Педразвитие. Сатирическое изображение чиновников в комедии гоголя "ревизор" Сатирическое изображение действительности в комедии ревизор

Леонович Венера Закеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 10
Населённый пункт: п. Светлогорск, Красноярский край
Наименование материала: Презентация урока "Интеллектуальный ринг":
Тема: "Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников."
Дата публикации: 04.06.2017
Раздел: среднее образование

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ПОРОКОВ

ЧИНОВНИКОВ В ПЬЕСЕ.

ПРИЁМЫ САТИРИЧЕСКОГО

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ.

Презентация урока

«Интеллектуальный ринг»:

Цели:

развивать представления о комедии, сатире

и юморе.

высмеять «все дурное в России»

научить строить текст жанра

характеристики литературных героев;

показать особенности текстов-

характеристик людей;

пополнить лексический запас обучающихся;

развивать творческие способности

обучающихся;

формировать навыки аналитической работы

со словесным материалом; с текстами

воспитывать культуру речи.

Работа в группах:

Краткая характеристика сюжета пьесы.

Вопросы по тексту произведения

группам.

1 группа.

Кто подсказал Н.В.

Гоголю сюжет комедии

«Ревизора» а)В.А.

Жуковский; б)

А.С.Пушкин; в) М.Ю.

Лермонтов.

2 группа.

Что такое, с точки

зрения Гоголя, город,

где происходят

события комедии

«Ревизор»: а)

обобщение; б)

фантазия; в)

вымысел.

3 группа.

Город, изображённый

в комедии «Ревизор» –

это: а) макет страны;

б) модель страны; в)

шаблон страны и

российского общества в

целом.

1 группа.

Какой жанр

окончательно сложился

в творчестве Н.В.

Гоголя: а) народная

комедия; б)

общественная комедия;

в) социальная комедия.

2 группа.

Что является самой

главной и загадочной

особенностью комедии

«Ревизор»: а) поведение

Городничего; б)

поведение Хлестакова;

в) поведение

чиновников.

3 группа.

Что в комедии «Ревизор»

перемешано так, что

невозможно отделить

одно от другого: а)

фантастическое и

реалистическое; б)

грустное и весёлое; в)

смешное и трагическое.

Практическая работа.

Составление характеристик чиновников

города, разоблачение пороков.

Задания группам:

1 группа. Написать и защитить

творческую работу «Разоблачение

пороков городничего, Антона Антоновича

Сквозника –Дмухановского.»

2 группа. Написать и защитить творческую

работу «Разоблачение пороков судьи,

Аммоса Федоровича Ляпкина Тяпкина.»

3 группа. Написать и защитить творческую

работу «Разоблачение пороков

почтмейстера, Ивана Кузьмича Шпекина.»

План характеристик:

Внешность (описание внешности);

возраст;

социальное положение;

родственные отношения;

обличение героев

В творческой работе подтверждайте

свои размышления примерами из

текста комедии «Ревизор», напишите

Ваше отношение к героям.

ЗАЩИТА творческих работ !

Образ городничего

Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» подарила нам много

незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных

героев комедии - городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Глава города из него никудышный. Деятельность Антона Антоновича

привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает

ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но

предпринять что- либо совсем не желает. Судье Ляпкину-Тяпкину,

указывая на беспорядок в его ведомстве, просто говорит: «Я и прежде

хотел вам это заметить, но все как-то позабывал». Только весть о

приезде ревизора заставила героя собрать городских чиновников и

призвать их навести видимость порядка.

Те, в свою очередь, относятся к городничему уважительно, ведь с его

молчаливого согласия каждый из них нарушает закон и обкрадывает

казну. Свое рвение к службе чиновники высказывают только на словах и

втайне побаиваются градоначальника: «Помилуйте, как можно! Слабыми

силами, рвением и усердием к начальству…постараемся заслужить…»

К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно и

сурово, безжалостно обирает их. Один из купцов так говорит об этом:

«Такого городничего никогда еще не было. Такие обиды чинит, что

описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай…Мы

уж порядок всегда исполняем… Нет, вишь ты, ему всего этого мало!

Придет в лавку и, что ни попадет, все берет…»; «…и уж, кажись, всего

нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай…» Это

характеризует городничего как человека жадного и алчного.

Его добродетельность проявляется только в

отношении к жене и дочери. Он не оставляет их в

неведении по поводу приезда ревизора и, даже сильно

торопясь, пишет жене нежную и вежливую записку: «Целуя,

душенька, твою ручку, остаюсь твой…»

Таким образом, городничий представляется нам

«неглупым по-своему человеком», сумевшим направить все

городские дела на собственное обогащение.

