Люблю грозу в начале кто написал. Люблю грозу в начале мая

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

I love May"s first storms:
chuckling, sporting spring
grumbles in mock anger;
young thunder claps,

a spatter of rain and flying dust
and wet pearls hanging
threaded by sun-gold;
a speedy current scampers from the hills.

Such a commotion in the woods!
Noises cartwheel down the mountains.
Every sound is echoed round the sky.
You"d think capricious Hebe,

feeding the eagle of Zeus,
had raised a thunder-foaming goblet,
unable to restrain her mirth,
and tipped it on the earth.

I love a thunder – storm at the beginning of May ,
when spring’s first thunder,
as though play , in a frolic ,
rumbles in the blue sky.

The young peals of thunder rattle.
Now it is drizzling,
dust is flying, pearls are hanging,
and the sun is gilding the treads.

A swift torrent rushes down the hill,
The birds’ clamour in the wood does not cease;
The clamour in the woods and the noise on the hillside
All gaily echo the thunder – claps.

You will say inconstant Hebe,
while feeding Zeus’s eagle,
laughing , emptied a cup seething with thunder
from heaven on to the earth

I love a thunder-storm in May
When here the first spring’s early thunder,
As though a joyful part of play,
Roars in the blue sky in its grandeur.

Being strong and young, it’s thundering,
Look, rain has started, dust is flying,
The rainy pearls have hung as strings,
The sun is gilding threads by smiling.

A stream runs quickly down the hill,
The birds of wood don’t cease songs’ wonders,
And whistle from wood and sound of rill
Both gaily echo to the thunders...

It’s carefree Hebe, you may say,
When feeding Zeus’s noble eagle,
Below her on the earth’s huge tray
Has spilled a cup, it makes her giggle.

Wie lieb" ich dich, o Maigewitter,
Wenn durch den blauen Wolkenspalt
Wie scherzend unter Blitzgezitter
Der erste Lenzesdonner hallt!

Das ist ein Rollen, Knattern, Splittern!
Nun spritzt der Regen, Staub fliegt auf;
Der Gräser Regenperlen zittern
Und goldig flirrt die Sonne drauf.

Vom Berge schnellt der Bach hernieder,
Es singt der grünbelaubte Hain,
Und Bachsturz, Hainlaub, Vogellieder,
Sie stimmen in den Donner ein ...

Hat Hebe in dem Göttersaale,
Nachdem sie Jovis Aar getränkt,
Die donnerschäumend volle Schale
Mutwillig erdenwärts gesenkt?

Lubię w początku maja burzę,
Kiedy wiosenny pierwszy grom,
Jakby swawoląc po lazurze,
Grzechoce w niebie huczną grą.

Odgromy młode grzmią rozgłośnie.
Już deszczyk prysnął, kurz się wzbił,
Zawisły perły dżdżu radośnie
I słońce złoci rośny pył.

Z pagórka potok wartki bieży,
Ptaszęcy zgiełk w dąbrowie wre,
I leśny zgiełk, i poszum świeży
Wesoło wtórzą gromów grze.

I rzekłbyś, że to płocha Heba,
Dzeusowe orlę karmiąc, w ślad
Piorunopienną czarę z nieba
Wylała, śmiejąc się, na świat!

Oluju volim ranog svibnja,
proljetni kada prvi grom
k"o da urezuje se, igra,
Na nebu tutnji plavetnom.

Gromovi grme, tutnje mladi,
Prah leti, kiša lije, gle,
Sunašce niti svoje zlati,
I visi kišno biserje.

Sa gore hita potok brzi,
U šumi ne mre ptica pjev,
I graja šume, zvuci brdski -
Veselo groma prate sijev.


Zeusu orla pojila,
pa gromobujni pehar s neba,
Smijuć se, zemljom prolila.

Oluju volim ranog svibnja,
Proljetni kada prvi grom
Kao da zabavlja se, igra,
Na nebu tutnji plavetnom.

Gromovi tutnje, grme mladi,
Prah leti, kiša lije se,
Sunašce svoje niti zlati,
I visi kišno biserje.

