Можно ли увидеть микробов под микроскопом? Рассмотрение под микроскопом движения инфузорий Лабораторная работа по биологии инфузория туфелька.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. СТРОЕНИЕ ИНФУЗОРИИ-ТУФЕЛЬКИ И ДРУГИХ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Цель. Изучить строение инфузории туфельки и других одноклеточных животных; выявить признаки сходства представителей простейших.

Оборудование. Таблицы с изображение простейших, пластилин, проволока, ножницы.

Ход работы.

1. Рассмотрите рисунки строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки. Зарисуйте строение каждого простейшего в тетрадь для лабораторных работ.

Амеба обыкновенная Инфузория туфелька

2. Сравните одноклеточные организмы и дополните таблицу.

Признаки для сравнения

Организмы

Амёба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Оболочка

Цитоплазма

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Хлоропласты

Светочувствительный глазок

Клеточный рот

Органоиды движения

Ложноножки

3. Сделайте из пластилина или другого подручного материала модели амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки.

4. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Вывод. У всех одноклеточных животных есть _________, ____________ и ___________. Основной способ размножения __________, но встречается и ___________. Среда обитания - __________________.

Домашнее задание.

Прочитайте параграфы 3 и 4.

Ответьте на вопрос через форму на сайте /

* Представьте себе, что амеба утратила способность к образованию ложноножек. Что с ней может произойти?

  1. Пояснительная записка 7 класс Курс «Животные»

    Пояснительная записка

    11 лабораторных работ : по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные » лабораторная работа № 1 «Изучение строения инфузории - туфельки » по... новый стандарт биологического образования ставит другие цели , среди которых: развитие творческих...

  2. Пояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний

    Пояснительная записка

    ... животных 4 2 Строение тела животных 2 3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные 5 4 Подцарство Многоклеточные животные ... Лабораторные работы : Строение инфузории -туфельки . Рассмотрение других простейших. 4. Подцарство Многоклеточные животные ...

  3. Руководство

    ... инфузорий пресноводных: а - инфузория -туфелька ; б - стилонихия; в - сувойка Лабораторная работа Морфологическое описание одного вида растений Цель работы ... животных . Сделайте вывод по работе . Лабораторная работа Сравнение строения клеток одноклеточного ...

  4. Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1

    Документ

    ... животное : А) амеба обыкновенная _____________________ Б) инфузория туфелька _____________________ В) малярийный плазмодий ___________________ Г) дизентерийная амеба ______________________ Лабораторная работа № 2 Строение ...

  5. Приказ № от 2012г. Рабочая программа по биологии 7 кл средней общеобразовательной школы №166

    Рабочая программа

    Листьев в)строение ………………………………………... г) число……………………………………………. д) число …………………………………………….. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

На уроках биологии.

В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные и практические работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и практических работ по биологии закладываются с 6 класса . Основными задачами лабораторного практикума по биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии.

Правила работы с микроскопом.

1. Лабораторный микроскоп предназначен для изучения готовых или изготовленных собственноручно микропрепаратов.

2. Переносить микроскоп можно только за штатив , и, ни в коем случае - за тубус !

3. Устанавливать микроскоп необходимо на расстоянии не менее 10 см от края стала.

4. Для улавливания световых лучей предназначено зеркальце, за поверхность которого нельзя браться пальцами : поворачивать зеркальце можно только, держась за его пластиковый ободок.

5. Рассматривать препарат нужно сначала на малом увеличении . Исходное расстояние от объектива малого увеличения до объекта – 1 см.

6. По завершении работы , микроскоп необходимо вновь перевести на малое увеличение , повернув барабан револьвера до щелчка, так чтобы объектив малого увеличения оказался направленным на предметный столик.

7. Оптику (линзы объектива и окуляра) трогать руками категорически запрещено !

8. При настройке резкости изображения необходимо очень осторожно работать винтами.

9. Настроенный микроскоп сдвигать с места нельзя !

10. Зарисовывать препараты лучше всего в круге (диаметром не менее 3 см), так как это соответствует полю видения при изучении препарата под микроскопом.

Успешной Вам работы!

Тема: «Изучение особенностей строения растительной клетки».

(На примере неокрашенного препарата кожицы лука).

Цели работы: освоить основные приемы изготовления неокрашенного препарата кожицы лука и рассмотреть особенности строения растительной клетки.

Оборудование: предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага, препаровальная игла, стеклянная палочка, стаканчик с водой, чешуйка луковицы, лезвие.

Ход работы

1. Капнем на предметное стекло капельку воды, взяв ее стеклянной палочкой из стаканчика. Отложим предметное стекло в сторону.

2. Возьмем чешуйку луковицы. Аккуратно, препаровальной иглой снимем кожицу с внутренней поверхности чешуйки.

