Критерии оценивания тестовых работ по биологии. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии

Список использованной литературы:

1. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010. 176 с.

2. Maltseva L., Belaya T. Methods of edication of fine and crafts: USA, Luli Press, Inc, 2015. 159 p.

3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко.- М.: Проспект, 2004. 420 с.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Изд. центр Академия, 2002. 335 с.

© Л.В. Мальцева, 2015

Мишакова Валентина Николаевна,

канд. пед. наук, доцент ОГПУ, г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected]

ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация

В статье затрагиваются проблемы оценивания обучающихся биологии в связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов и модернизацией оценочной системы в биологическом образовании. Автор акцентирует внимание на формировании и развитии оценочной деятельности обучающихся на уроках биологии, а также на организацию и проведение мониторинга образовательных достижений внутри школы для достижения планируемых образовательных результатов.

Ключевые слова

биология, образовательные результаты по биологии, оценочная деятельность, оценивание обучающихся биологии, оценка, самооценка.

В современном российском образовании с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) происходят значимые изменения: смена образовательной парадигмы, перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование и развитие самостоятельности обучающихся в учебных действиях. В новых стандартах представлено изменённое понимание качества образования. Образовательные результаты по биологии, представленные в Примерной программе основного общего образования, требуют построения новой системы оценивания, которая позиционируется не только как способ получения сведений об уровне достижений обучающихся, но и повышение качества биологического образования.

До сих пор наиболее распространённой в отечественной школьной образовательной практике остаётся установленная Министерством народного просвещения в 1937 году традиционная пятибальная система оценивания, в которой имеет место выставление отметок: "1" - слабые успехи; "2" - посредственные; "З" -достаточные; "4" - хорошие; "5" - отличные. Данная система даёт прогноз для итогового оценивания и представляет удобную форму фиксации учебных достижений учащихся. Однако она имеет серьёзные

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

недостатки из-за отсутствия чётких критериев, на основании которых определяется качество достижений, что мало способствует развитию оценочной самостоятельности школьников.

Необходимость реформирования оценочной деятельности признается многими отечественными учеными (М.Л. Агранович, В.А. Болотов, Г.А. Бордовский, Г.С. Ковалева, В.В. Сериков, B.C. Соколов)

Последние годы идет становление общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) , которая призвана обеспечить единую методологическую базу для оценивания обучающихся, в том числе по биологии, а также выявить факторы, влияющие на результаты обучения. В связи с этим, для принятия управленческих решений изучаются проблемы, связанные с независимой экспертизой качества образования - государственной итоговой аттестацией выпускников образовательных организаций, проводятся широкомасштабные международные мониторинги качества образования. Среди показателей образовательных достижений школьников по биологии имеют место такие как: динамика образовательных достижений при изучении предмета «Биология»; метапредметные компетентности (познавательные, регулятивные, коммуникативные и др.); участие в образовательном процессе обучающихся (урочная и внеурочная деятельность). Так как при обучении биологии, равно как и других предметов, акцент делается на личностное развитие обучающихся, актуальной становится и проблема становления школьника как субъекта оценочной деятельности, что предполагает наличие у него оценочных умений.

Общий замысел школьной контрольно-оценочной системы состоит в создании совокупности методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств оценки образовательных достижений учащихся на всех ступенях школьного образования, а также в ее согласовании с внешней контрольно-оценочной системой.

В методике преподавания биологии в последние годы идет поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в контроле при обучении, способствовал бы гуманизации и индивидуализации процесса оценивания, повышению мотивации к самооценке и самоанализу, учебной самостоятельности обучающихся. Особенностью нового подхода к оцениванию является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие учащегося через овладение реальными видами деятельности, в частности самостоятельности в оценивании. Формирование оценочной деятельности носит надпредметный характер и является универсальным учебным действием, самостоятельным элементом содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

В основе формирования и развития оценочной самостоятельности при обучении биологии кроятся ответы на следующие ключевые вопросы:

1. Что необходимо оценивать, а что оценивать не следует?

2. Какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается?

3. Какова должна быть процедура оценивания?

Для того, чтобы попытаться ответить на них, сначала разведем понятия «оценивание» и «оценка». По нашему мнению, оценивание - процесс наблюдения за деятельностью обучающихся биологии, а также процесс контроля, фиксации и анализа информации об учебной деятельности с целью достижения планируемых образовательных результатов и улучшения качества биологического образования. Оценка, же - результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи. Оценка по биологии имеет особое значение: она выступает одновременно в качестве цели, элемента биологического содержания и средства обучения и учения.

Оцениваются не обучающиеся, а их работа (деятельность). Оценивание как образовательный процесс в обучении биологии, предполагает:

Наличие критериев оценивания и информирование обучающихся биологии о критериях оценки;

Разработка шкалы перевода баллов в отметку;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Вовлечение обучающихся на каждом уроке к самооценке;

Рефлексию оценочной деятельности обучающихся для определения динамики результатов и дальнейших действий (самоанализ).

При оценивании деятельности обучающихся акцент делается на позитивные стороны, а не на негативные. Оценивание должно быть:

Понятным всем субъектам-участникам образовательного процесса;

Многоинструментальным (оценочно-диагностический банк заданий биологического

Внутриурочная система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько учителем биологии (как при традиционной системе контроля биологических знаний и умений), сколько самими учащимися. Включение обучающихся биологии в оценочную деятельность направлено на развитие у них: самооценки и самоанализа (рефлексии); умения оценивать достигаемые образовательные результаты и процесс их формирования, особенности развития собственного процесса обучения.

Организация оценочной деятельности по биологии в школе должна:

Ориентировать на достижение результата (формирования универсальных учебных действий при освоении содержания предмета «Биология»); обеспечивать возможность регулирования внутришкольной системы контроля биологического образования на основании полученной внутриурочной оценочной информации о достижении планируемых результатов обучающихся.

Наличие объективных критериев оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика. Самооценка обучающегося должна соотноситься с оценкой учителя. Если оценивается деятельность, не имеющее однозначных образцов, ученик как участник образовательного процесса, имеет право на собственное мнение, и задача учителя биологии - не навязывать ни своего мнения, ни мнения большинства. Баллы, полученные за работу на уроке, суммируются и переводятся в отметку.

Таким образом, при самооценке обучающийся дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов. Это он делает мысленно или проговаривает вслух, анализируя свои достоинства и недостатки, выявляет причины последних самостоятельно или совместно с учителем, с другими участниками образовательного процесса для их устранения. В ряду компонентов самооценки попробуем выделить:

1- связь с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Это подтверждает выдвинутый психологами тезис о влиянии оценки учителя на общую самооценку ученика. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

2 - самооценка как средство развития у школьников умения самим регулировать собственную учебную деятельность;

3 - самооценка как результат сформированности у обучающихся навыков самооценки, а это требует системной работы и приходит не сразу.

Важнейшим условием достижения планируемых результатов, управления качеством биологического образования в школе является мониторинг оценивания результатов деятельности обучающихся биологии как система отбора, обработки, хранения информации об образовательных результатах обучающихся на отдельных ее этапах школьного обучения. Основными составляющими мониторинга являются материалы диагностики «На старте» в 5 классе и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные образовательные достижения (личностные, метапредметные, предметные), что позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием. Постоянное отслеживание образовательных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

результатов по биологии поможет принять управленческие решения на уровне школы, направленные на повышение качества биологического образования, а также спрогнозировать планируемые достижения на завершающей ступени биологического образования. Выстраивая систему мониторинга необходимо выделить его основные объекты: образовательные результаты, которые оценивается на критериальной основе, для этого определяются показатели, т. е. данные, по которым можно судить о состоянии критерия: сформированность личностных, метапредметных и предметных умений.