S planine hita potok brzi,
U šumi ne mre ptica pjev,
I žamor šume, zvuci brdski -
Veselo groma prate sijev.

Ti reć" ćeš: vrckava to Heba,
Zeusu orla pojila,
Munjonosni je pehar s neba
Smijuć se, zemljom prolila.

(Rafaela Šejić)

Люблю вясною навальніцу,
калі блакітным майскім днём,
нібы гуляе-весяліцца,
грукоча ў небе першы гром.

Грымяць грымоты маладыя,
вось дожджык пырснуў, пыл курыць,
у небе перлы дажджавыя,
і сонца ніткі серабрыць.

З гары бяжыць ручай вясёлы,
не заціхае гамана,
і грай лясны, і пошум долу -
усё туруе перунам.

Ты скажаш: ветрагонка Геба
з усмешкай, кормячы арла,
грымотнапенны кубак з неба
на дол праз край пераліла.

五月初的雷是可爱的:
那春季的第一声轰隆
好象一群孩子在嬉戏,
闹声滚过碧蓝的天空。

青春的雷一联串响过,
阵雨打下来,飞起灰尘,
雨点象珍珠似的悬着,
阳光把雨丝镀成了黄金。

从山间奔下湍急的小溪,
林中的小鸟叫个不停,
山林的喧哗都欢乐地
回荡着天空的隆隆雷声。

你以为这是轻浮的赫巴①
一面喂雷神的苍鹰,
一面笑着自天空洒下
满杯的沸腾的雷霆。

      一八二八年
       查良铮 译

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Одно из самых популярных, известных и узнаваемых произведений Фёдора Ивановича Тютчева является стихотворение «Люблю грозу в начале мая…». Этот шедевр, как и большинство творений поэта отличается особым, неповторимым слогом.

Своему стиху автор дал название «Весенняя гроза», но идентифицировать его читатели любят именно по первой строчке. Это не удивительно. Именно с дождями, грозами, разливами приходит то время года, которое ассоциируется с возрождением.

Тютчев очень тонко ощущал все изменения природы, её настроение, и мог интересно это описать. Поэт любил весну, много своих лирических стихотворных творений он посвятил именно этой теме. Весна для поэта-философа символизирует молодость и юность, красоту и прелесть, обновление и свежесть. Поэтому и его стихотворение «Весенняя гроза» - это произведение, которое показывает, что надежда и любовь способны возродится с новой, неведомой силой, с силой способной на большее чем просто обновление.

Немного о поэте


Известно, что родился поэт-философ в ноябре 1803 года в Овстуге, где прошли его детские годы. Но вся молодость популярного поэта прошла в столице. Сначала он получал только домашнее воспитание, а после успешно сдал экзамены в столичный институт, где хорошо учился, а потом окончил его со степенью кандидата словесных наук. Тогда же в молодые годы Фёдор Тютчев стал увлекаться и литературой, стал делать свои первые опыты в писательской деятельности.

Интерес к поэзии и литературной жизни увлек дипломата на всю жизнь. Несмотря на то что Тютчев жил далеко за пределами родины долгих 22 года, он писал стихи только на русском языке. Фёдор Иванович долгое время занимал одну из чиновничьих должностей в дипломатической миссии, которая в то время находилась в Мюнхене. Но это не мешало лирику описывать российскую природу в своих поэтических произведениях. И когда читатель вникает в каждое такое тютчевское стихотворение, то понимает, что это писал человек, который всей своей душой и сердцем всегда находится только со своей родиной, несмотря на километры.


За всю свою жизнь поэт написал около четырёхсот стихотворных произведений. Он был не только дипломатом и поэтом. Фёдор Иванович абсолютно бесплатно делал переводы произведений поэтов и писателей из Германии. Любое его произведение, будь то его авторское или переводное, каждый раз поражало гармоничностью и цельностью. Каждый раз своими произведениями автор утверждал, что человек должен всегда помнить о том, что он тоже часть природы.

