины

Ученые выделяют ряд основных предпосылок к развитию гиперактивности у ребенка:

  • наследственная предрасположенность к заболеванию;
  • родовая травма;
  • прием матерью во время беременности некоторых лекарственных средств;
  • курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков во время беременности;
  • осложнения во время родов: кислородное голодание плода, асфиксия;
  • травмы головы, полученные в первые месяцы и годы жизни;
  • неблагоприятная экологическая обстановка.

На развитие гиперактивности может повлиять один из факторов, а может несколько в комплексе. Конфликты в семье, ссоры между родителями, а также неадекватное отношение родителей к состоянию ребенка может привести к значительному усугублению симптомов гиперактивности.

Первые признаки гиперактивности

Важно отметить, что симптомы гиперактивности можно отметить в той или иной степени практически у любого ребенка. Однако небольшое нервное возбуждение не считается патологией, если оно возникает лишь иногда.

Вот основные признаки гиперактивности:

  • у ребенка проблемы, как с дневным, так и с ночным сном: малыш долго засыпает и спит беспокойно, часто вздрагивая и просыпаясь;
  • гиперактивные дети плохо набирают вес по сравнению со своими сверстниками, у них плохой аппетит, наряду с постоянной жаждой;
  • кроха находится в постоянном движении, часто бесцельном;
  • малыши не любят слушать сказки, однако и на одной подвижной игре им трудно сосредоточиться: они набирают много игрушек одновременно, толком не играя не одной из них, в коллективных играх не могут дождаться своей очереди.

Эти симптомы можно разглядеть у воспитанников детских садов, более серьезные проблемы начинаются в школе. Точный диагноз можно поставить лишь к 5-6 годам.

Гиперактивность по годам

В школьном возрасте начинается новый виток проблем, связанных с гиперактивностью.

Вот лишь некоторые из них:

  • ребенок проявляет раздражительность, даже самое невинное замечание в свой адрес он воспринимает как «смертельную» обиду;
  • гиперактивному первокласснику труднее высидеть на уроке, чем остальным детям, он часто отвлекается, не слушает учителя, отличается плохим поведением;
  • ребенок часто проявляет агрессию по отношению к сверстникам, не умеет работать в коллективе, поэтому редко находит себе друзей;
  • у гиперактивного школьника плохо развита мелкая моторика: такие дети с трудом и очень неуклюже выполняют поделки и аппликации, у них плохой почерк.
  • более того, они все роняют, постоянно спотыкаются и что-то опрокидывают на себя.

С возрастом без адекватной работы со стороны родителей и психолога некоторые проблемы могут только усугубляться, а иногда и переноситься во взрослую жизнь. Из гиперактивного ребенка формируется довольно неприспособленная к жизни личность, ее характеризуют следующие черты:

  • чрезмерная обидчивость;
  • невнимательность;
  • неопрятность;
  • неуклюжесть.

В 3 года ребенок начинает стремиться все делать самостоятельно, однако это далеко не всегда получается, отчего малыш очень расстраивается и капризничает. В психологии это называют кризисом трех лет. Подробно о признаках кризиса читайте .

В случае с гиперактивными детьми результат лечения будет успешным, если скоординировать общие усилия докторов, педагогов и родителей.

Однако ведущую роль в нормальном развитии такого ребенка имеет семья.

Несмотря на сложный характер крохи, важно терпеливо относится к его особенностям, объяснять снова и снова правила поведения в коллективе, воспитывать навыки опрятности и вежливость.

Негативную роль на психическое развитие гиперактивного ребенка могут оказать скандалы и разлад дома. Выяснять отношения в присутствии ребенка нежелательно в принципе, особенно это актуально в случае гиперактивного малыша: негативные эмоции родителей особенно остро ими воспринимаются.

Также на этапе диагностики гиперактивности ребенка необходимо выяснить причину развития синдрома. В зависимости от нее назначается то или иное лечение.

Существуют, конечно, и определенные фармацевтические препараты, которые помогают в решении данной проблемы, однако они имеют сугубо вспомогательное значение. На первое место выходят работа родителей, психологов и педагогов.

Гиперактивный ребенок в школе

Ранее было описано, что детям с подобным диагнозом довольно тяжело приходится в школе и в любом другом детском коллективе.

Однако это еще далеко не повод отказываться от общения с ровесниками и переходит на домашнее обучение.

Гиперактивные дети могут и должны учится с обычными детьми.