® сформированности внутренней позиции, которая находит отражение в эмоционально -положительном отношении обучающегося к биологии;

® ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки биологии, «открытие» и познание нового, овладение предметными знаниями и умениями, характер учебного сотрудничества с учителем (субъектно-субъектные взаимодействия) и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

® сформированности мотивации учебной деятельности, включая любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

Способность к сотрудничеству и коммуникации;

Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; и др.

При оценивании предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных биологических знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. Составляющие оценки предметных результатов:

Объем знаний по предмету «Биология»;

Системность биологических знаний (упорядоченность, взаимосвязь при изучении различных курсов, разделов, тем);

Мобильность знаний по предмету (способность применять эти знания в реальной жизненной ситуации).

При оценивании базового уровня содержания используются типовые задачи:

на узнавание (задание включает в себя наличие готового ответа; формулируется в лаконичной форме; выполнение требует минимального количества времени);

на запоминание:

а) пересказ биологической информации в той же последовательности, в какой она изложена в учебнике;

б) перечисление (достаточно полное) признаков и свойств объектов, законов, определений, терминов, фактов, понятий, правил и принципов);

на понимание (задание включает в себя формулировку вопроса на основе изученных фактов; формулировка вопроса должна быть основана на альтернативных точках зрения, заранее предложенных школьникам; вопрос должен предусматривать логически доказанный ответ с учетом точки зрения обучающихся);

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

При оценивании заданий повышенного и высокого уровня сложности имеют место логические действия, направленные на установление связей и отношений в биологическом социуме-знании . Номенклатура логических действий включает: сравнение (с целью выделения тождеств различия. определения общих признаков и составления классификации); опознание (с целью их включения в тот или иной класс); анализ - выделение элементов и "единиц" из целого; расчленение целого на части; синтез -составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; и т.д.

Анализ тенденций в оценке и контроле показывает, что в биологическом образовании накоплен большой опыт, на позитивных сторонах которого следует выстраивать внутришкольную систему оценивания. Для решения этой многогранной проблемы нужны новые идеи, научные инновации. Перед школой и учителями биологии поставлена непростая задача освоения эффективных приемов, методов в оценивании достижений обучающихся, организации внутришкольного мониторинга образовательных результатов. Благодаря мониторинговым измерениям, можно определить, насколько достижения обучающихся соответствуют целям биологического образования. Список использованной литературы:

1. Болотов, В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс]..pdf (дата обращения: 21.09.2015)

2. Галеева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006. - 144 с.

3. Галкина, Е.А. Технология оценки достижения планируемых результатов по биологии / Е.А. Галкина // Биология в школе. - 2013. - №7. - С. 25-33.

4. Мишакова, В.Н. Оценивание учащихся 10-11 классов на уроках биологии при подготовке к ЕГЭ: монография / В.Н.Мишакова /. - М.: ФЛИНТА, 2014.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks348263 (дата обращения: 21.09.2015).

5. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. http://vuo.ucoz.ru/load/9-1-0-39

© В.Н. Мишакова, 2015

Понимасов Олег Евгеньевич

канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта,

Рябчук Владимир Владимирович канд. пед. наук, профессор кафедры физической культуры и спорта,

СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВКА ВАРИАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье разработаны качественные критерии результативности обучения плаванию. Сформулировано условие индивидуально-вариативного целеполагания. Установлено, что выбор стилевых вариаций плавания,

Разделы: Биология

Оценка ЗУН (знаний, умений, навыков) – это сравнивание со стандартом, который существует, определен МО РФ. Высший уровень требования учителя может остаться на уровне стандарта. А может быть выше и у каждого учителя он свой. Например, стандарт учитель оценивает на «3», выше – «4», еще выше – «5». А может стандарт оценивать на «5», а худшие знания на «4» и «3». Учитель имеет право сам выбирать уровень оценки (систему оценок).
Любую систему можно перевести в 5- балльную (а точнее 3-х («3», «4», «5»).
Оценка «2» – это скорее констатация отсутствия работы, и можно предложить ученику сделать её ещё раз.