История написания тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»


У тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…» есть несколько вариантов. Так, первый его вариант был написан поэтом 1828 году, когда он проживал в Германии. Русская природа постоянно была перед глазами тончайшего лирика, поэтому не писать о ней он не мог.

И когда в Германии начиналась весна, со слов самого автора, мало чем отличающаяся от весны в родных местах, он начинал сравнивать климат и погоду, и всё это выливалось в стихи. Вспоминал лирик милейшие подробности: журчание ручейка, которое было притягательным для человека, находящегося вдали от родной стороны, сильный проливной дождь, после которого на дорогах образовывались лужи, и, конечно, радугу после дождя, появившуюся с первыми лучами солнца. Радугу, как символ возрождения и победы.

Когда поэтом-лириком было первый раз написано весеннее стихотворение «Люблю грозу в начале мая…», то уже в этом году оно напечаталось в небольшом журнале «Галатея». Но что-то смущало поэта, и поэтому он снова возвращается к нему через двадцать шесть лет. Он немного изменяет первую стихотворную строфу, а также дописывает еще и вторую строфу. Поэтому в наше время именно вторая редакция тютчевского стихотворения пользуется популярностью.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Сюжет тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»


Основной темой своего стихотворения автор выбирает грозу, которая часто бывает весной. Для лирика она ассоциируется с неким движением вперед, преображением жизни, ее изменениями, рождением нового и долгожданного, новых и неожиданных мыслей и взглядов. Теперь не остаётся места застою и упадку.

Поэт-философ не уходит только в мир природы, так как этот необычный и прекрасный мир всегда взаимосвязан с человеком, они не могут существовать друг без друга. Тютчев находит в этих двух мирах – человеческом и природы – много общих положений. Весна у поэта – это полет чувств, эмоций, да и всего общего настроения человека. Эти чувства трепетные и невероятно прекрасные, ведь для автора весна – это юность и сила, это молодость и необходимое обновление. Об этом открыто и заявляет поэт, который показывает, как мило поют птицы, как чудесно гремит гром, как великолепно шумит ливень. Так же точно взрослеет человек, который, подрастая, вступает во взрослую жизнь и открыто и смело заявляет о себе.

Именно поэтому тютчевские образы такие яркие и насыщенные:

➥ Вода.
➥ Небо.
➥ Солнце.


Они необходимы поэту затем, чтобы более полно показать идею единения человека с окружающим миром. Все природные явления показываются Фёдором Ивановичем так, словно они люди. Им лирик приписывает черты, которые обычно присущи только людям. Так проявляется у талантливого и самобытного лирика единство человека, который является божественным началом, с миром природы. Так, автор в своих произведениях гром сравнивает с малышком, который резво играет и шумит. Облако тоже веселится и смеется, особенно когда проливает воду и от этого идет дождь.

Интересно тютчевское стихотворение и тем, что оно представляет собой некий монолог главного героя, композиция которого состоит из четырех строф. Начинается повествование с того, что легко и непринужденно описывается весенняя гроза, а уж потом дается подробное описание всех главных событий. Автор в конце своего монолога обращается и к мифологии Древней Греции, что позволяет ему объединить природу и человека, показывая, что в природе и в жизни человека есть свой жизненный цикл.

Художественно–выразительные средства тютчевского стихотворения


В своем простом стихотворении поэт использует четырехстопный ямб и пиррихием, которые передают всю мелодичность. Лирик берёт перекрестную рифмовку, которая помогает придавать выразительность всему произведению. Мужская и женская рифма в тютчевском стихотворении чередуются. Чтобы более полно раскрыть созданный поэтический образ, автор использует самые разнообразные художественные средства речи.

Лирик для мелодичного и звучного строя своего произведения использует аллитерацию, так как у него часто звучат «р» и «г». Кроме того, используется и огромнейшее количество сонорных согласных. Обращает внимание и то, что поэт прибегает к деепричастиям и личным глаголам, которые помогают показать движение и то, как оно постепенно развивается. Автору удается достичь того, что перед читателем идет быстрое смена кадров, где гроза представляет в самых разных своих проявлениях. Всё это достигается умелым использованием метафор, эпитетов, инверсии и олицетворения.