Было много сказано о проблемах в обучении, однако дети с повышенной активностью не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстников, а часто даже опережают их. Они с легкостью воспринимают новую информацию, быстро включаются в работу, часто выполняют несколько заданий одновременно.

Более того, эти детки нередко щедро одарены творческими способностями, имеют живое воображение. Все эти особенности должны учитывать педагоги, если на их попечении имеются гиперактивные дети. Особенно важно найти подход к гиперактивному ребенку на первых этапах обучения в школе.

  • необходимо четко соблюдать режим дня: пробуждение, прием пищи, занятия и отход ко сну должен происходить в строго определенное время, по возможности нужно организовать ребенку дневной отдых;
  • рацион растущего организма должен быть полноценным, однако сладости и шоколад должны быть представлены в нем в минимальных количествах;
  • компьютерные игры и телепередачи должны присутствовать в жизни особенного ребенка в минимальном количестве;
  • гиперактивного малыша обязательно нужно приобщать к спорту, ведь физическая активность дает возможность выплеснуть избыток энергии;
  • большое значение имеет пребывание ребенка на свежем воздухе.

Особым детям – особый подход

Так же существует три специфических направления работы психологов, которые связаны непосредственно с гиперактивностью:

  1. Умение контролировать гнев.
  2. Борьба с дефицитом внимания.
  3. Выработка усидчивости.

С этой целью психологи дают ряд практичных советов:

  • Гиперактивные дети редко дослушивают длинные тирады до конца, поэтому будьте лаконичны – давайте четкие и понятные указания.
  • Не кричите и не бейте детей, у малышей такого склада крайне ранимая и чувствительная психика. Если все же наказание необходимо спокойно объясните, в чем именно ребенок провинился, и ограничьтесь отказом от развлечений или сладостей.
  • Хвалите свое чадо за малейшие успехи, это поможет повысить самооценку ребенка и даст эффективный стимул для дальнейшего развития.

Хотя в последнее время гиперактивность рассматривается как медицинская проблема, все же не стоит записывать ребенка пациенты психиатра.

Гиперактивность у детей с успехом лечится, причем немедикаметозно. Но, правда и то, что нормализация состояния ребенка – плод долгих совместных усилий родителей, психологов и педагогов.

Видео на тему

В наше время всё чаще проявляется гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста. Каковы её признаки? Как с ней бороться? Как должны вести себя родители гиперактивного ребёнка? Всё это важные вопросы, требующие своевременного ответа.

Гиперактивность – психическое состояние, основанное на поведенческом расстройстве. Она связана с превышением нормальной активности. При этом человек чересчур возбудим и в своём поведении руководствуется больше эмоциями, чем здравым смыслом.

Гиперактивность у детей. Что это такое

Данное понятие возникло в 60-х годах прошлого века, когда её считали патологическим состоянием, которое было вызвано незначительными расстройствами функций головного мозга.

В 80-х годах превышающая норму двигательная активность получила статус самостоятельного заболевания. Её стали называть СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Данным синдромом страдают дети дошкольного возраста, начальной и средней ступеней обучения, у которых произошло нарушение функций ЦНС. При этом у них наблюдается снижение концентрации внимания, плохая память и проблемы в обучении.

Мозгу ребёнка с СДВГ трудно воспринимать и обрабатывать информацию, у него отсутствует чёткая мотивация к учёбе.

Синдром гиперактивности у детей начинает проявляться в 2-3 года, когда они начинают посещать детский сад. В большей степени поведенческое расстройство становится заметным в начальной школе, когда ребёнку нужно учиться, долгое время проводить за партой, быть сосредоточенным и внимательным.

Симптомы

Чтобы поставить диагноз СДВГ, нужно провести наблюдение за поведением ребёнка как минимум в двух социальных группах и подтвердить его сходство.

В раннем возрасте сделать это бывает трудно, так как младенцы до года обычно находятся только с матерью и отцом, то есть в семье. Когда малыш поступает в дошкольное учреждение, он попадает во вторую социальную группу. Поведение в ней может быть сходным с домашним или резко отличаться от него.

Наблюдая за ребёнком, родители сами способны увидеть тревожные признаки у ребёнка и вовремя обратиться за психологической помощью. Опытные психологи и педагоги помогут определить, с чем связана такая активность.

Основные симптомы гиперактивного поведения делятся на две группы.

