Пересказ повести "Очарованный странник" Лескова Н.С. Очарованный странник Глава десятая: Перемены к лучшему

«Очарованный странник» - одно из лучших произведений самобытного русского писателя Н. С. Лескова. Сам автор считал произведение рассказом, хотя литературоведы склонны называть его повестью. Как бы то ни было, главная его заслуга - особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ Ивана Северьяныча Флягина, человека с истинно русской душой, которого умело изобразил Лесков.

«Очарованный странник»: краткое содержание 1 главы

Повествование начинается с сообщения о том, что группа случайных попутчиков направлялась по Ладожскому озеру к Валааму. По пути зашли в Корелу, которая, по мнению одного из пассажиров, могла бы стать идеальным местом для жизни изгнанников. Завязался разговор о том, что в Корелу как-то сослали семинариста, и вскоре он повесился. Так перешли к вопросу о самоубийцах, и за опального дьячка вступился человек, которого раньше никто не замечал.

Немолодой (по виду ему можно было дать за пятьдесят), огромный, смуглолицый, со свинцового оттенка волосами, он больше смахивал на русского богатыря. Между тем, подрясник, широкий монастырский пояс и высокий колпачок указывали на то, что этот пассажир мог быть послушником или постриженным монахом. Так знакомит со своим героем читателя Н. Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается рассказом черноризца о человеке, который получил разрешение молиться о самоубийцах. Это был попик-пьяница, которого высокопреосвященный владыка лишил места. Сначала наказанный монах хотел лишить себя жизни, но потом подумал, что тогда душа его грешная покоя не найдет. И стал он скорбеть и усердно молиться. Владыке же как-то приснился святой отец Сергий, просивший милости за того самого попика. Спустя время высокопреосвященный вновь увидел странный сон. С грохотом скакали в нем рыцари и молили: «Отпусти его! Он за нас молится!» Проснувшись, понял владыка, кем были воины, и отправил попика на его прежнее место.

Когда черноризец закончил рассказ, слушатели обратились к нему с вопросами: кто он сам таков? Оказалось, что в былые времена пассажир нес военную службу. Был конэсером и умел ловко укрощать лошадей. Побывал в плену и вообще многое перенес на своем веку. А в монахи пошел, так как родительское обещание выполнить следовало - такой получилась беседа и ее краткое содержание.

Очарованный странник - 1 глава стала началом большой и интересной истории - поведал собравшимся о своей жизни с самого ее начала.

Жизнь у графа

Иван Северьяныч Флягин, или Голован, родился в семье дворовых в Орловской губернии. Мать умерла после родов. Осталось предание, что она долго не имела детей и в случае милости обещала младенца богу. Отец служил кучером у графа, потому мальчик с детских лет познал искусство обращения с лошадями. На одиннадцатом году его уж определили форейтором. Тогда-то и произошла эта история. Однажды шестерик графа, где сидел Иван, догнал воз, который никак не уступал дорогу. На сене лежал человек, и герой решил его проучить: огрел кнутом вдоль спины. Лошади помчались вскачь, а ехавший на возу монах упал, запутался в вожжах, отчего и умер. Ночью он явился Флягину и сообщил, что тот обещан богу и, коль пойдет наперекор судьбе, будет множество раз умирать, но не умрет.

Вскоре случилась первая неприятность. При спуске лопнул тормоз, а впереди - пропасть. Бросился Иван на дышло, и лошади остановились. А затем полетел вниз. Очнувшись, узнал, что спасся чудом - упал на глыбу и на ней скатился на дно. Лошади разбились, но граф спасся - заканчивает эту историю Лесков. Очарованный странник - краткое содержание 2 главы это подтверждает - начал трудный жизненный путь, предсказанный монахом.

У графа Флягин служил недолго. Завел он голубей и заметил, что кошка птенцов таскает. Поймал в силки и хвост отрубил. Оказалось, это хозяйкина Зозинька была. Высекли его и заставили на коленях камешки бить. Не выдержал Иван и хотел повеситься. Но его спас цыган и позвал к себе - на этом заканчивается 3 глава.

В няньках

Недолго был герой в разбойниках. Цыган заставил его лошадей своровать, затем продал их, а Ивану дал только целковый. На том и разошлись - отмечает Лесков.

