Лабораторная работа по биологии тема водоросли. Практическая работа «Строение одноклеточной водоросли хламидомонады

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Тема 1. Водоросли

УРОК 26

Тема. Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа №11. Строение водоросли

Цель. Сформировать у учащихся знания о водоросли как простейшие растительные организмы, особенности их строения и процессы жизнедеятельности.

Основные понятия и термины: водоросли, слоевище, талом, дочерняя клетка, материнская, половое и неполовое размножение, гамета, зигота, оплодотворение, одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли, отделы: Зеленые, Красные, Бурые, Диатомовые.

Оборудование: таблица “Водоросли”, постоянные препараты водорослей, микроскоп, предметные и покровные стекла, вода, спиртовой раствор йода, пинцет, пипетка.

Методы и методические приемы: словесные (беседа (контрольно-оценочная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций), самостоятельная работа с учебником; практические (выполнение лабораторной работы).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

Организационный момент.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Обобщение и систематизация изученного.

Итоги урока, аргументация оценок.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ. Видели ли вы когда-нибудь зеленый или красный снег? Однако такое явление, хоть и редко, действительно бывает в природе.

Вот, например, какая история произошла прошлого века с экипажем одного корабля. Было это ранней весной в Гренландском море.

Справа от курса корабля, в ущелье между прибрежными скалами, лежал ярко-красный снег. Полоса “кровавого” снега простиралась на несколько десятков метров.

Шлюпка с матросами отчалила от корабля, и через десять минуты матросы уже ступили на берег. Да, снег действительно был красный. Красный, как кровь. Но, конечно, ничем иным, кроме цвета, этот снег на кровь не был похож. Как выяснилось, это был обычный снег, но покрыт сверху каким-то тонким налетом ярко-красного цвета.

Позже ученые выяснили, что на снегу поселяется одноклеточная водоросль - первопухирник. Эта невидимая глазом растение не боится холода, размножается очень быстро. Цвет водоросли - красный. Как только ветер принесет снег споры первопухирника, они прорастут, и через несколько часов этот снег покраснеет: первопухирник укроет всю его поверхность.

Наблюдают в природе и „зеленый” снег. Впервые было описано это необычное явление около ста лет назад. Было выявлено его в горах на острове Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Позже находили такой снег и в горах Европы. Ученые выяснили, что в зеленом „цветении” снега принимают участие тридцать разных очень мелких водорослей.

Водоросли мы употребляем в пищу - они есть ценным источником йода и микроэлементов. Из водорослей получают вещество, которое используется в кондитерской промышленности для изготовления мармелада (агар-агар). Из них добывают лекарства, а также кормят скот и используют как удобрение.

Водоросли обнаружены даже в залежах некоторых полезных ископаемых и поднято из скважин значительной глубины. Действительно, водоросли встречаются везде. Повсюду их можно увидеть и на суше. Это могут быть зеленые налеты на деревянных, каменных или кирпичных домах, разноцветные пятна на открытом грунте после длительных дождей...

Водоросли очень быстро заселяют голые участки суши. Весной происходит “цветение” вспаханной почвы. Это “цветут” водоросли. Больше всего они любят дерново-подзолистые почвы. Количество водорослей здесь может достичь 19 миллионов на один квадратный метр.

Благодаря фотосинтеза водоросли образуют кислород и поддерживают его уровень в атмосфере. Вспомните, какую часть планеты занимает Мировой океан. Населяя преимущественно водоемы и учитывая размеры Мирового океана, можно утверждать: как минимум половину всего кислорода на планете выделяют водоросли, и их вклад в этот процесс значительно больший, чем наземных лесов.

Как видим, водоросли сопровождают нас в очень многих сферах жизни. Они имеют чрезвычайное значение как компоненты экосистем. С сегодняшнего урока мы начнем ближе знакомиться с этими интересными растениями.

План

1. Общая характеристика водорослей.

2. Выполнение лабораторной работы №11.

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Общая характеристика водорослей

Рассказ с элементами беседы.

