Насколько союз подчинительный. Русская грамматика

§1. Общая характеристика союзов

Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

§2. Образование союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
  • Производные образованы по-разному:
    • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
    • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
    • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
      от других частей речи: хотя, чтобы

§3. Строение союзов

По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
  • Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

  1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
  4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные*: то есть, а именно
  6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

Внимание:

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.
чтобы - изъяснительный союз

Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
чтобы - целевой союз

Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
когда - временной союз

Я не знаю, когда он позвонит.
когда - изъяснительный союз

Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
когда - условный союз

Внимание:

Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего служат союзы?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
  2. Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?

  3. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?

  4. Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?

  5. Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  6. Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  7. Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  8. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  9. Существуют ли в русском языке многозначные союзы?

  10. Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?

  11. Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?

    • Производными
    • Непроизводными

Которые необходимы для связи компонентов в сложном предложении, однородных членов в предложении, а также отдельных предложений в одном тексте.

В русском языке в класс союзных слов и союзов входят те слова, которые отвечают за синтаксические связи в предложении или словоформе. В отличие от предлогов, осуществляющих служебную функцию в единстве с падежными существительными формами, эта часть речи не только никак не связана с грамматической формой соединяемых слов, но и вообще безразлична к принадлежности их к какой-либо части речи. Одно и то же может соединять как существительные (например, «у меня есть папа и мама »), так и глаголы («мальчик поет и танцует »), прилагательные («девочка красива и умна »), наречия и даже те слова, которые принадлежат к различным частям речи. Единственным условием является совпадение их синтаксических функций - например: «писать красиво и без ошибок» .

Многие союзы и союзные слова не столько должны устанавливать связь, сколько выявлять и конкретизировать ее. Это еще одна их отличительная способность, которой нет у предлогов. Последние с падежной флексией не только выявляют связь, но и при этом ее формируют.

Союзы не только не считаются членами предложения - они и не изменяются. По происхождению они подразделяются на производные - например, чтобы, будто, в которых можно проследить способообразовательную связь с теми знаменательными словами, от которых данные союзы образовались. Другой разновидностью являются непроизводные союзы, которые не связаны по происхождению в сегодняшнем русском языке с другими частями речи. Это союзы или, да, и.

А по способу употребления выделяются следующие формы:

  • неповторяющиеся или одиночные - однако, но;
  • парные или двойные, например, как… так и, если … то;
  • повторяющиеся - это и…и, ни…ни.

Исходя из строения, союзы делятся на простые, которые пишутся без пробелов - а, ибо , и на составные - в то время как, так как .

По характеру выражаемых с их помощью синтаксических отношений бывают сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные виды соединяют равноправные компоненты - такие, как части

По своему значению сочинительные союзные слова бывают:

  • соединительные, которые выражают отношение перечисления - да, и, тоже, и...и, также;
  • противительные, выражающие отношение противопоставления - однако, но, а, же;
  • разделительные, выражающие отношение взаимоисключения - или...или, или, то...то;
  • пояснительные, которые выражают отношение пояснения - как то, именно;
  • присоединительные, выражающие отношение присоединения - а также, да и.

Их другая разновидность - подчинительные союзы - призвана показывать зависимость одного компонента от другого, связывая между собой, в основном, звенья сложного предложения. Иногда они используются и в простых предложениях для неоднородных и однородных членов.

К примеру, подчинительные союзы хотя, как, словно, будто, чем.

День зимой короче, чем ночь. Озеро словно зеркало. Как видим, подчинительные союзы связывают любые члены предложения. Они могут быть как однородными, так и неоднородными.

Отдельные сложноподчиненные союзы используются в таких случаях, когда есть главное и несколько Это, например, такие слова: кто, куда, какой, который, чей, где, насколько, откуда, почему, зачем, сколько .

По параметру значения подчинительные союзы бывают следующих разрядов:

  • причинные - потому что, так как, ибо ;
  • временные - когда, лишь, пока, едва;
  • целевые - для того чтобы, чтобы, дабы ;
  • условные - если, кабы, коли;
  • изъяснительные - как, что, чтобы;
  • уступительные - несмотря на то, что; хотя;
  • сравнительные - как, будто, точно, словно, чем;
  • следствия - так что.
1. Однородными членами предложения являются: а) повторяющиеся для большей выразительности слова; б) слова, отвечающие на один и тот же

вопрос и относящиеся к одному

члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвеча-

ющие на разные вопросы.