Очарованный странник - содержание по главам расскажет о герое еще много необычного - решил наняться на работу и столкнулся с барином. Тот расспросил, кто он, и, выслушав, сделал вывод: коль птенцов пожалел, то и за грудным дитем, что сбежавшая жена бросила, присмотрит. Так Флягин стал за девочкой ухаживать. Она уж подросла, когда случилась новая неприятность. Однажды Иван, посадив ребенка в песок - так ноги ей лечил - задремал, а когда очнулся, увидел чужую женщину, прижимавшую девочку к себе. Она стала просить отдать ей дочь. Нянька на это не согласился, но стал каждый день ребенка матери приносить. В один из дней пришел и ее ухажер. Стали они драться, как вдруг появился барин. Неожиданно Голован решил отдать ребенка матери и сам с ними сбежал. Да только не смог простить себе, что дрался с офицером, и вскорости ушел. О новых его приключениях расскажет краткое содержание.

Лесков, «Очарованный странник»: знакомство с Джангаром

Вышел герой в степь, где ярмарка развернулась. Заметил, что множество народу стоит по кругу, а в центре какой-то татарин сидит. Это был хан Джангар, которому вся степь от Урала до Волги подчинялась. Здесь шел торг относительно прекрасной кобылицы. Сосед рассказал Флягину, что так всегда бывает. Распродаст хан лошадей, а самую лучшую на последний день припасет. И пойдет тогда торг нешуточный. Действительно, в спор вступили два татарина. Сначала они деньги давали, потом дочерей хану посулили, наконец, стали раздеваться. «Сейчас перепор пойдет», - пояснил сосед. Татары сели один против другого, взяли нагайки и стали друг друга по голой спине стегать. А Флягин все выспрашивал, в чем секреты такой борьбы кроются. Когда один из татар упал, а другой накинул на лошадь халат, лег на нее брюхом и уехал, герой вновь заскучал. Однако сосед отметил, что, наверняка, Джангар еще что-то припас, и герой оживился - подводит итог Лесков. Очарованный странник - краткое содержание следующей главы это подтвердит - решил: если еще что-то подобное случится, сам примет участие в состязаниях.

Сосед не ошибся: хан вывел жеребенка, которого описать было нельзя. Решил поторговаться за него и офицер, которому Иван дочку барина отдал. Только денег у него мало имелось. Флягин подбил его на торг, сказав, что сам с татарином поборется. В итоге запорол противника до смерти и выиграл коня, которого офицеру отдал. Правда, потом в Рынь-пески бежать пришлось: кочевники-то ничего, а русские хотели его судить.

Жизнь у татар

Описанием десятилетнего плена продолжается краткое содержание. Очарованный странник, по главам 6, 7, много чего претерпел. Оказавшись у татар, попытался бежать, но те его поймали и подщетинили: подрезали на пятках кожу, набили в рану резаного конского волоса и зашили. Иван признался, что, когда впервые после операции встал на ноги, закричал и заплакал от боли. Потом научился ходить на щиколотках. Татары дали ему двух «Наташ»: сначала жену забитого им татарина, а потом тринадцатилетнюю девочку, которая часто веселила Ивана. Они родили ему детей, но поскольку татарчат не крестили, он не считал их своими. Сам Флягин занимался лечением лошадей и людей. Очень скучал по Родине и не переставал молиться.

Через время увез его к себе другой хан, где произошла встреча с монахами, отправленными в Рынь-пески христианство устанавливать. И хотя они отказались ему помочь, Флягин вспоминал их по-доброму: миссионеры от татар смерть приняли за свои убеждения.

Помощь пришла неожиданно - от индийцев, явившихся в степь коней покупать и настраивать татар против русских. Стали они пугать население своим богом, который огонь якобы насылает. В самом деле, по ночам раздавались громкие звуки, а с неба искры сыпались. Пока татары по степи разбегались и своему богу молились, Иван разглядел, что это был простой фейерверк, и решил использовать его для освобождения. Первым делом загнал бусурман в реку и окрестил, а потом и молиться заставил. А еще нашел он в коробочках землю, что кожу разъедала, притворился больным и недели две себе пятки выжигал, пока вся щетина с гноем не вышла. Вылечившись, нагнал страху на татар, приказал им три дня из юрт не выходить, а сам дал деру. Несколько дней пешком шел, пока русских людей не увидел. Таким образом, много испытаний претерпел в плену, как показывает краткое содержание, очарованный странник. По главам этим можно судить, что Иван Северьяныч - человек отважный, решительный, преданный своей стране и вере.

Возвращение на родину

9 глава завершается тем, как Флягина арестовали за отсутствие паспорта и доставили в Орловскую губернию. Графиня уж померла, а муж ее приказал бывшего дворового высечь и отправить к батюшке исповедаться. Однако отец Илья отказался причащать героя за то, что он с татарками жил. Выдали Ивану паспорт и прогнали со двора.