Вода - колыбель водорослей. Нижняя граница распространение их в морях и океанах достигает для зеленых и бурых водорослей ста метров, а для красных - до двухсот. Диатомовые водоросли встречаются даже на глубине 350 метров, где они покрывают дно. В воде многих соленых озер наблюдаются одноклеточные водоросли из рода Дуналієла. Интересно, что они имеют красный цвет, хоть и относятся к классу Зеленые водоросли отдела Диатомовые. Красного цвета им оказывает значительное накопление каротина, который является исходным веществом для образования витамина А. В древности к столу царской семьи подавали розовую соль. Было отмечено ее положительное влияние на состояние здоровья человека. Когда-то такую соль добывали в озере Розовое на юге Российской империи. Причиной окраски соли в розовый цвет водоросль дуналієла. Не менее интересная водоросль каулерпа, что часто случается в морях. Она имеет вид кустика: стебель-слоевище, ризоїди и пластинки, которые напоминают перистые листья. Достигает каулерпа полуметра длиной. Но все растение - это одна громадная клетка с большим количеством ядер. Малейшее ранение каулерпу приводит к утечки ее содержимого в воду.

Водоросли - сборная группа низших растений. Большинство из них живут в воде. Вспомните: летом, когда купаетесь в озере или реке, вы всегда видите какие-то растения, которые растут в воде. Как вы думаете, это водоросли или нет? В результате обсуждения этого вопроса учащиеся сначала утверждают, что те растения, которые они наблюдают, и водоросли, потому растут в воде, как и идет речь в термине “водоросли”. Далее следует заострить внимание учеников, что все растения, которые они могли видит, имели стебель, листья, корни. А водоросли не имеют расчлененных органов, их тело называется слоевище или талом. Итак, вы видели не водоросли, а покрытосеменные растения, которые приспособились к жизни в воде.

Водоросли - это небольшая по количеству видов (40 тыс.) самая древняя группа низших растений. Характерной особенностью группы является то, что тело не расчленено на вегетативные органы, а представлено таломом. У них отсутствуют настоящие ткани. В водорослях наблюдается переход от одноклітинності к багатоклітинності, что является прогрессивным признаком в эволюции зеленых растений. Общим признаком для всех водорослей является наличие пигментов, которые обеспечивают автотрофний тип питания. Клетки водорослей равно- многоядерные. Есть среди них подвижные и неподвижные, одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы.

По условиям существования их можно разделить на две группы: водоросли, живущие в воде, и водоросли, живущих вне ней.

Водоросли размножаются нестатевим и половым путями. Вспомните, что это за способы размножения.

Простой способ нестатевого размножение - деление клетки пополам. При этом из одной материнской клетки образуются две дочерние. Такое размножение относят к вегетативному. Неполовое размножение обеспечивает более-менее постоянную численность одноклеточных водорослей, несмотря на тот факт, что водорослями питается много животных. Однако такое размножение имеет и недостатки - каждое следующее поколение по своим признакам не отличается от предыдущего, поэтому оно менее приспособлено к изменениям условий окружающей среды.

Значительно увеличивает возможность приспособиться к условиям среды способность водорослей к половому размножения. При этом сочетаются признаки родительских организмов, и водоросли получают возможность лучше приспособиться к условиям среды, которые изменяются. Во время полового размножения образуются специальные половые клетки - гаметы. Они попарно сливаются, образуя зиготу. Слияния гамет называется оплодотворением. Из зиготы формируется новый организм.

Водоросли разделяют на девять отделов, которые различаются в основном по цвету. Самые известные из них - Зеленые, Бурые, Диатомовые и Красные.

Водоросли, как и растения вузы суши, является источником органических веществ в водоемах.

А сейчас мы детально ознакомимся с строением водорослей на примере одноклеточного водоросли и многоячеечной, которые принадлежат к отделу Зеленые водоросли.

Лабораторная работа № 11

Тема. Строение водоросли.

Цель. Ознакомиться со строением клетки водорослей на примере одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей. Оборудование и материалы: живые или постоянные мікропрепарати (хламідомонада, хлорелла, протокок, спирогира, улотрикс), микроскоп, препарувальний набор, предметные и покровные стекла, вода, пипетка, фильтровальная бумага, йод, таблицы, учебник.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите невооруженным глазом хламідомонаду в пробирке и мікропрепарат спирогиры (или другие по выбору учителя).

3. Приготовьте самостоятельно мікропрепарат хламідомонади.

4. Рассмотрите изготовлен мікропрепарат хламідомонади и постоянный мікропрепарат спирогиры с помощью микроскопа при увеличении в 300 раз. Найдите в клетках оболочку (1), ядро (2), хлоропласт (3). Жгутики - в хламідомонади.

5. Сравните строение и хламідомонади спирогиры. Результаты оформите в виде таблицы.

Сравнительная характеристика хламідомонади и спирогиры

Вопросы для сравнения

Хламідомонада

Спирогира

1. Видно отдельные части невооруженным глазом или нет?