2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

3. Найдите предложение с однородными членами:

а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.

4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союза-

ми, в устойчивых сочетаниях.:

5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

6. Найдите предложение, соответствующее схеме: О: О, О, О -…

(запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкус-

ных блюд.

в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

1. Какими способами соединяются однородные члены предложения:

а) сочинительными союзами и интонацией;

б) подчинительными союзами и интонацией.

2. Найдите противительный союз:

3. К какой группе относится союз или:

а) сочинительный;

б) противительный;

в) разделительный.

4. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтакси-

ческую функцию.

а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.

б) Розово и зыбко явь отражается в снах.

в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.

г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.

1. подлежащее;

2. сказуемое;

3. определение;

4. дополнение;

5. обстоятельство.

5. Определите, как связаны между собой однородные члены:

а) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.

б) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.

1. союзная связь;

2. бессоюзная связь.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над рецензией.
А. определите сначала главную мысль текста.
Б. главная мысль определяется не сразу.
В. была дана оценка тексту.
Г. анализируются языковые средства выразительности текста.
10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
А. Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
Б. У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
В. Писателя занимает мечта, которая живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.
Г. Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
11. Укажите верную характеристику предложения.
… природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.
А. сложносочиненное;
Б. сложноподчиненное, состоящее из трех частей;
В. сложноподчиненное, состоящее из четырех частей;
Г. сложное с сочинительной и подчинительной связью.

среди предложений 16-25 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью.(19)Некоторые предсказывают, что вся словесность будет

опираться на гипертекст (20)Аборигены Сети помнят один из первых популярных сайтов - сетевой роман (21)Он начался с одного абзаца, датируемого 1987 годом. (22)С тех пор каждый мог дописывать к нему всё что угодно.

(23)Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации, сочинительству, но к будущему литературы он не имеет никакого отношения. (24)Одно дело - законченная и закреплённая на магнитофонной ленте или ином носителе музыка, и совсем другое – джаз как не загнанная в рамки импровизация (25)Возможно, в будущем ограничений здесь будет меньше. (26)Но в результате всё сведётся к формуле Умберто Эко из эссе «Как написать роман».

А 1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) позволить

2) косьба

3) безработный

4) метраж.

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кОрысть

2) крАлась

3) пОняла

4) (хороших) нОвостей.

А3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками

2) полощущий белье

3) все директора гимназий

4) более выше

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Поднявшись на смотровую площадку,

1) можно увидеть весь город.

2) открывается чудесный вид на город.

3) город виден как на ладони.

4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)…(2) Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червем размером в несколько сантиметров. (3) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.(4) Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчетливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5) Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то желтый, то зеленый, то синий цвета, и глазу он предстает поочередно во всех цветах радуги.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте

1) Интересно, что морская мышь – не единственный носитель фотонных кристаллов в море.

2) В конце XX века ученые обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.

3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.

4) Если смотреть на волосок морской мыши под прямым углом, то он окажется ярко-красным.

А8. Какое из приведенных ниже слов(сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) К счастью

2) Поэтому

3) Потому что

4) Несмотря на это.

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) морская мышь является (предложение 2)

2) тело покрыто бахромой(предложение 3)

3) переливаются (предложение 3)

4) поместить (предложение 4).

А10. Укажите верную характеристику четвертого предложения текста.

1) Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

2) Сложносочиненное

3) Сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

4) Сложноподчиненное.

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО (предложение 3)

1) причастие

2) наречие

3) прилагательное

4) деепричастие.

А12. Укажите слово, которое имеет значение «быстрая смена пятен света, красок».

1) радуга (предложение 3)

2) игра (предложение 4)

3) диапазон (предложение 5)

4) поток (предложение 6).

А13. В каком слове есть суффикс –Д-?

2) посуда

3) причуда

4) кривда.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой.