Описанием дальнейших приключений героя, ощутившего теперь полную свободу, продолжает повествование Лесков.

Очарованный странник, краткое содержание, анализ поступков которого все больше возбуждали любопытство слушателей, попал на ярмарку, где меняли и продавали лошадей. Так получилось, что он уберег от обмана мужика: цыган хотел отобрать у него хорошего коня. С той поры так и повелось: Иван простому человеку хорошую лошадь выбирал, а тот в награду давал ему магарыч. Тем и жил.

Вскоре слава о Головане разлетелась далеко, и стал его один князь просить, чтобы научил своим премудростям. Флягин - человек не жадный, потому дал советы, которые сам использовал. Однако князь показал свою полную непригодность в этом деле и позвал героя к себе в конэсеры. Жили они мирно и уважали друг друга. Бывало, правда, Иван совершал выходы - отдавал деньги князю, предупреждал его об отлучке и кутил. Но однажды решил он поставить в этом деле точку. И так получилось, что последний выход стал самым страшным.

Действие магнетизма: содержание

Очарованный странник - по главам 8-9 выходило, что он попал под власть хорошего знатока человеческой психологии - рассказал, что у князя была замечательная кобыла. И вот в один из дней они по-отдельности направились на ярмарку. Вдруг Иван получает приказ: привести хозяину Дидону, любимую свою лошадь. Очень огорчился герой, но так как возможности передать князю полученные им для ярмарки деньги не было, решил свой выход отложить. И пошел в трактир чаю попить. Там он застал удивительную сцену: какой-то человек за рюмку вина пообещал съесть стекло. И сделал-таки это. Флягин пожалел страдальца и решил угостить его. Во время разговора новый знакомый сообщил, что занимается магнетизмом и может избавить человека от его слабостей. Первую рюмку, нужную для дела, Иван не хотел пить, но третью уже сам наливал. Успокаивало только то, что пьет для лечения - отмечал, рассказывая о состоявшейся беседе слушателям и передавая ее краткое содержание очарованный странник. 11 глава заканчивается тем, что вывели их из трактира уже перед закрытием.

А дальше происходили какие-то непонятные вещи: виделись рожи, перебегавшие дорогу, а баринок знакомый то не по-русски что-то наговаривал, то руками по голове водил, то сахаром кормил… В конце концов оказались они в каком-то доме, в котором свечи горели и звуки музыки раздавались.

Знакомство с Грушей

В большой комнате собралось много народа, среди которого увидел Флягин и знакомых. А в центре стояла прекрасная цыганка. Допев песню, она пошла по кругу, подавая гостям бокал. А те выпивали шампанское и клали на поднос золотые да ассигнации и получали в награду поцелуй. Хотела она мимо героя пройти, но цыган ее окликнул, заметив, что у них любому гостю рады. Выпил Иван и достал сторублевку, за что тут же был вознагражден и проведен в первый ряд. И так весь вечер. А в конце его, когда уж все просто так стали золотые и деньги бросать, пустился в пляс и все пять тысяч из-за пазухи под ноги красавице побросал. Зато уж пить с того дня точно бросил. Вот в такую невероятную историю попал, как отмечает Лесков, очарованный странник. Краткое содержание 11 главы и описание вечера у цыган раскрыли для слушателей новую сторону характера черноризца - наивного, доброго, открытого человека.

Цыгане привели Ивана к князю. Тот хотел сначала его наказать, но так как сам нынче все деньги проиграл, простил. А потом с героем случилась горячка, и очнулся он только через несколько дней. Первым делом направился к князю, чтобы долг отработать, но узнал, что его хозяин сам был очарован цыганкой и теперь готов ради нее на все. А после привел девушку, сообщив, что имение заложил и в отставку вышел. Груша начала петь, но расплакалась, чем разворошила душу князю. Он зарыдал, а цыганка вдруг успокоилась и стала его утешать.