2. Организм одноклеточный или многоклеточный?

3. Какая форма хлоропласта?

4. Ядро свободно размещается в цитоплазме или его поддерживают тяжи?

5. Заметны органеллы?

6. Чье жгутики?

6. Используя учебник, нарисуйте строение хламідомонади и спирогиры. Подпишите части и органеллы клеток на рисунке.

По результатам работы сделайте выводы, в которых укажите особенности строения водорослей.

4. Обобщение и систематизация изученного.

Контрольно-оценочная беседа.

Что такое водоросли? Почему их относят к группе низших растений? Как называют тело водоросли? Где могут обитать водоросли? Какие способы размножения им присущи? Какие недостатки вегетативного размножения? В чем позитив полового размножения? Какой способ питания характерен для большинства водорослей? За счет чего является возможным автотрофне питания? На сколько отделов разделяют водоросли? Какие из них являются наиболее распространенными?

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.


Облик этих растений необычен: у них нет ни стебля, ни листьев, ни корней. Многие связывают их жизнь с водой, но они живут и на суше: на поверхности почвы, в её толще, на деревьях, скалах, в пещерах и даже в городах — на тротуарах, влажных стенах зданий, крышах... это — водоросли.

Водоросли — древнейшая группа низших одноклеточных и многоклеточных растений, содержащих хлорофилл и вырабатывающих органические вещества в процессе фотосинтеза. Водоросли появились на Земле в протерозое — примерно 2,7 млрд. лет назад. Они играют важную роль в природе: образуют органические вещества, участвуют в круговоротах кальция и кремния, очищают воду; продукты жизнедеятельности водорослей разрушают скалы, способствуя образованию почв.

Микроскопические водоросли входят в состав планктона. Эти мельчайшие организмы плавают в тонком поверхностном слое воды и перемещаются с течениями. Фитопланктон (водоросли) вырабатывает органические вещества, за счёт которых существует остальной живой мир водоёмов.

Что делаем. Поместите на предметное стекло каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

Что наблюдаем. Найдите и рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли: хламидомонаду (грушевидной формы тело с заострённым передним концом).

Что делаем. Оттяните часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги.

Что наблюдаем. Рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

Что наблюдать. Найдите в клетке водоросли: оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора. Пронаблюдайте за работой пульсирующей вакуоли.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с группой растений, называемых водорос-лями; дать представление о водорослях как о наиболее древних представителях растений; познакомить со средой обитания во-дорослей, раскрыть особенности строения тела одноклеточных зеленых водорослей как наиболее просто организованных пред-ставителей растительного мира, дать представление о способах их размножения; продолжить формирование знаний о высших и низших растениях; формировать умения работать с микроско-пом и навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблица «Одноклеточные водо-росли», кусочки древесной коры с налетом одноклеточных водо-рослей, горшок с комнатным растением, на поверхности почвы которого обитают одноклеточные водоросли, гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума.

Ключевые слова и понятия: водоросли, отдел зеленые водо-росли, отдел бурые водоросли, отдел красные водоросли; низшие растения, таллом (слоевище), одноклеточные водоросли, много-клеточные водоросли; цветение воды, хламидомонада, хлорелла; жгутики, оболочка, цитоплазма, ядро, светочувствительное тельце (глазок), пульсирующие вакуоли, хроматофор; положительный фототаксис; половое и бесполое размножение, гаметы, зигота, зооспора.

В чем состоит принципиальное отличие высших растений от низших?

Низшие растения не имеют дифференцированных органов — корней, стеблей, листьев и т. д. Тело водорослей (даже самых крупных) не разделено на отдельные органы, выполняющие опре-деленные функции. У них нет отдельных фотосинтезирующих или поглощающих органов. Водоросли осуществляют эти функции всей поверхностью тела. Тело водорослей, не дифференцирован-ное на органы, называют талломом , или слоевищем .

Как вы думаете, почему у водорослей нет органов? (Ответы учащихся.)

Так как водоросли обитают в воде или во влажной среде, они могут поглощать различные вещества всей поверхностью, соот-ветственно и фотосинтезировать.

Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточ-ные организмы, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.

Изучение мы начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Практическая работа. СТРОЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЗЕЛЕНЫХ ВОДОРОСЛЕЙ

Цели: познакомить со строением одноклеточных зеленых во-дорослей хламидомонады и хлореллы; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами, умения изготовлять временные микропрепараты, навыка выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура одноклеточных зеленых водорослей хламидомонады и хлореллы, микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, фильтровальная бумага, водный раствор йода.