Заключительная сцена комедии – достойный финал

деятельности градоначальника. Он предстает

одураченным, глупым человеком, которого легко обвел

вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга. Это было

таким потрясением для Антона Антоновича, что он в

недоумении повторяет: «Как я – нет, как я, старый дурак?

Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите,

весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен

городничий!»

Градоначальнику преподнесен хороший урок. Может

быть, эта комедия Гоголя будет и в наше время являться

напоминанием каждому чиновнику, что в его жизни может

появиться вот такой же «ревизор».

Судья –Ляпкин-Тяпкин.

Прекрасной «говорящей» фамилией

награждает Гоголь местного судью - «Ляпкин-

Тяпкин». Сразу становится понятно, что дела

он ведет тяп-ляп. Аммос Федорович

интересуется только охотой и, беря взятки

борзыми щенками, считает себя

высоконравственным человеком. Его

безразличие к служебным делам и

обязанностям настолько велико, что уездный

суд постепенно превращается в некое подобие

фермы - прямо в передней сторожа содержат

домашних гусей. Частный пристав,

призванный следить за порядком, скорее, сам

бесчинствует. Для него наказать, не

разобравшись, невиновного человека -

обычное дело.

Почтмейстер Шпекин.

Почтмейстер Шпекин - не только глупец, но и подлец.

Он не таясь вскрывает и читает чужие письма, причем

наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

местное чиновничество погрязло во взяточничестве и

произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека,

который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это

уже так самим Богом устроено...». Умение не

пропускать то, что само плывет в руки, является, по

их мнению, проявлением ума и предприимчивости.

Произведение Н. В. Гоголя, на мой взгляд, не столько

комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая

его, начинаешь понимать: общество, в котором

существует столько опустившихся, развращенных

безделием и безнаказанностью руководящих лиц, не

имеет будущего.

Просмотр видеоэпизада 4 действия.

конференции «ХЛЕСТАКОВ-ПЕРВОЕ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ОТКРЫТИЙ Н.В. ГОГОЛЯ!!!»

В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии - комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов - анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону. В декабре 1835 г. комедия была закончена, а в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в пьесе “всем досталось”, а больше всего ему.

Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего - персонажи комедии. Гоголь показал невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего провинциального городка, а целые собирательные образы. Каждый из них по-своему смешон и по-своему типичен.

Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - “уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек”, прошедший всю служебную лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их. Судья Ляпкин-Тяпкин прочел “пять или шесть книг” и потому считается чуть ли вольнодумцем и якобинцем. Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, - большой “проныра и плут”; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин -”простодушный до наивности человек”, обожающий читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым. Главный персонаж комедии - Хлестаков - молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и “без царя в голове”. Как мы видим, все без исключения персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично. Гоголь широко использует прием “говорящих” имен. Чего стоят только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от глагола “гибнуть”.

Чрезвычайно смешон и сюжет комедии. Чиновники, напуганные известием о приезде тайного ревизора, принимают мелкого чиновника Хлестакова за важную шишку. Они заискивают перед ним, всячески ублажают его, дают ему деньги. И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает настоящего ревизора. Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается, выдает свое истинное положение: он на дружеской ноге с “самим” начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на четвертом этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Любой человек сразу бы мог “раскусить” Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца - до чтения хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные “грешки”. Персонажи комедии представляют собой “корпорацию разных служебных воров и грабителей”, как написал В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. “Смотри! не по чину берешь!” - распекает он квартального, который вместо положенных “по чину” двух аршин сукна взял у купца намного больше.

Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как бы за взятки не считается. И сам Городничий стремится при встрече с “ревизором” Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены по всему государству, и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя - это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.

В “Ревизоре” Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую действительность. Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной “комедии нравов” и “комедии положений”. Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно писатель взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции “классической” комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в творчестве Островского и Чехова.

Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" примечательна тем, что каждый из созданных там образов хоть и типичен, но в то же время индивидуален. Путем соединения их воедино Гоголь создает в комедии сатирический портрет местного чиновничества, которое существовало в России той эпохи.

Система образов в комедии «Ревизор»

Городничий Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский имеет огромный авторитет, поскольку сумел своими силами, хитростью и расчетливостью сделать карьеру. Он считает взяточничество вполне приемлемым явлением, ограничивать которое должен лишь чин и положение конкретного человека.