Признаки дефицита внимания Гиперактивность и импульсивность
Сниженный уровень избирательного внимания:
  • отсутствие способности долгое время быть сосредоточенным на предмете,
  • не умение обнаруживать детали предмета
Бесконтрольные движения руками и ногами при волнении
Отсутствие сохранности внимания:
  • неспособность выполнять действия до конца,
  • несобранность
Вскакивания с места, резкие подъёмы и быстрый бег
Обращение к ребёнку не вызывает у него никакой реакции (он как будто не слышит) Неспособность сохранять статическое положение даже в очень короткие промежутки времени
Дезорганизованность, часто перескакивает с одного на другое Разговоры на занятиях, самопроизвольные выкрики
Отсутствие желания выполнять трудные задачи и упражнения, которые требуют серьёзного умственного напряжения Неспособность дождаться окончания вопроса, преждевременная попытка ответить
Забывчивость Вмешательство в дела и разговоры других людей
Отвлекаемость на малейший шум или движение со стороны Отсутствие способности соблюдать очерёдность и уступать другим детям
Частая потеря вещей

У разных детей проявляется каждый признак какой-либо одной группы, но встречаются и те, и другие.

Таким образом, признаками, которые должны подсказать родителям, что ребёнку нужна квалифицированная помощь психолога, невролога, психиатра, следующие:

  • чрезмерно высокая двигательная активность;
  • импульсивность;
  • резкие перепады настроения;
  • повышенная возбудимость;
  • непрекращающийся дефицит внимания.


Причины

К основным причинам проявления гиперактивности у детей относятся:

  • трудные и преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • поздняя беременность матери;
  • различные инфекции, в том числе и внутриутробные;
  • лёгкие травмы, полученные ребёнком в результате падения и ударов головой;
  • отравление опасными веществами, например, свинцом;
  • плохое питание;
  • асоциальное поведение родителей и др.

По статистике данным синдромом чаще страдают мальчики, чем девочки. Дети мужского пола значительно крупнее по весу, мозг у них созревает позже. В связи с этим они чаще получаются различные виды травм как в утробе матери, так и во время родов.

В наше время СДВГ страдают до 10% детей начального школьного возраста.
Ребёнок 8-10 лет должен активно учиться и нормально вести себя в социуме. К нему предъявляются требования от учителей и родителей в проявлении самостоятельности, усидчивости и сосредоточенности.

Однако гиперактивному ребёнку трудно соответствовать претензиям взрослых. К выше обозначенным симптомам могут добавиться бессонница или беспокойный сон, ночной энурез, расстройство речи, сердечные приступы.

Диагностика и лечение

Диагностика гиперактивности осуществляется в результате комплексных наблюдений целой группы специалистов. Если они обнаруживают присутствие всех признаков гиперактивности (см. в таблице), то ребёнку может быть поставлен диагноз СДВ или СДВГ.

  1. В этом случае назначаются препараты ноотропного типа, которые улучшают кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, усиливают его функциональность и восприимчивость к окружающей действительности.
  2. Вторая, главная, составляющая лечения данного синдрома заключается в организации психолого-педагогической помощи. Применение медикаментозных средств не всегда необходимо и желательно. Хорошо налаженная система занятий с гиперактивным способна устранить все существующие проблемы.


В помощь педагогам родители должны поддерживать хорошее физическое самочувствие ребёнка, повышать его иммунитет. К тому же не стоит пренебрегать успокоительными народными средствами.

Только комплексными мерами и совместными усилиями можно помочь ребёнку преодолеть трудное психическое состояние, которое мешает нормально обучаться в школе. Грамотная коррекция поведения способна повлиять на успешность школьника с СДВГ.

Как успокоить ребёнка

Гиперактивные дети от быстрых хаотичных движений в течение дня сильно перевозбуждаются.

Что делать родителям, чтобы «утихомирить» своё чадо перед сном:

  • сменить обстановку (перейти из одной комнаты в другую, где тихо и спокойно);
  • предложить ребёнку посмотреть в окно, на небо или проезжающую машину, идущих по дороге людей;

  • выпить воды или чашку чая с травками, съесть что-нибудь сладкое;
  • полежать (поиграть с игрушкой) в тёплой ванне с пеной и полезными отварами лекарственных растений;
  • сделать расслабляющий массаж под спокойную мелодию;
  • перед сном мама или папа могут побыть с ребёнком некоторое время, почитать ему книжку или просто поговорить. Особенно это важно, когда мальчик или девочка учатся в школе.

Всё это поможет настроиться ребёнку на здоровый спокойный сон, а утром он встанет бодрым, весёлым и настроенным на позитивную деятельность.