Убийство Груши

Сначала жили князь с цыганкой хорошо, но как человек переменчивый, он скоро охладел к девушке. Томило и то, что нищим из-за нее остался. Все реже стал князь появляться дома. Флягин, между тем, привязался к Груше и полюбил ее, как родную. И вот стала девушка просить Голована разузнать, нет ли кого у князя. С этого началась еще одна трагическая история, которую подробно описывает в последних главах Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием встречи князя с бывшей возлюбленной и матерью его дочери, Евгеньей Семеновной. Именно к ней отправился Иван Северьяныч после разговора с Грушей. Она сообщила, что князь собирается покупать в городе фабрику и сегодня должен заехать повидать дочь. Вскорости раздался звонок, и герой собрался уходить. Но нянька, увидевшая в Иване собеседника, предложила спрятаться в гардеробной и послушать разговор. Так Флягину стало известно, что князь хочет, чтобы Евгенья Семеновна заложила купленный им для дочери дом и одолжила ему денег. На них он купит фабрику, наберет, благодаря Головану, заказов и поправит дела. А надоевшую Грушу можно выдать замуж за Ивана Северьяныча - так завершил разговор князь (здесь приведено его краткое содержание).

Лесков - «Очарованный странник» по главам подтверждает, что Флягину действительно было суждено много раз погибать, но не погибнуть - вновь ставит героя перед выбором. Хотя Иван Северьяныч и был очень привязан к цыганке, но жениться на ней не мог: знал, как любила девушка князя. А еще понимал, что она со своим гордым характером вряд ли смирится с подобным решением. Поэтому, сделав заказы для хозяина, он сразу же отправился проведать Грушу. Однако в доме князя нашел лишь большие переустройства - девушки там не было. Первая пришедшая в голову мысль испугала его, но герой все же отправился на поиски, которые увенчались успехом. Оказалось, князь поселил девушку на новом месте, а сам задумал жениться. Обманом Груше удалось сбежать - она непременно хотела увидеть Ивана Северьяныча. И теперь, при встрече, призналась, что жить так дальше нет мочи, а самоубийство считает страшным грехом. После этих слов она подала Головану нож и попросила ударить в сердце. Флягину ничего не оставалось, как толкнуть девушку в реку, и она утонула. Так невесело закончилась эта страница в жизни черноризца.

На военной службе

Совершив, пусть и вынужденное, но убийство, Иван Северьяныч захотел оказаться подальше от этих мест. На дороге встретил плачущих крестьян: они провожали сына в солдаты. Флягин назвался его именем и отправился на Кавказ, где прослужил больше пятнадцати лет. Совершил он и подвиг: под татарскими пулями переплыл реку и подготовил мост для переправы. Такова была служба, за которую получил Георгиевский крест (не позволяет писать об этом много краткое содержание) очарованный странник.

По главам анализ помогает последовательно воссоздать образ могучего, честного, бескорыстного, верного своим идеалам человека. После службы он еще будет актером и вступится за девочку. А затем все же выполнит обещание, данное богу матерью, и поселится в монастыре. Но и здесь его не оставляют неприятности: или бесенята шалят и смущают, или Петр-апостол явится. А теперь направляется черноризец в Соловки, где желает поклониться святым Савватию и Зосиме.

Таким длинным и интересным сделал рассказ главного героя - самые важные его части включены в краткое содержание - Лесков. «Очарованный странник» по главам, последовательно, познакомил читателя с жизнью одного из замечательных русских людей - Ивана Северьяныча Флягина. Кстати, этим его приключения вряд ли закончатся, так как после Соловков герой планирует вновь вернуться на службу.

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, […] я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти веревку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своем доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Путешественники плыли на корабле по Ладожскому озеру. На одной пристани на борт поднялся человек огромного роста. Судя по одежде, он готовился уйти в монастырь или уже был монахом. Мужчина производил впечатление доброго и простодушного человека. Но было видно, что жизнь он прожил, отнюдь, не легкую и много повидал на своем веку. Путешественники завязали с ним беседу.

Назвался мужчина Флягиным Иваном Северьянычем. Сказал, что много совершил путешествий. Собеседники попросили нового знакомого поведать о своей жизни и приготовились слушать истории о странствиях Ивана Северьяныча.

Глава вторая

Появился Флягин на свет в Орловской губернии. Родительская семья была из крепостных, в подчинении графа. Отец Ивана Северян служил кучером при дворе, поэтому сын, можно сказать, вырос в конюшне. С детства Иван узнал о лошадях абсолютно все.

Мальчик подрос и тоже стал выполнять обязанности кучера. Однажды, когда он вез графа, на узкой дороге ему не захотела уступить путь чья-то повозка. В ней спал старый монах. Флягин, пытаясь обогнать воз, нечаянно ударил монаха кнутом по спине. Тот спросонья потерял равновесие и упал на землю. Монах попал под колеса и был раздавлен насмерть.