Всё это придает выразительность и яркость всему тютчевскому произведению.

Анализ тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»


Лучше всего рассматривать тютчевское стихотворение, с философской точки зрения. Автор попытался точно нарисовать одно из жизненных мгновений, которых в жизни природы и человека бесчисленное количество. Лирик сделал его неунывающим, а очень бодрым и полным сил.

Поэт показывает всего один весенний день в мае, когда идет ливень и грохочет гроза. Но это только поверхностное восприятие тютчевского произведения. Ведь в нем лирик показал всю эмоциональную палитру и чувственность происходящего в природе. Гроза – это не просто природное явление, но и состояние человека, который стремится к свободе, старается спешить жить, стремится вперед, где ему открываются новые и неизведанные горизонты. Если идет дождь, то он очищает землю, пробуждает ее от спячки и обновляет. Не всё в жизни уходит навсегда, многое возвращается, как, например, майская гроза, шум дождя и водяные потоки, которые всегда будут появляться по весне.


На смену одних молодых людей теперь придут другие, такие же смелые и открытые. Они еще не знают горечь страданий и разочарований и мечтают о покорении всего мира. Эта внутренняя свобода очень похожа на грозу.

Чувственный мир тютчевского стихотворения


В этом произведении содержится огромный чувственный и эмоциональный мир. Гром у автора словно юноша, который, расправив плечи, спешит к свободе. Еще совсем недавно он был зависим от родителей, а теперь новая жизнь и новые чувства увлекают его в совсем другой мир. С горы быстро сбегает водяной поток, и его поэт-философ сравнивает с молодыми людьми, которые уже понимают, что их ждет в жизни, их цель высока, и они стремятся к ней. Теперь упорно они всегда будут идти к ней.

Но когда-то и молодость пройдет, и придёт время воспоминаний, обдумывания, переосмысления. Автор уже находится в том возрасте, когда сожалеет о некоторых поступках своей молодости, но для него эта пора, свободная и яркая, насыщенная в своем эмоциональном плане, всегда остается самой лучшей. Тютчевское стихотворение – это небольшое по объему произведение, которое имеет глубокий смысл и эмоциональную насыщенность.

Родился Фёдор Иванович Тютчев в далеком 1803 году, а именно – 23 ноября. Детские годы великого поэта прошли в имении Овстуг, которое находилось в Брянском уезде на территории Орловской губернии. Родители писателя принадлежали к стародворянскому роду.

Согласно традициям, которые сложились в дворянских семьях XIX века, начальное образование и основы общественных наук Фёдор получил дома. Тютчеву весьма повезло, ведь его учителем был образованный человек, который прекрасно разбирался в поэзии. Звали его Семён Егорович Раич. Он отлично знал многие языки и обучал им своего ученика.

Именно благодаря своему наставнику Фёдор Иванович смог оценить многие переводы Горация. Они и сподвигли его к написанию произведений, которые являются классикой русской литературы. Первые творения были настолько успешными, что по достижении пятнадцати лет он без особенного труда становится членом всемирно известного общества, в котором присутствовали только одаренные любители русской словесности. Произведения автора были написаны только на русском языке, хотя он в совершенстве владел и многими иностранными.

После начального обучения он поступает на учебу в университет в Москве. В 1821 году заканчивает его с отличием и идет на службу в коллегию по иностранным делам. С этого момента он уезжает с родных земель и проживает за границей на протяжении 22 лет.

Служба у Фёдора Ивановича была разносторонней. Он проживал как в Германии, так и в Италии. Лишь изредка он мог себе позволить приехать в гости в родные места. Все это не мешало автору писать стихотворения о России, Тютчев постоянно поддерживал и ощущал духовную связь с родиной.


Будучи студентом в Московском университете, автор весьма сильно увлекся философским направлением. Особенно его привлекали теории Паскаля, который был великим математиком и философом. Главная цель его мыслей – это значимость человека в бесконечности. Данный вопрос волновал Фёдора до последних его дней.