Надо ли принимать лекарства

Медикаментозное вмешательство возможно тогда, когда все психолого-педагогические методы и приёмы испробованы. Как лечить ребёнка и какие препараты использовать при этом, может решить только врач.

Чтобы не усугубить ситуацию, важно получить профессиональную консультацию и последовать назначениям доктора.

Видео: Школа доктора Комаровского

людается очень часто, и порой родители не знают, что им делать в данной ситуации. Ведь такие дети никогда не сидят на месте, им постоянно нужно двигаться, бегать, прыгать, они невнимательны и плаксивы. Родители таких детей не могут отдохнуть даже ночью, так как малыши очень плохо спят, постоянно просыпаются и плачут.

Родители очень часто путают активных детей с гиперактивными. Как определить, что ребенок гиперактивный, и что вообще такое гиперактивность?

Важно понимать, что гиперактивность — это не отсутствие должного воспитания, а медицинская проблема, решить которую могут помочь врачи и психологи

Гиперактивность: что это?

Еще в 60-х годах прошлого века гиперактивность считали патологическим состоянием, а объяснялось это незначительными расстройствами функций мозга. Но многочисленные исследования, которые проводились более 20 лет, показали, что чрезмерная активность – это самостоятельное заболевание, которое обуславливается нарушениями работы центральной нервной системы.

А также исследования показали, что гиперактивность практически во всех случаях сопровождается синдромом дефицита внимания. Так у данного заболевания появилось свое название – СДВГ, то есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Головной мозг такого ребенка очень трудно воспринимает информацию – как внешнюю, так и внутреннюю. Такие детки не могут долго концентрировать свое внимание на одном предмете и отличаются от здоровых детей неусидчивостью, невнимательностью, импульсивностью, а также неумением контролировать свои движения. Если вовремя не начать лечение, то есть большая вероятность того, что гиперактивному ребенку будет очень сложно адаптироваться в обществе, а также у него могут возникнуть проблемы с учебой.

Неусидчивость, невнимательность, постоянные капризы и попытки привлечь к себе внимание — симптомы СДВГ

Как определить гиперактивность?

СДВГ очень часто проявляется в возрасте с 2 до 3 лет. Но также он может себя проявить в более позднем возрасте – в период обучения в школе, то есть в возрасте 6–8 лет. У гиперактивных детей возникают проблемы с учебой и в общении со сверстниками. На них не действуют ни наказания, ни уговоры. Они словно пропускают мимо ушей все то, что им говорят. Они нарушают установленные родителями или учебными заведениями правила поведения.

К симптомам СДВГ можно отнести следующее:

  • неусидчивость (ребенок не может просидеть на одном месте без движений более 2 минут);
  • невнимательность (ребенок не в состоянии концентрировать длительное время свое внимание на одном предмете);
  • эмоциональная нестабильность (частые перемены настроения, плаксивость);
  • суетливость и беспокойство;
  • проблемы со сном (ребенок долго не может уснуть и часто просыпается ночью);
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • задержка развития речи.

Если вы наблюдаете у своего ребенка хотя бы один симптом СДВГ, необходимо обратиться к врачу-неврологу, который расскажет вам, как лечить заболевание, что делать с эмоциональной нестабильностью ребенка, и поможет вашему малышу адаптироваться в обществе.

Неправильный образ жизни, курение во время беременности — вот истинные причины гиперактивности ребенка

Причины

Медицина не выявила определенных причин появления гиперактивности у ребенка, но имеются факторы, которые могут спровоцировать развитие заболевания. Это:

  • осложнения во время беременности: если во время беременности будущая мама страдала от токсикоза и повышенного давления, а у плода была выявлена внутриутробная асфиксия, вероятность того, что родится гиперактивный ребенок, очень велика;
  • неправильный образ жизни беременной также может привести к рождению ребенка с СДВГ. Под неправильным образом жизни подразумевается употребление алкоголя во время беременности и курение;
  • осложнения во время родов: стремительные или, наоборот, затянутые роды также могут привести к нарушению центральной нервной системы малыша.

Поставить диагноз и назначить лечение может только врач-невролог — к нему нужно обращаться при первых тревожных симптомах

Как лечить?