Существующую шкалу оценок можно применять следующим образом:

Особенно полезно использовать эту трехбалльную систему в младших и средних клас-сах, когда самосознание и самокритичность у ребенка ещё не выработались до конца, а отметка «2» просто отобьет охоту учиться дальше. Далее предложены варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома.

1.Биологический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять пять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 2 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
При проверке тетради делятся на 2 стопки:

  • с более-менее правильными ответами;
  • где нужна индивидуальная работа.

Все проверочные работы проводятся в специальных тетрадях, где видна вся работа ученика в течение года. Эта тетрадь может использоваться и несколько лет, пока не закончится.

2. Устный опрос. Описать строение животного или растения по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.

  • «5» – выполнил всё задание правильно;
  • «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
  • «1» – вообще не выполнил задание. (1)

3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест ), задания « дополните предложение» (открытый тест ) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропущенные места. «В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется … » (3).
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
Методика перевода тестовой оценки в традиционную пятибалльную систему может быть следующей. Допустим, тест состоит из 20 заданий, каждое имеет 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. Вычислим вероятность угадывания: она равна ¼, т.е. из 20 предложенных заданий ученик может случайно угадать 5. Если оставшиеся задания распределить на три равные части, соответствующие положительным оценкам «3», «4» и «5», то мы получим распределительную таблицу:
2 балла – от 5 до 8 правильных ответов (где 5 может быть просто угадано!)
3 балла – 9-10 правильных ответов;
4 балла - от 11 до 15 правильных ответов;
5 баллов – от 16 до 20 правильных ответов.
Недостаток метода в слабой селективности. Плохо то, что, скажем, оценку «5» получат ответившие и на 16, 17, 18, 19 и 20 баллов. Для более объективной оценки нужно отталкиваться от результатов конкретного тестирования. На практике это будет выглядеть так. Распределим работы учащихся на пачки, в каждой из которых содержаться работы с одинаковым числом правильных ответов. Результаты сведем в таблицу.

Оценка «2» «3» «4» «5»
Всего оказалось 9 пачек или групп учащихся с разным числом правильных ответов. Разделим этот ряд пополам. Деление придется на пятую группу. Каждую половину разделим ещё пополам. Получим 4 ранга, соответствующие оценкам «2», «3», «4» и «5». Тогда 1-я и 2-я группы получают 2 балла, 8-я и 9-я – 5 баллов, 3-я и 4-я группы получают твёрдую тройку, а 6-я и 7-я группы – твёрдую четвёрку. Остается одна спорная группа – 5-я. В ней 4 ученика. Надо решить, кому из них поставить «4», а кому «3». Учитель может ориентироваться на качество решенных заданий, их сложность и т.п. Но я вот уже много практикую выставление двойных оценок: 2/3, 3/4, 4/5. И такую методику я использую не только при проверке письменных работ, но и устных. Во- первых, это ускоряет процесс проверки знаний; не надо долго взвешивать, как оценить ответ, если он сомнительный. Во-вторых, увеличивается накопляемость оценок, что тоже немаловажно в больших классах. В - третьих, это дополнительный стимул ученику получить ещё одну высокую оценку, своего рода кредит доверия учителя, который большинство детей хочет оправдать! В журнале в графе «контрольная работа» я выставляю более высокий балл из двух, а рядом (перед или после) более низкий.
Мы видим, что при первом способе оценивания успеваемость равна 90,6 %, т.к. только три ученика получили двойки. Качество знаний будет равно успеваемости, что явно не соответствует действительности. При использовании второго метода двойки получат 5 учеников и успеваемость равна 84,3 %, а качество знаний максимум 59,3 %.(3) Выводы делайте сами! Я опробовала оба метода, и первый использую при проверке поурочных или контрольно-обучающих тестов, когда оценка не обязательно выставляется в журнал, а является ориентиром для ученика. При проверке контрольных работ по большим темам, анализе итоговых работ желательно применить второй метод как более точный и справедливый.
Итоговая отметка за выполнение проверочной работы по теме или за год выставляется с учетом качества ответов за каждое задание, всей суммы полученных за них баллов. Поэтому предварительно разрабатываются критерии оценивания каждого задания и доводятся до сведения учащихся. Удовлетворительную отметку получает ученик в том случае, когда он набрал половину от общего числа баллов. Четвёрка выставляется в том случае, когда ученик набрал от 50 до 70 % баллов, а пятёрка – если набрано свыше 70 %. Здесь также возможна корректировка в зависимости от уровня подготовки класса (его литера, программы и т.п.) (2)