В творчестве Тютчева отражается не только духовность, но и разумное суждение о тех или иных жизненных ситуациях. Строки в произведениях легко воспринимаются читателями, но одновременно с этим способны глубоко проникнуть в подсознание человека и оставаться там надолго, затрагивая самые сокровенные чувства.

Окончательно Федор Иванович сложился в качестве поэта к тридцатым годам девятнадцатого столетия. В это время он написал уже большое количество произведений, к примеру, «Бессонница», «Весенние воды», «Летние вечера» и многое другое. Данные произведения попали к Александру Сергеевичу Пушкину. Они весьма сильно понравились ему. Именно они были опубликованы в известном на то время журнале «Современник». С этого момента о Фёдоре Ивановиче Тютчеве становится известно практически всей публике. Печать в данном издании приносит славу поэту.

Произведения Фёдора Ивановича очень разноплановые. Часто за описанием природного явления поэт скрывал глубокий философский смысл. Именно таким является стих «Весенняя гроза».

Анализ произведения «Весенняя гроза»

Фёдор Иванович Тютчев за свою жизнь создал большое количество произведений, которые поражают читателя своею искренностью, поэтичностью и особенностью сюжетной линии, связанной именно с натуральной природой. Ярким пример творчества является стихотворение, которое автор назвал «Весенняя гроза», но любители поэзии часто называют его «Люблю грозу в начале мая».

Шедевр отличается от аналогичных произведений наличием двойной датировки. Создано стихотворение в далеком 28-м году девятнадцатого столетия. В это время Фёдор Иванович уже проживал за пределами России, а именно – в Германии. Печаталось издание во многих журналах того времени, но впервые его увидел свет, благодаря размещению в журнале «Галатея».

Основная тематика произведения «Весенняя гроза» - это описание природной стихии, а именно грозы, которая отличается особенной красотой в весенний период года. В качестве грозы Фёдор Иванович показывает особенное движение, которое по-своему рассказывает о грядущих переменах и зарождают нечто новое.

Автором показана особенная тонкая параллель между природой и миром человека. Гроза представляет собой молодость лирического героя, именно тот период жизненного пути, когда производится становление человеческой личности и формируются особенности ее души. Данная своеобразная ассоциация показывает, что человек, шагнув из детства к взрослой жизни, старается показать себя миру, делает это громогласно и не стесняется заявить о себе как личность.

Особенности произведения «Весенняя гроза»


Фёдор Иванович Тютчев показывает единство человеческой личности и натуральной природы. Он старается передать читателю, что эти два звена представляют собой неотъемлемые части. Для максимально оформленной картины он использует образы небывало красивого неба, шумящей воды, а также солнечных лучей.

В стихотворении образ природы максимально олицетворен, в нем четко просматриваются черты человеческой личности. В ходе сюжета произведения видно, что гром резвится, играет – такое поведение имитирует активность маленького ребенка. Водные потоки бегут, а тучи проливают воду с улыбкой, своеобразно смеясь над ситуацией.

Стихотворение «Весенняя гроза» имеет романтическое направление и построено в виде своеобразного монолога, повествующего со стороны лирического героя. Композиция произведения построено классическим образом и включает в себя четыре строфы.

Первая строфа - это введение в тему самого произведения, где читателю представлен центральный образ, который описан максимально подробно. Это природная стихия – гроза. Две последующие строфы в дальнейшем разворачиваются и постепенно сменяют друг друга кадрами, где всегда ведущее место отведено грозе. В заключительной строфе имеется своеобразная отсылка в сторону древнегреческой мифологии и образ природы в данных строках еще раз перефразируется. Все это подчеркивает своеобразность природного явления и сравнение его с божеством, исключительным началом, которое всеми силами старается объединить мир, а также указать на постоянную цикличность.

Особенную легкость во время звучания, а также мелодичность рифмам в стихотворении придает используемый Фёдором Ивановичем ямб четырехстопного типа. Главная особенность данного формирования – это использование исключительного пиррихием. Произведение «Весенняя гроза» представлено в виде перекрестной рифмовки в строках, где чередуют как мужские, так и женские рифмы.