3. Поместим кусочек кожицы в каплю воды и расправим ее.

4. Если необходимо, добавляем еще каплю воды и накрываем препарат покровным стеклом: ставим его на ребро на предметное стекло на расстоянии около 0, 7 см от фрагмента кожицы и аккуратно опускаем. Затем, легонько прижимаем покровное стеклышко по краям, чтобы удалить пузырьки воздуха и излишки воды.

5. Помещаем препарат на предметный столик микроскопа и рассматриваем на малом, а потом и на большом увеличении.

6. Зарисовываем препарат, обращая особое внимание на пристеночное положение ядер. Почему они так располагаются? На рисунке даем обозначения тех компонентов клетки, которые нам удалось увидеть в микроскоп, и делаем выводы по работе.

Лабораторная работа (6 класс)

Тема: "Хлоропласты. Движение цитоплазмы (на примере элодеи канадской)".

Цели : изучить форму и расположение хлоропластов; пронаблюдать за движением цитоплазмы по перемещению хлоропластов.

Оборудование: кювета с элодеей канадской, кисточка, стаканчик с дистиллированной водой, препаровальные иголки, стеклянная палочка, предметное стекло, покровное стекло, микроскоп.

Примечание 1 : предварительно кювету с элодеей нужно подержать под лампой около 2-3 часов, чтобы стимулировать движение цитоплазмы.

Ход работы.

1 . На предметное стекло капнуть воду из стаканчика с дистиллированной водой.

2. Из кюветы кисточкой взять лист элодеи канадской и перенести в каплю воды на предметное стекло. Осторожно накрыть препарат покровным стеклом.

3. Препарат поместить на столик микроскопа таким образом, чтобы был виден край листовой пластинки. Рассмотреть препарат сначала при малом, а затем при большом увеличении. Препарат зарисовать при большом увеличении.

Примечание 2 : по краю листовой пластинки клетки расположены в один слой, поэтому их легко рассматривать, не делая среза. При рассматривании хлоропластов сверху они выглядят как округлые зеленые тельца. Те, которые видны сбоку, имеют вид двояковыпуклой линзы.

4. Перевести микроскоп на малое увеличение. Передвинуть препарат так, чтобы хорошо были видны удлиненные клетки, расположенные вдоль серединной жилки. Зафиксировать внимание на одном хлоропласте и несколько минут наблюдать за его перемещением в токе цитоплазмы.

Примечание 3 : если в клетке есть одна крупная центральная вакуоль, то цитоплазма расположена пристеночно и ее движение будет ротационным, то есть, круговое. Если вакуолей несколько, то цитоплазма образует между ними тяжи, в которых движется струйчато.

5 . Зарисовать одну клетку и показать в ней стрелками направление движения цитоплазмы (по движению хлоропласта). Сделать выводы.

Тема: «Строение плесневого гриба мукора».

Цель : Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование : плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Ход работы.

1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесне­вого гриба?

3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

4. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

5. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Тема: «Строение кукушкина льна».

Цель: Изучить строение мха.

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы

1 . Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).

2. Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3. Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.

4. Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.

Лабораторная работа (7 класс)

Тема: «Строение инфузории-туфельки».

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.

Ход работы.

1.Относительная величина" href="/text/category/otnositelmznaya_velichina/" rel="bookmark">относительную величину , особенности строения и количество эритроцитов.

Зарисуйте 3-4 эритроцита.

https://pandia.ru/text/79/559/images/image005_4.jpg" alt="1234" align="left" width="231" height="132 src=">

2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки. Обратите на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.

3. Сравните особенности строения эритроцитов человека и лягушки. Результаты оформите в виде таблицы

Признаки

Эритроциты

человека

лягушки

Наличие ядра в клетке

Окраска цитоплазмы

4. Сделайте вывод. Подумайте, чья кровь – человека или лягушки – способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.

5. После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.

С тех пор, как ученые обнаружили микробов, они учились их выращивать на различных питательных средах. Ведь для того чтобы знать, как бороться с тем или иным микроорганизмом, нужно изучить не только его форму, но и повадки, образ жизни, потребности в питании. Сейчас в лабораториях исследователи могут выращивать практически любой микроорганизм, для этого разработано огромное количество питательных сред. Но в прошлом, во времена Луи Пастера - родителя современной науки о микробах (микробиологии), в распоряжении ученых была доступна для изучения лишь вода из лесных луж и водоемов, настой сена и мясной бульон.

Слово "микроорганизм" понятие собирательное, в него входят все невидимые невооруженным глазом организмы - бактерии, грибы, одноклеточные и еще целый ряд микрожителей. К слову, вирусы не относят к микробам. Их выделяют в отдельную группу, и наблюдать их в обычный световой микроскоп не представляется возможным.