Он запросто присваевает любые деньги, однако сам себя считает вполне благопорядочным человеком, поскольку регулярно посещает церковь. Следуя его примеру, все чиновники в уезде воспринимают свое положение как возможность наживаться за чужой счет. Однако все они неповторимы в своих характерах:

Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками и стремится вести со всеми вокруг умные политические беседы, поскольку прочитал за всю свою жизнь несколько вольнодумных книг;

Попечитель богоугодных заведений Земляника обворовывает больных, презирает бедный люд. Он стремится угодить ревизору, поэтому рассказывает ему всю правду о положении дел у других чиновников, умалчивая о себе;

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов невежественнен и робок, он смертельно боится начальства;

Почтмейстер Шпекин из любопытства читает чужие письма;

Полицейские, Уховертов, Свистунов и Держиморда, вечно грубы и пьяны, благодаря им в полицейских и тюремных делах царит разруха;

Не слишком отличается от уездных чиновников и главный герой, Хлестаков. Невольно попав в положение ревизора, он пользуется этим - пускает пыль в глаза, лжет и фантазирует о своей столичной жизни. Он радуется возможности получить влиятельное положение хотя бы ненадолго.

Мастерство сатирического изображения действительности

На примере этих персонажей Гоголь показывает, насколько они не подходят для тех должностей, которые занимают. Пороки каждого напрямую препятствуют их службе, но уездных чиновников это не смущает. Это и есть одна из главных сатирических черт комедии.

Помимо чиновников, в комедии есть и другие персонажи, имеющие собственные мелкие грехи: главные сплетники уезда, Добчинский и Бобчинский, которые боятся ревизора, но при этом очень хотят, чтобы о них узнали в высшем свете; обворовывающие покупателей купцы вроде Абдулина, которые приходят жаловаться на городничего; уездные дамы, Анна Андреевна и Мария Антоновна, восхищающиеся всем столичным либо всем французским, также сплетничающие обо всех вокруг.

Все герои этой комедии отрицательные. Собранные вместе, они создают сатирический портрет типичного уездного городка николаевской эпохи: Гоголь стремится показать, что вся Россия живет неправильно, что нужно усовершенствовать нормы. Единственный положительный образ в этой комедии - смех.

«Ревизор»

"Ревизор". Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, "чисто русский анекдот", обещая, что сделает из него комедию, которая получится "смешнее черта". Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов - анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону. В декабре 1835 г. комедия была закончена, а в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в пьесе "всем досталось", а больше всего ему.

Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего - персонажи комедии. Гоголь показал невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего провинциального городка, а целые собирательные образы. Каждый из них по-своему смешон и по-своему типичен.

"уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек", прошедший всю служебную лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их. Судья Ляпкин-Тяпкин прочел "пять или шесть книг" и потому считается чуть ли вольнодумцем и якобинцем. Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, - большой "проныра и плут"; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин -"простодушный до наивности человек", обожающий читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым. Главный персонаж комедии - Хлестаков - молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и "без царя в голове". Как мы видим, все без исключения персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично. Гоголь широко использует прием "говорящих" имен. Чего стоят только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от глагола "гибнуть".

дают ему деньги. И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает настоящего ревизора. Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается, выдает свое истинное положение: он на дружеской ноге с "самим" начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на четвертом этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы...

"раскусить" Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца - до чтения хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные "грешки". Персонажи комедии представляют собой "корпорацию разных служебных воров и грабителей", как написал В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. "Смотри! не по чину берешь!" - распекает он квартального, который вместо положенных "по чину" двух аршин сукна взял у купца намного больше.

"ревизором" Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены по всему государству, и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя - это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.

"Ревизоре" Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую действительность. Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной "комедии нравов" и "комедии положений". Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно писатель взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции "классической" комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в творчестве Островского и Чехова.

Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Эпиграфы урока:

«Ревизор» – это целое море страха».

Ю.Манн

Хлестакову принадлежит главная роль в действии.

Около него вращаются все прочие лица,

как планеты около солнца.

Ю. Манн.

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы : чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.

Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель:

Какое его произведение мы изучаем?