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните задания: а) можно ли ответить на вопрос: в чём положительное и отрицательное значение простейших в природе? Ответ обоснуйте.
б) заполните таблицу: « Значение одноклеточных животных»

Названия животных

значение

в)* почему эти маленькие, древние, примитивные животные – одноклеточные – не вымерли до сих пор и не съедены полностью более крупными животными? (задание повышенной сложности)
Ваша оценка: «5»-выполнил все три задания
«4» – выполнил первое и второе задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем
правильных ответов).(1)

5. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать фотосинтез и его роль в природе. Один ученик может дать определение фотосинтеза, назвать исходные и конечные продукты, отметить роль хлоропластов в фотосинтезе, его роль в природе. При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в световую и темновую фазы фотосинтеза, о строении хлоропластов и гран, о размещении на них хлорофилла и ферментов, о космической роли растений. В ответе проявляются более глубокие знания.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой (2). Но опять - таки это на усмотрение учителя, исходя из требований программы, школы.

6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:

  • Полнота использования учебного материала.
  • Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
  • Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).
  • Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
  • Самостоятельность при составлении.

7. В качестве подготовительного этапа в 6-7 классах познакомьте школьников с синквейнами (от французского слова означающего пять).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно позволяет изложить большой объём информации в кратких выражениях.
1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное.

Например: 1. Фотосинтез.
2. Активный. Полезный.
3. Поглощает, образует, выделяет.
4.Образование сахара в хлоропластах листьев на свету.
5.Процесс. (4).
У меня был лишь один опыт составления таких стихов в 6-х классах, и я отказалась от этого в своей работе. Я сама плохо составляю рифмы, не очень люблю стихи. А составление синквейнов мало знакомо русским, и вызывает много технических трудностей.

8. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

  • «5» – выполнил все задания правильно;
  • «4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

«1» – вообще не выполнил задание. (1).
Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в баллах, тогда легче определить, сделал учение всё полностью или только половину. Например, вопрос «Формы естественного отбора и их значение в эволюции. Какая из форм ЕО более распространена в природе?» я оцениваю следующим образом. За перечисление форм ЕО по 0,5 балла (стабилизирующий, движущий, дизруптивный). По 0,5 балла за краткую характеристику каждой формы. И один балл за высказывание своего мнения о самой распространенной форме и обоснования. Итого 4 балла. И так каждый вопрос. При разборе ошибок ученики сразу видят свои ошибки и недочеты.

9. Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) в играх КВН и др.

  • умение распределить работу в команде;
  • умение выслушать друг друга;
  • согласованность действий;
  • правильность и полнота выступлений.
  • активность

10. Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

  • полноту раскрытия темы;
  • все ли задания выполнены;
  • наличие рисунков и схем (при необходимости);
  • аккуратность исполнения.

Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
Удобнее оформить итоги в виде таблицы. См. приложение, таблица 1

11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может оценить работу, если он изначально четко поставил цели и критерии оценки.

Список литературы:

  1. Бурцева О.Ю. Примерное планирование учебного материала, «Биология в школе», 2000, № 4,5
  2. Калинова. Г. С., Мягкова А.М., Резникова В.З. Контроль знаний и умений учащихся с учетом требований к их биологической подготовке. «Биология в школе», 2002 , № 3,4.
  3. Маш Р. Д. О тестах и тестовой проверке. «Биология в школе», 1999.
  4. Козлова О.Г. Синквейн. Что это такое?, «Биология в школе», 2000, № 5

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае :

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае :

Знания всего изученного программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной

Оценка «3» ставится в случае:

Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае :

Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае :

1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае :

1. Нет ответа.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если уч е ник :

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но - допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик :

Правильно выполняет менее половины письменной работы.

Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

1. Нет ответа.

Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если :

Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой " последовательности проведения опытов, измерений.

Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик :

Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик :

1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик :

Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик :

Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик :

Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик :

Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае :

1. Нет ответа.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки :

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки :

неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;

ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётам и являются:

нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

арифметические ошибки в вычислениях;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

орфографические и пунктационные ошибки.

Требования к написанию школьного реферата.

Зашита реферата - одна из форм проведения устной итого-вой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.

Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его зна-чение как «краткое изложение в письменном виде или в форме пуб-личного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, ре-зультатов научного исследования; доклад на определенную тему, ос-вещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Од-нако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к зтой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъ-являются к ее выполнению

1. Тема реферата и ее выбор

Основные требования к этой части реферата:

тема должна быть сформулирована грамотно с литератур-ной точки зрения

в названии реферата следует определить четкие рамки рас-смотрения темы, которые не должны быть слишком широ-кими или слишком узкими

следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излиш-ней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2. Требования к оформлению титульного листа

В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу - населенный пункт и год написания.

3. Оглавление

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя*не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начи-нается культура научного труда.

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

4. Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование акту-альности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с не-выясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также пока-зать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема рефе-рата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или не-сколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реали-зации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее обществен-ной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один парграф реферата.

Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школь-ников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося мате-риала. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. Учите-лю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить вни-мание на обоснованное распределение материала на параграфы, уме-ние формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя соб-ственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Требования к заключению

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выво-ды по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть чет-ким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение пробле-мы. Объем заключения 2-3 страницы.

7. Основные требования к списку изученной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последова-тельности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательст-ва, год издания.

8. Основные требования к написанию реферата

Основные требования к написанию реферата следующие:

Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист,оглавление и т.д.)

Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.

Не следует требовать написания очень объемных по количе-ству страниц рефератов.

Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

9. Выставление оценки за реферат

В итоге оценка складывается из ряда моментов:

Соблюдения формальных требований к реферату.

Грамотного раскрытия темы:

Умения четко рассказать о представленном реферате

способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Чтобы преуспеть в изучении биологии, необходимы время, упорство и память. Даже если вы не собираетесь связать свою жизнь с этой наукой, существуют методы обучения, которые помогут вам получить отличные оценки. Начните тщательно готовиться к занятиям и постарайтесь усвоить основные понятия и концепции биологии.

Шаги

Часть 1

Подготовка к занятиям

    Заранее читайте учебник по биологии. Читайте перед занятиями соответствующие главы, чтобы лучше усвоить изучаемый материал. Это поможет вам также понять сложные моменты - вы сможете задать учителю возникшие у вас вопросы во время занятия или после него.

    Записывайте важные понятия. При чтении учебника и во время занятий в классе следует вести конспект. Таким образом вы закрепите пройденный материал. Следует также сканировать или перерисовывать все важные рисунки и графики, например те, которые приводятся в главе несколько раз.

    Берите свои записи на занятия. Не забывайте приносить конспект с уже пройденным материалом на каждый урок. Приносите также записи, которые вы сделали при самостоятельной работе с учебниками, в том числе важные рисунки. Это поможет вам эффективнее вести записи, и у вас останется больше времени на то, чтобы понять, о чем говорит учитель.

Часть 3

Лабораторные занятия

    Заранее прочитайте лабораторную работу. Если вы заранее просмотрите предстоящую лабораторную работу, то будете знать, что от вас потребуется. Убедитесь, что вы понимаете концепции и процедуры, которые используются в эксперименте. Если у вас возникнут какие-либо вопросы (особенно насчет техники безопасности) относительно предстоящей работы, запишите их.