Микробы вездесущи, обнаружить их можно буквально на всем, что нас окружает. Они бывают аэробами, т.е. для их жизнедеятельности требуется присутствие свободного молекулярного кислорода, но могут быть и анаэробами, способными прожить в условиях без доступа кислорода. Размеры, форма и принципы питания у микробов очень разнятся, но из них всех, пожалуй, самой красивой и причудливой является инфузория туфелька.

Инфузорий можно часами наблюдать в микроскоп. Они имеют очень необычную форму и легко узнаются среди прочих микроорганизмов. Для наблюдения за ней не требуется длительных подготовок и специальных навыков. Ее может увидеть любой желающий даже с помощью самого простого микроскопа.

Проведение опыта с инфузорией

Для проведения опыта понадобится совсем немного воды из лесной лужи, зацветшего водоема, из вазы с цветами или даже из аквариума. Идеально, если в воде окажется несколько веточек водорослей. Препарат с инфузорией можно приготовить по принципу раздавленной капли, или сделать "висячую" каплю на предметном стекле с выемкой.

При рассматривании образца под микроскопом (лучше всего это делать на среднем или большом увеличении) можно заметить двигающихся овальных существ. Строго говоря, они не совсем овальные - передний конец инфузории заострен, а задний, наоборот, имеет сильно округлую форму. Одна из боковых сторон, приблизительно по центру туловища, вогнута, что придает существу большое сходство с подошвой туфли. Отсюда и название микроорганизма - инфузория туфелька. Вокруг всего тела инфузории располагаются в несколько слоев реснички, которые помогают ей двигаться и "загонять" пищу в ротовое отверстие, расположенное неподалеку от головного конца.

Для особо пытливых исследователей будет интересно понаблюдать за процессом пищеварения у инфузории. Пища, попавшая в ротовое отверстие, постепенно перемещается в "желудок" - пищеварительную вакуоль, похожую на пузырек. В ней пища переваривается, а затем выталкивается в другую вакуоль - сократительную, которая является чем то, наподобие кишечника у животных. Сократительная вакуоль служит для устранения остатков пищи наружу. Для того чтобы увидеть, как происходят эти процессы, нужно покормить инфузорию, например, несколькими капельками обычной туши для заправки перьевых ручек. После того, как инфузория заглотнет ее, можно рассмотреть месторасположение пищеварительной вакуоли - темный шарик на фоне светлого тела микроорганизма.

Многие знают, что инфузории относятся к классу простейших, но это название довольно относительное, т.к. многочисленные опыты над инфузориями обнаружили у них зачатки психической деятельности. К примеру, инфузорию помещали в узкую трубку, диаметр которой совсем немного превосходил размер самого животного. Трубку с обеих сторон запаивали. Когда инфузория доплывала до одной стороны, она делала попытки проплыть дальше, но вскоре разворачивалась головным концом и направлялась в другую сторону. Со временем инфузория стала тратить на развороты все меньше времени и сил, а значит, смогла приспособиться к новым условиям.

Но поражает в инфузории даже не это. В человеческом или другом сложном организме все клетки узкоспециализированы и выполняют какую-либо одну функцию. Инфузория же состоит из одной-единственной клетки, в которой есть, хоть и примитивная, но выделительная и пищеварительная системы, мышечная система, состоящая из сократительных волокон, двигательный аппарат из ресничек. Следовательно, эта единственная клетка может полностью обеспечивать все стороны жизнедеятельности. Возможно поэтому ученые прошлого с таким уважением относились к инфузории и часами просиживали над микроскопом, изучая и зарисовывая ее повадки.

Какие же микроскопы подойдут?

В микроскоп, способный давать увеличение не менее 600-800х крат, можно понаблюдать не только простейших, но и бактерий. Самый простой способ это сделать - собрать небольшое количество зубного налета и развести его в капельке воды. Так можно увидеть основных представителей царства бактерий. В простом лабораторном микроскопе они будут выглядеть неказисто - маленькие шарики, палочки или нити с нечеткими контурами. Но при использовании фазово-контрастного метода на более дорогостоящих лабораторных моделях можно рассмотреть гораздо больше. Их контуры станут четче, а тела будут выделяться ярким светом на темном фоне. И хотя внутреннюю структуру при таком исследовании изучить не получится (для этого нужно убить бактерий и окрасить), можно увидеть движение бактерий. А по характеру движений ученые определяют принадлежность бактерий к тому или иному классу и выявляют возбудителей некоторых болезней.

Для лабораторных же исследований, направленных на выявление и более точную идентификацию болезнетворных организмов, часто используются жидкие и плотные питательные среды. В них можно наблюдать не только отдельных микроорганизмов, но и целые колонии, т.е. большие скопления клеток, видимые невооруженным глазом. Однако эта техника достаточно сложная и не годится для применения в домашних условиях.