Прочтите 1-й эпиграф к уроку. слайд

Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн? (море страха – это боязнь наказания, потеря должности)

Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Слайд . Демонстрация презентации с вопросами:

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики: слайд

Ответы: слайд

  • 1. 1
  • 2. 6
  • 3. 4
  • 4. 2
  • 5. 7
  • 6. 3
  • 7. 5

Литературный диктант: слайд

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович )

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип )

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков )

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего, Марья Антоновна)

5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)

7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий )

8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ )

9. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.» (Жандарм )

Проверьте себя . Слайд.

2 . Анализ 4 действия комедии: (Обращение ко 2-му эпиграфу)

«Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца».

Ю. Манн.

Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? (планеты – это чиновники, которые вращаются около солнца-Хлестакова, Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

Посмотрим на имена героев:их фамилии говорят сами за себя.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.

С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»?
В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк- струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга». Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.

Лука Лукич Хлопов

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений. Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер. Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские. Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.

Иван Алексеевич Хлестаков

«Хлест», «ухлестывать», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь, гибкий прут»

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав. Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Полицейские. Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.

Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр.47, 2ое действие) Как этот монолог х-ет Хлестакова?

Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме городничего. (Стр.162 учебника) Слайд

С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа. слайд

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть ”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе .) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся )

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий )

Явление 3.стр. 163 учебник (чтение и анализ)

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”, «Ну, все кончено – пропал!пропал!» )

Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх )

Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету )

Это придает комедии пафос

Словарная работа . Слайд.

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет )

Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них – Добчинский - имеет дело к Хлестакову)

Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу.

Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники вращаются вокруг Хлестакова. Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь (слайд) : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14. Стр. 168-171 учебник

- Есть ли в комедии любовный сюжет? (Нет ). Почему вы так думаете? (потому что главные слабости Хлестакова - деньги, женщины и вранье. Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность ).

Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет . В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно._

А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги .

Слайд. Тетрадь: « В комедии нет любовного сюжета , а есть пародия на любовную интригу.)

Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор ? Стр. 177 учебник

Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем )

Вывод по образу Хлестакова :

- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ: Слайд.

Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.

(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)

4. Подведение итогов

Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему….. (боязнь наказания, потеря должности).

«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

Комедия устарела?

Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?

Чем опасно взяточничество? (Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции. Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции – опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления)

5. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

6. Задание на дом: Слайд. 1. Определите, в чем заключается мастерство Н.В.Гоголя-комедиографа.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя» Хабибуллина Илсояр Ильгизовна Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МБОУ « Новокурмашевская ООШ» Актанышского муниципального района РТ

«Ревизор» – это целое море страха». Ю. Манн «Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца». Ю. Манн Тема урока: Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя

Определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор» * Драма *Эпос *Лирика Драма

Сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики: 1. Городничий 1. «неглупый по-своему человек» 2. Жена Городничего 2. «умнее своего барина» 3. Хлестаков 3. «очень услужлив и суетлив» 4. Осип 4. «молодой человек, несколько приглуповат » 5. Ляпкин-Тяпкин 5. «простодушный до наивности» 6. Земляника 6. «провинциальная кокетка» 7. Почтмейстер 7. «… прочитавший 5-6 книг»

Проверьте себя 1. Городничий 1. «неглупый по-своему человек» 2. Жена Городничего 6. «провинциальная кокетка» 3. Хлестаков 4. «молодой человек, несколько приглуповат » 4. Осип 2. «умнее своего барина» 5. Ляпкин-Тяпкин 7. «… прочитавший 5-6 книг» 6. Земляника 3. «очень услужлив и суетлив» 7. Почтмейстер 5. «простодушный до наивности»

1.«Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь».

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой!... профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…»

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего ».

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное».

5.(входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.)Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…»

6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… Судья тоже … в присутственных местах держит собак и поведения … самого предосудительного».

7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран из ума!... Тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...»

8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит … Нашли важную птицу!»

9. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице».

9. Жандарм 8. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ 7. Городничий, Антон Антонович 6. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений 5. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья 4. Дочь городничего, Марья Антоновна 3. Хлестаков 2. Осип 1. Городничий, Антон Антонович

Словарная работа Взятка –деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий

Словарная работа Пафос –воодушевление, подъем, энтузиазм

Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них дает взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках. Вывод

В тетрадь: В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу

Провинциальный город Письмо Хлестакова Чиновники обсуждают письмо Хлестакова

Торжество Городничего. Разговор с купцами Объяснение в любви

Хлестаков и Земляника Крах Городничего

Немая сцена

1. Определите, в чем заключается мастерство Н.В.Гоголя-комедиографа. 2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии. Домашнее задание