Естественно, что заниматься самолечением и «прописывать» самостоятельно лекарственные препараты своему ребенку ни в коем случае нельзя. Так как здесь речь идет не об обычном насморке, а о нервной системе малыша. Если у вас гиперактивный ребенок и вы не знаете, что с этим делать, стоит обратиться к специалисту. Он осмотрит малыша. Если позволяет возраст, врач может провести специальные тесты, которые определяют отклонения в работе нервной системы. Также ему потребуется провести семейный анализ, в котором он будет расспрашивать родителей о течении беременности, о перенесенных заболеваниях – как мамой во время беременности, так и малышом после рождения.

Кроме того, врачу будет необходимо, чтобы родители самостоятельно дали характеристику своему ребенку. Во время осмотра специалист субъективно оценит поведение ребенка и вынесет вердикт.

Для подтверждения диагноза он также должен назначить обследование, которое включает в себя проведение электроэнцефалогического исследования или исследования с применением магнитно-резонансной томографии.

Помимо этого врач назначит соответствующее лечение и при необходимости успокоительное средство для нормализации сна и устранения чувства тревоги. А также подскажет вам, что делать с малышом, когда он чрезмерно возбудим.

Чтобы «успокоить» нервную систему малыша и наладить режим сна, нужно укладывать свое чадо каждый день в одно и то же время

Что делать?

Итак, если у вас растет гиперактивный ребенок и вы не знаете, что с этим делать, то вам просто необходимо создать микромир для своего чада, который будет иметь определенные правила, соблюдение которых необходимо, где он будет получать необходимое ему внимание от взрослых, но не путем наказаний или криков, а нормального общения, которое сопровождается физическим контактом, то есть чаще его обнимайте и гладьте по голове, особенно когда он плачет.

В этом микромире должны существовать все условия для нормального существования. Запишите его в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Там гиперактивный ребенок будет выплескивать свою энергию и одновременно учиться дисциплине. Но самое важное – это занятие должно нравится вашему чаду.

Также этот микромир должен быть максимально предсказуемым, спокойным и устойчивым для малыша. Должен быть строгий режим дня, выполнение которого необходимо и при котором не существует «уважительных» причин, чтобы его не придерживаться. То есть подъем в 8:00, туалет, умывание, чистка зубов, завтрак, занятия. Вечером в 10:00 нужно ложиться спать, перед сном за час обязательно исключаются активные игры, громкая музыка – в общем, все, что раздражает и возбуждает нервную систему. Купаемся, пьем кефир, читаем сказку и ложимся спать.

Кроме того, вы также должны принимать активное участие в жизни вашего ребенка, особенно если он гиперактивный. Играйте с ним чаще, делайте вместе какие-либо поделки, вам необходимо заинтересовать малыша, так вы научите его концентрировать свое внимание на чем-то одном.

Также можно чередовать активные игры со спокойными. Побегайте с малышом, поиграйте в прядки, а затем усадите его за стол и порисуйте вместе.

Если ребенок гиперактивный, ему необходимо внимание взрослых. Следуйте всем рекомендациям врача, ведь только он сможет вам подсказать, что нужно делать в данной ситуации. И у вас все получится! Гиперактивный ребенок – это не наказание для семьи. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем лучше для вашего ребенка и для вас.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.

Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:

1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.

2. Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные.

3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.

4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.

5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.

6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.

7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.

8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.

9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).


10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.

11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое.

12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже.

13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания.

14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе.

15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба.

16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его.


17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений.

18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения.

19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.

20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.

21. Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности, вынужденная изоляция и домашний арест.

22. В качестве меры наказания может быть запрет: просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров.

23. После наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.

24. У ребенка должны быть свои домашние обязанности, как у остальных членов семьи. Например, прибрать постель, упорядочить игрушки, разложить одежду по своим местам. Важно! Родители не должны выполнять эти обязанности за ребенка.

25. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.

26. Ребенок не должен постоянно находится в возбужденном состоянии. Следует чередовать активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а затем вечером еще приглашать домой приятелей, чтобы поиграть в прятки.

27. Постарайтесь избегать большого скопления людей. Торговые центры и рынки, где прогуливаются толпы людей, излишне будоражат ребенка.

28. Прививайте у ребенка интерес к какой-либо деятельности. Гиперактивному ребенку важно ощущать себя способным в чем-то.

29. Обнимайте ребенка чаще. Специалисты утверждают, что для душевного благополучия каждому человеку и тем более ребенку требуется минимум 4 объятия в день.

30. Вечером для лучшего расслабления и успокоения ребенку хорошо делать массаж и читать сказки.

31. В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка.

32. Не ссорьтесь в присутствии ребенка.

33. Проводите чаще всей семьей совместный досуг.