Главный и единичный образ в представленном произведении – это гроза. Чтобы раскрыть особенности данного природного явления, Тютчев использует множество исключительных художественных средств.

В стихотворении имеется большое количество сонорных согласных, а также применяются аллитерации с использованием букв «г» и «р», к примеру, гремящие раскаты, грохот грома. Все они максимально качественно создают в воображении читателя натуральность звуковой картины представленной грозы.

Действия развиваются весьма быстро, а движение передается в произведении с помощью всевозможных обильных глаголов. Все они имеют личную и деепричастную форму, к примеру, грохочет, резвится, играет, летит, не умолкает, бежит. Именно насыщенность особенными глаголами придает произведению исключительный эффект использования кадров, которые постоянно сменяются вслед за природным явлением.

Особенности стихотворения «Весенняя гроза»

Особенная выразительность в произведении достигается благодаря использованию ярких и по-особенному точно подобранных троп:

Эпитетов – молодой раскат, громозакипающий кубок, перлы дождя.
Метафор – солнце золотит нити.
Олицетворений – убегающий поток.
Инверсий – проворный поток, гам леса.


Фёдор Иванович Тютчев старается максимально точно сконцентрировать внимание на чем-то определенном, показать те моменты, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути. Все это придает произведению особенный философский смысл.

В истории всем знакомого стихотворения, оказывается, есть малоизвестные страницы.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые...

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Федор Тютчев

Весна 1828 года

Эти строки, а в особенности первая строфа, - синоним русской поэтической классики. Весной мы просто перекликаемся этими строчками.

Люблю грозу... - задумчиво скажет мама.

В начале мая! - весело отзовется сын.

Малыш еще, быть может, и не читал Тютчева, а строки про грозу уже таинственно живут в нем.

И странно узнать, что "Весенняя гроза" приняла знакомый нам с детства хрестоматийный вид лишь через четверть века после написания, в издании 1854 года.

А при первой публикации в журнале "Галатея" в 1829 году стихотворение выглядело иначе. Второй строфы не было вовсе, а общеизвестная первая выглядела так:

Люблю грозу в начале мая:

Как весело весенний гром

Из края до другого края

Грохочет в небе голубом!

Именно в этом варианте "Весенняя гроза", написанная 25-летним Тютчевым, была знакома А.С. Пушкину. Не смею предполагать, что сказал бы Александр Сергеевич, сравнив две редакции первой строфы, но мне ближе ранний.

Да, в позднем варианте очевидно мастерство, но в раннем - какая непосредственность чувства! Там не только грозу слышно; там за тучами уже и радуга угадывается - "из края до другого края". И если томик Тютчева пролистаешь на пару страниц вперед, то вот она и радуга - в стихотворении "Успокоение", которое начинается словами "Гроза прошла..." и написанном, возможно, в том же 1828 году:

...И радуга концом дуги своей

В зеленые вершины уперлася.

В ранней редакции "Весенней грозы" первая строфа взлетела так высоко и сказано в ней так много, что последующие строфы кажутся "прицепными", необязательными. И очевидно, что последние две строфы написаны, когда уже и гроза давно ушла за горизонт, и первое восторженное чувство от созерцания стихии погасло.

В редакции 1854 года эта неровность сглажена возникшей вдруг второй строфой.

Гремят раскаты молодые...

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Строфа по-своему блистательна, но от первой-то осталась лишь первая и последняя строка. Исчезло восторженно полудетское "как весело...", исчезли "края" земли, меж которыми гулял гром. На их место пришла рядовая для поэта-романтика строка: "Как бы резвяся и играя..." Тютчев сравнивает гром с расшалившимся ребенком, придраться не к чему, но: ох, уж это "как бы"! Если бы Федор Иванович и собиравший его книгу в 1854 году Иван Сергеевич Тургенев знали, как в ХХI веке мы устанем от этого вербального вируса (так называют филологи злополучное "как бы"), они бы не стали усердствовать в правке первой строфы.

Но ведь никогда не знаешь, чего ждать от потомков.