2) К…лыхаясь, отгор…диться, оп…лчение.

3) Бл…гоухать, пл…вец, распол…жжение.

4) Г…рячий, прип…сенный, пап…ротник.

Все части речи принято подразделять на самостоятельные и служебные. Первые - самые главные.

Они представляют собой основу языкового разнообразия. Вторые же выполняют вспомогательную функцию. К таким относятся и союзы. В русском языке они служат для связки Существуют и особые правила по их использованию. Кроме того, такие части речи можно подразделить на виды. Что представляют собой союзы в русском языке? Ответ на этот вопрос вы найдете ниже.

Что такое союзы?

В русском языке данная часть речи призвана соединять равно как и части и при этом одновременно выражать смысловые отношения между ними.

В отличие от близких им предлогов, союзы не закрепляются за каким-либо падежом. Все они классифицируются по различным основаниям. Так, по своему строению союзы делятся на два вида: простые и составные. Первые состоят из одного слова (или, тоже), вторые же - из нескольких с тех пор как).

Основная классификация

Существует и еще одно основание, по которому делятся на виды союзы в русском языке. Таблица полностью раскрывает суть этой классификации.

Виды союзов в зависимости от выполняемых функций

Сочинительные

(служат для связи как однородных членов, так и частей сложносочиненных предложений)

Подчинительные

(связывают главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении)

Соединительные

И, да, тоже, ни-ни, также

Изъяснительные

Чтобы, как...

Причинные

Так как, потому что...

Противительные

Да, а, же, зато, однако

Чтобы, затем чтобы...

Временные

Когда, едва...

Условные

Если, когда...

Разделительные

Или, либо, то-то, то ли-то ли, не то-не то

Уступительные

Хотя, пусть...

Сравнительные

Как, будто...

Кроме того, все союзы можно подразделить на непроизводные (и, как) и производные, то есть образованные от иных частей речи (несмотря на).

Пунктуационные моменты

Существуют специальные правила, в соответствии с которыми определяется, нужно ли применить какой-либо знак препинания или нет. Как правило, речь идет чаще всего о запятой. Она ставится всегда перед союзом, но никак после.

Следует отметить, что, несмотря на похожесть некоторых частей речи, нельзя применять к ним одни и те же правила. Так, испещряющие русский язык союзы и предлоги хоть и имеют много общего, но все же характеризуются различно. Вернемся к правилам, установленным непосредственно для интересующей нас части речи. Так, запятая перед союзами нужна в том случае, если они являются противительными («Она не то чтобы разозлилась, а даже закричала»), парными («То ли снег пойдет, то ли дождь») или подчинительными («Я приду, если ты позовешь»). Кроме того, этот знак препинания нужен, если разделяет собой части сложного предложения («Пришла весна, и прилетели скворцы»). Если же союз соединяет однородные члены, тогда запятая не требуется («В небо устремились зеленые и синие шары»). Таковы общие правила использования этой части речи на письме. Если при написании перед союзом стоит запятая, то в речи на этот месте должна быть сделана пауза.

Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

По строению союзы делятся на:

1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо ;

2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.

Разновидностями составных союзов являются

1) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и ) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как ) второй частью,

2) повторяющиеся , то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или ).

По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные .

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

1) соединительные (значение ‘и это, и то’): и, да (в значении ‘ и’ ), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как... так и, тоже, также ;

2) разделительные (значение ‘или это, или то’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли... то ли;

3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да (в значении ‘ но ’), однако, зато .

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.

Например: подчинительный союз ХОТЯ связывает однородные члены предложения: Книга интересная, хотя немного затянутая .

Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день . Пруд словно зеркало.

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь ;

2) причинные : так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

3) условные : если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотря на то что ;

6) следствия : так что ;

7) сравнительные : как, словно, будто, точно, чем ;

8) изъяснительные: что, как, чтобы .

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.

Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

Морфологический разбора союза

Союз разбирается по следующей плану:

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

Образец морфологического разбора союза:

Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).

I. Но - союз

II. Сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

I. Что- союз

II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

I. А - союз

II. Сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

I. Так как - союз

II. Подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.