    Соблюдайте меры безопасности. Целью лабораторных работ по биологии является закрепление изученного на лекциях материала, а также подготовка к более сложным лабораторным работам. Соблюдайте технику безопасности - это не только позволит избежать опасных происшествий, но и часто влияет на оценку. Помимо общих правил безопасности при работе в лаборатории, которые сообщит вам преподаватель, поищите в литературе также дополнительные меры предосторожности для конкретного эксперимента.

    Выберите хорошего напарника по лабораторным работам. Если у вас есть возможность выбрать напарника, остановите свой выбор на однокласснике, который хорошо разбирается в биологии. Напарник может как помочь, так и помешать вам в изучении биологии. Выберите того, кто серьезно относится к изучению биологии, и заранее спросите его, согласен ли он быть вашим напарником по лабораторным работам.

    Разделяйте работу. Большинство лабораторных работ рассчитаны на два (или больше) человека. Не стремитесь сделать все самостоятельно и отводите часть работы своему напарнику. Если вам покажется, что ваш напарник выполняет бо́льшую часть работы, постарайтесь исправить это и проверьте, хорошо ли вы усвоили соответствующий материал. Цель лабораторных работ состоит в том, чтобы закрепить знания, полученные на уроках.

Часть 4

Эффективное изучение биологии

    Составьте учебный график. Для успешного изучения биологии следует правильно распределить учебное время. Это дисциплинирует вас и поможет заранее планировать свое время. Как правило, при изучении биологии на каждый час занятий в классе требуется около двух часов самостоятельной работы.

    Определите свой стиль обучения. Подумайте, информацию какого типа вы усваиваете лучше всего. Вряд ли вам удастся повлиять на то, как преподаватель читает лекции, но это поможет вам контролировать те аспекты учебного процесса, которые зависят от вас. Используйте это в своих интересах, чтобы эффективнее изучать новый материал. Разделяют следующие стили обучения:

    • визуальный - вы предпочитаете рисунки, изображения, видеоролики и тому подобное;
    • слуховой - вы предпочитаете воспринимать информацию на слух и сопровождать ее музыкой или другими звуками;
    • лингвистический - вы лучше усваиваете информацию, когда она подана в языковой форме (письменно или устно);
    • кинестетический - вы предпочитаете все «потрогать своими руками» и хорошо усваиваете информацию, которая сопровождается движениями и тактильными ощущениями;
    • математический - при обучении вы полагаетесь на логику;
    • межличностный - вам лучше всего учиться в группе;
    • индивидуальный - вы предпочитаете учиться самостоятельно.
  1. Не откладывайте все на последний день. Исследования показывают, что спешная зубрежка неэффективна. Лучше равномерно распределить учебное время на несколько дней или недель - в этом случае ваш мозг усвоит больше информации, чем за целый день усиленной зубрежки. Изучайте по одному вопросу за раз, а обширным темам посвящайте несколько занятий. Не забывайте каждые 45 минут делать перерыв, чтобы немного отдохнуть.

    • Даже по 15 минут ежедневных занятий помогут вам усвоить информацию.
    • Во время каждого занятия повторяйте пройденный материал.
    • Используйте карточки для быстрого повторения пройденного материала.
  2. Занимайтесь в группе. Совместные занятия могут оказаться очень полезными. Занятия в группе помогут вам увидеть различные точки зрения на изучаемый материал, а также ознакомиться с разными подходами к учебе. Кроме того, вы сможете принести пользу другим, если поняли тот или иной материал лучше них и сможете объяснить его.

    • При занятиях в группе попробуйте вслух объяснить пройденный материал, в то время как другие проверяют вас по конспекту. Затем они смогут сказать вам, что вы упустили.

Часть 5

Понимание основных концепций и принципов
  1. Помните, что все живые организмы состоят из клеток. Фундаментальный принцип биологии гласит, что все организмы состоят из некоторого числа клеток, которые независимы друг от друга, хотя функционируют как единый многоклеточный организм. Количество клеток может варьироваться от одной (одноклеточный организм) до триллионов. Учтите, что не все клетки многоклеточного организма должны быть одинаковыми (например, клетки головного мозга и сердца имеют разное строение).