Общие рекомендации. Для проведения работы учителю необхо-димо заранее подготовить культуры водорослей. Хламидомонаду можно найти поздним летом или ранней осенью в лужах или кана-вах с водой. Если зачерпнуть воду стеклянной банкой, а потом по-ставить в теплое ярко освещенное место, то через некоторое время на стенках банки будет хорошо заметен зеленый налет из водорос-лей, который необходимо поместить в питательную среду. (Для наилучшего длительного сохранения растений в живом состоянии используют среду Прата: 0,1 г КК03; 0,01 г К2НР04; 0,01 г М§804;

05 г РеС13 на 1 л воды.) Хлорелла встречается в виде зеленоватого налета в пресных водоемах, на сырой земле или коре деревьев. Водоросли необходимо аккуратно снять и перенести в среду Прата с добавлением агар-агара. В таком виде растения могут оставаться живыми достаточно долгое время.

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Поместите на предметное стекло каплю воды с культурой хламидомонады. Накройте его покровным стеклом.

2.Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микро-скопа. Обратите внимание на грушевидную форму тела хламидо-монады. Понаблюдайте за движениями водоросли. С помощью каких органелл происходит движение?

3.При помощи фильтровальной бумаги уберите лишнюю воду из-под покровного стекла и рассмотрите водоросль при большом увеличении. Найдите оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Какого он цвета? С чем это связано? Найдите светочувствитель-ный глазок. Каковы его функции?

4.Если микропрепарат сделан качественно, вам удастся рас-смотреть пульсирующие вакуоли. Понаблюдайте за их работой.

5.Окрасьте микропрепарат водным раствором йода и снова рассмотрите его. Как изменилась окраска водоросли? С чем это связано?

6.Зарисуйте внешнее строение хламидомонады. Укажите ее основные части.

7.Поместите на предметное стекло каплю воды с культурой хлореллы. Накройте его покровным стеклом.

8..Рассмотрите строение тела водоросли при малом, а потом при большом увеличении. Обратите внимание на шарообразную форму тела водоросли и на отсутствие у нее органов движения.

9..Рассмотрев строение клетки хлореллы при большом увели-чении, найдите оболочку клетки, хроматофор и ядро.

10.Зарисуйте строение хлореллы. Подпишите ее основные части.

11.Сделайте вывод об особенностях строения хламидомонады и хлореллы. Сравните строение этих водорослей. Какая из них устроена наиболее просто? Почему вы так считаете?

Беседа

Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада может раз-множаться как половым, так и бесполым путем.

Летом при благоприятных условиях (при достатке воды, тепла, солнечного света) хламидомонада размножается бесполым спосо-бом — делением.

Прежде чем приступить к делению, хламидомо-нада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материн-ской клетки делится пополам, потом еще раз пополам. Каждая из частей материнской клетки покрывается собственной оболоч-кой и вырабатывает жгутики. В результате под оболочкой обра-зуются 4 маленькие клетки, являющиеся копией материнского организма. Эти клетки называют зооспорами. Основная функция зооспор — размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается и дочерние клетки оказы-ваются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.

При неблагоприятных условиях (пересыхание водоема, похоло-дание) хламидомонада размножается половым путем. Содержимое клетки делится, и внутри материнской клетки образуются гаметы с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы вы-ходят наружу. Гаметы активно двигаются в поисках других гамет (образовавшихся из других клеток). Потом гаметы различных ро- дительских клеток соединяются попарно, в результате чего обра-зуется зигота. Зигота покрывается толстой оболочкой и способна в таком состоянии пережить длительное время. Как только насту-пают благоприятные условия, зигота делится пополам дважды, в результате чего образуются четыре молодые хламидомонады.

В отличие от хламидомонады хлорелла размножается исклю-чительно бесполым путем.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие одноклеточные зеленые водоросли вы знаете? При-ведите примеры.

В каких средах обитают водоросли?

Каково строение одноклеточной зеленой водоросли хла-мидомонады?

Как называется тело водорослей?

Объясните, почему у водорослей нет дифференциации ор-ганов.

Какова функция хроматофора?

Каково значение светочувствительного глазка?

Какие общие черты и различия можно заметить в строении хламидомонады и хлореллы?

Какими способами может размножаться хлорелла?

Какими способами может размножаться хламидомонада?

Подведение итогов урока

Творческое задание. Вылепить из цветного пластилина объем-ную модель одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады и хлореллы. Модель можно также сделать из соленого теста. Для этого надо взять в равных пропорциях пшеничную муку и соль, добавить воды и замесить густое тесто. Вылепить модель, поста-вить в духовку на небольшой огонь и держать, пока она не за-твердеет. Вынуть и остудить изделие. Раскрасить его красками. В завершение можно покрыть модель лаком.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Попросить у учителя небольшое количество культуры одноклеточной водо-росли хламидомонады. Поместить водоросли в банку с питатель-ным раствором и накрыть ее кусочком стекла. Через некоторое время на стенке прозрачной емкости, обращенной к свету, образу-ется зеленый налет. Это и есть скопление одноклеточной зеленой

Водоросли. Одноклеточные водоросли | Биология 6 класс #13 | Инфоурок

Размножение хламидомонады. ОГЭ. ЕГЭ. Биология.

Размножение хламидомонады

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

36. Закончите схему «Значение растений»
В природе
Воздух – обогащают кислородом, поглощают углекислый газ.
для животных – пищей источник – питаются хищники.
В жизни человека
Источник – пища, сырьё.
сырьё для отраслей промышленности – злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, Кормовые и технические
Познавательное – высокоурожайные сорта культурных растений, устойчивые сорта культурных растений
Эстетическое – растения очень красивые
37. Закончите определение.
Ботаника – наука о растениях.
38. Сравните строение низших и высших растений. Заполните таблицу.

Группа растений

Особенности строения

Представители

Низшие

не имеют корней, стеблей

водоросли

Высшие

имеют корни

деревья

39. Выполнив лабораторную работу «Строение зелёных (одноклеточных) водорослей», укажите, клетки каких водорослей изображены на рисунках. Подпишите их основные части.
1 – жгутики
2 – оболочка
3 – цитоплазма
4 – ядро
5 – хроматофор
6 – красный глазок
Вывод: все водоросли – низшие растения одинаковы по строению. У хламидомонады имеются жгутики и красный глазок.
40. Укажите, какие многоклеточные водоросли изображены на рисунках. Подпишите их основные части.
1 – оболочка
2 – хроматофор
3 – цитоплазма
4 – ядро

41. Заполните таблицу.

Группа водорослей

Среда обитания

Особенности строения

Представители

Зелёные одноклеточные водоросли

Пресные водоёмы

Одна клетка, м.б. жгутики, глазок

Хламидомонада

Зелёные многоклеточные водоросли

Моря, океаны, пресные водоёмы

Улотрикс

Бурые водоросли

Моря, океаны

ламинария

Красные водоросли

Моря, водоёмы

Многоклеточные морские растения

багрянки

42. Закончите схему. Значение водорослей.
В природе:
– обогащают кислородом гидросферу;
- являются пищей водных животных;
- индикаторы загрязнения и заболевания.
В жизни человека:
– химическая промышленность;
- йод, спирт;
- агар-агар;
- блюда пищи;
- хлорелла, хламидомонада, очистка вод.
43. На рисунке подпишите составные части слоевища лишайника.
1 – клетки водоросли
2 – грибница
Вывод: в лишайниках есть клетки водоросли, грибница.
44. Заполните схему.
Формы лишайников:
- накипный, Бацидия;
- листованный, Пармелия;
- кустистые, бородач плад.
45. Почему лишайники способны поселяться в самых бесплодных местах?
Ответ: Потому что им для жизни нужна только вода, её им хватит из дождей, туманов и т.д.
46. Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами:
1 – мужская особь;
2 – женский экземпляр мха;
3 – коробочка со спорами;
4 – стебель;
5 – листья;
6 – ризоиды (корн. выросты)
47. Выполнив лабораторную работу «Строение мха», сделайте рисунок и вывод.
Вывод: тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами и относятся к высшим растениям.
48. Сравните водоросли и мхи. Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями?
У мхов есть органы, где созревают споры; Ж, М коробочка со спорами. Имеются стебель, листья, ризоиды. Мхи – высшие споровые, а водоросли – низшие.
49. Выполните лабораторную работу «Строение спороносящего хвоща». Подпишите, что изображено на рисунке цифрами:
1 – корни
2 – стебель
3 – колосок со спорами
Вывод: у хвоща есть корни, стебель, споры. Это спороносящее растение и относится к высшим. В колосках созревают споры.
50. Выполнив лабораторную работу «Строение спороносящего папоротника», укажите, что обозначено на рисунке цифрами:
1 – щитовник
2 – стебель
3 – группа спорангиев
4 – поперечный срез листа сорусы
5 – споры
Вывод: у папоротников споры, спорангии, стебель, листья, сорусы. Это высшие растения.

51. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

52. Выполните лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных». По результатам лабораторной работы заполните таблицу.

53. Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений».
Формы растений:

– деревья (ясень, клён, дуб)
- кустарники (сирень, шиповник)
- травы (одуванчик)
54. Рассмотрите рисунок учебника и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.
1. Дерево – берёза – многолетнее, т.к. надземные и подземные органы не отмирают каждый год.
2. Кустарники(чки) – многолетние.
4. Травы – однолетние, двулетние и многолетние.
55. Охарактеризуйте несколько известных вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
МБОУ «СОШ №2»
Учитель: Мельникова Светлана Николаевна
Класс 5
Предмет Биология
Урок № 22
Тема урока: Водоросли - одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей» Многообразие водорослей.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся в процессе лабораторной работы.
Образовательная цель: расширение понятийной базы учащихся о многообразии и особенностях строения водорослей, за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: у учащихся формируется элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: учащиеся узнают и формулируют выводы о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
№ Этап урока
методы и приёмы Действия учителя Деятельность
обучающихсяУУД
1 Организационный момент
(Мотивирование к учебной деятельности). Приветствие. Настрой на позитивную работу. Приветствие учителя К,Л2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Проверка знаний. Фронтальная беседа - Расскажите о разнообразие растений.
- Какие признаки присущи представителям царства Растения?
- Что такое ткани и органы? Выделяют существенные признаки растений. П,К3 Выявление места и причины затруднения. Проверка знаний. Фронтальная беседа - Чем отличаются представители низших и высших растений? Различают высшие и низшие растения. П,К4 «Открытие нового знания» (Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов и видеофрагментов. У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м. Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.
Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как группы низших растений.
П,К,
5 Постановка учебной задачи Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов и видеофрагментов. Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, каковы особенности строения и жизнедеятельности растений отдела водоросли. Сравнить эти растения с ранее изученными, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды.
Ребята, мы с вами уже знаем, что водоросли - первые растения на Земле, синтезирующие органические вещества из углекислого газа и воды на свету. Они являются самыми древними растениями на земле, поэтому ученые считают, что современные наземные растения произошли от древних водорослей.
Какие признаки объединяют все водоросли в одну группу? Выделять существенные признаки водорослей. Различать представителей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека П,К,Л
6 Первичное закрепление
(Реализация построенного проекта). Работа с ЦОР. Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net Характерные признаки водорослей.
- Большинство водорослей обитатели рек, озер, морей.
- В природе существует около 30 тысяч водорослей.
- Водоросли встречаются одноклеточные и многоклеточные.
- Относятся к низшим растениям.
- Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
- Размножаются простым делением клеток, спорами, половыми клетками.
- Самые древние растения на Земле.
- Способность к фотосинтезу.

1. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады.
1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады. Определить основные элементы её строения. 1.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.
2. Изучение строения многоклеточного представителя класса Зелёные водоросли – спирогиры.
2.1. Ознакомиться со строением спирогиры. Определить основные элементы её строения.
2.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.
П.К.
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ЛР Подготовьте микроскоп к работе и микропрепарат с аквариумной водорослью Лагаросифон (Курчавая Элодея) . Найдите 1 клетку, внимательно изучите её. Определите, чем отграничено содержимое клетки от внешней среды, имеется ли ядро и другие органоиды, характерные для растительной клетки (какие?). Обратите внимание на форму и окраску хроматофора (рис. 102 учебника). Какова его функция? Попытайтесь обнаружить клетки иного строения или ткани. Легко ли это сделать? Почему? Зарисуйте в тетради строение клетки спирогиры. Подпишите оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль, хроматофор. Сравните строение спирогиры со строением одноклеточных водорослей. Отметьте черты сходства и отличия. Выделять существенные признаки водорослей. Различать представителей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека К, П, Р,Л8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net ВЫВОДКакой итог мы подведём по нашей ЛР? 3. Дать сравнительную характеристику строению изученных организмов.
П,Р
9 Выпишите их в таблицу:
П
Д.з. П.1
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=42%3A7&id=149%3A2009-08-23-11-36-00&Itemid=103