Система оценивания по биологии

    Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "1":

нет ответа

    Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка "1" ставится, если отсутствует лабораторная работа.

    Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если отсутствует работа.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:

в оформлении и решении нет ошибок, задача решена.

Отметка «4»:

в оформлении и решении нет существенных ошибок, но есть неточности, задача решена.

Отметка «3»:

в оформлении есть неточности, допущена существенная ошибка в расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в оформлении, логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»: задача не решена.

    Оценка тестовые работы (на основе рекомендаций представленных В.В. Пасечник «Диагностические работы»)

Для перевода баллов в традиционную школьную отметку используется следующая шкала:

Отметка «5»:выполнено 80-100%

Отметка «4»: выполнено 60-79%

Отметка «3»: выполнено 40-59%

Отметка «2»: выполнено менее 40%

Отметка «1»: не приступил к выполнению.

    Нормы оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Титульный слайд с заголовком

Минимальное количество – 10 слайдов

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

Использование эффектов анимации

Вставка графиков и таблиц

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

Слайды представлены в логической последовательности

Красивое оформление презентации

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

«5» - 55 – 60 баллов

«4» - 45 – 54 балла

«3» - 30 – 44 балла

«2» - менее 30 баллов

«1» - обучающийся не приступал к работе.

    Оценка проекта

Таблица 1. Критериальное оценивание проекта в целом.

Критерии и уровни

Целеполагание и планирование

Цель не сформулирована

Определена цель, но не обозначены пути её достижения

Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения

Сбор информации, определение ресурсов

Большинство источников информации не относится к сути работы

Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников

Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников

Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств

Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства

В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны

Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно

Анализ и творчество

Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного анализа, использованы элементы творчества

Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход

Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней

Организация письменной части

Письменная работа плохо организована, не структуирована, есть ошибки в оформлении

Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению

Чёткая структура всей работы, грамотное оформление.

Анализ процесса и итогового результата

Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы

Последовательный обзор работы, анализ целей и результата

Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций

Личная вовлечённость и отношение к работе

Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту

Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная

Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям.

Таблица 2. Критериальное оценивание доклада проекта

Критерии и уровни

Качество доклада

Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объёме.

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объёме.

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна.

Выстроена композиция доклада, в нём в полном объёме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убеждённость оратора.

Объём и глубина знаний по теме

Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены

Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие; межпредметные связи не отражены.

Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены.

Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи.

Педагогическая ориентация

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы.

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства.

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления.

Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией; использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории

Ответы на вопросы

Не даёт ответа на заданные вопросы.

Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы.

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость.

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы, стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы.

Деловые и волевые качества докладчика

Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт, не готов к дискуссии.

Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме

Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог.

Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт.

Таблица 3. Критериальное оценивание компьютерной презентации.

Критерии и уровни

Не все слайды имеют информационную нагрузку

Каждый слайд имеет информационную нагрузку

Соблюдение последовательности в изложении

Не соблюдается последовательность в изложении материала

Соблюдается последовательность изложения материала

Цветовое оформление слайдов

В оформлении слайдов используется большое количество цветов

Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трёх)

Подбор шрифта

Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме

Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме

Таблицы и графики

Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы

Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы

Карты

Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения

Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения

Иллюстрации

Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме

Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме

Анимация

Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов

Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов

Музыкальное сопровождение

Мешает восприятию информации

Усиливает восприятие информации

Объём электронной презентации

Объём презентации превышает норму – 7Мб

Объём презентации соответствует норме

Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор, а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен.

Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок:

86 - 100 баллов - «5»

70 - 85 баллов - «4»

50 - 69 баллов –«3»

В соответствии с механизмом критериального оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:

Отказ от исполнения проекта;

Нет продукта (= нет технологической фазы проекта);

Нет отчёта (= нет рефлексии);

Нет презентации (= нет коммуникации);

Проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);

Проект выполнен без учёта имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки).

Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.); если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.