Делу хода не дали, но в ту же ночь погибший священник явился молодому кучеру во сне. Он смотрел на Флягина с укоризной и напророчил ему несчастную жизнь. Это пророчество звучало примерно так: Иван будет много раз находиться на краю гибели, но сможет избежать быстрой смерти, а потом острижется в монахи.

Пророчество убитого стало сбываться уже через несколько дней. Повез Флягин графа, а у подножия крутой горы у повозки отказали тормоза. Лошади, что были впереди, упали в пропасть, но задних кучер смог удержать. Графа он спас, а сам улетел куда-то вниз. Остался Иван жив лишь чудом – упал на глиняную глыбу и съехал с нее, словно на санках.

Глава третья

В скором времени завел Иван у себя в конюшне пару голубей. У птиц постоянно вылуплялись птенцы, но их повадилась есть местная кошка. Как-то Флягин изловил ее, высек кнутом и отрубил хвост.

Кошка эта оказалась графской. Когда господин узнал, что кучер сделал с животным, то послал к Ивану свою горничную. Та выругала кучера и дала ему пощечину. Флягин такой обиды не стерпел и выгнал женщину грязной метлой. За это Ивана сильно избили и отправили на нудную работу. Ему нужно было, стоя на коленях, бить камушки для дорожек графского сада.

Иван так измучился на этой работе, что решил повеситься. Пошел он в лес, надел петлю на шею и прыгнул с дерева. Но тут внезапно появился цыган и перерезал веревку. Он предложил Флягину бежать от «графьев» и вместе красть коней. Не хотелось Ивану заниматься воровством, но другого выхода у него не оставалось.

Глава четвертая

В ту самую ночь, когда Иван повстречал цыгана, они вместе украли из конюшни двух лучших лошадей, а затем сбыли их в Карачеве, куда поехали. Но подельник Ивана оказался хитрым и выделил Флягину из всей суммы всего лишь рубль. А обставил это дело так, что он – профессионал, а Иван только учится воровскому ремеслу.

Понял Флягин, что цыган «нагрел» его, и ушел от конокрада. Сделал Иван через писаря отпускной вид с печатью, на что истратил последние деньги, и поехал в Николаев. Там он устроился на работу к одному барину. Жена того господина сбежала от мужа со скупщиком лошадей, бросив маленькую дочь. Вот и вверил барин свою девочку Флягину, приказал опекать ее.

Иван водил ребенка к морю, поил козьим молоком. Но как-то раз вновь приснился Флягину убитый монах и сказал, что нужно идти дальше, много еще испытаний ждет Ивана впереди. В этом же сне увидел Флягин широкую степь и диких коней.

А на морской берег стала часто приходить сбежавшая барыня. Она просила Ивана отдать ей дочку и обещала за это щедро его наградить. Но Флягин не соглашался. Не хотел он барину причинить боль.

Глава пятая

Пришел как-то на берег и новый муж барыни. Сначала они с Флягиным подрались и все деньги, что были предложены Ивану за девочку, по берегу разбросали. Но после Иван пожалел женщину и вернул ей дочку. Однако к барину уже не мог вернуться и поехал вместе с новыми знакомыми в Пензу. Там женщина заплатила Флягину двести рублей, на том и разошлись в разные стороны.

За Сурой часто торговали лошадьми. Орда татарская хана Джангара пригнала целые табуны. В последний день торговли хан выставил на продажу прекрасную белую кобылицу, которая была очень резва и красива. За нее и завязался спор, хотели завладеть лошадкой два знатных татарина. Никто из них не шел на уступки. Стояли насмерть. Много времени прошло, а кобылица все еще ничейной была.

И тогда придумали татары, как проблему решить. Сняли рубахи, сели напротив и начали, сил не жалея, пороть друг друга хлыстом по спине. Уговор был: кто сдастся первым, тот лошадь белую и уступит. Вокруг такого действа собрались зрители. Ивану так понравилось это состязание, что он и сам захотел поучаствовать.

Глава шестая

На сей раз на кону был жеребец караковый, в разы лучше белой кобылки. Сел Иван за него состязаться с татарином Савакиреем. Здоровый тот был мужик, как и Флягин. Долго они поролись. Не на шутку кровью истекали, но не уступал ни один. Но, в конце концов, не выдержал Савакирей и свалился замертво.

Татары претензий к Ивану не имели, ведь поролись они добровольно. Но вот русские власти решили Флягина под стражу взять за убийство. Снова пришлось Ивану убегать. На этот раз бежал он в степь далекую с ханом и татарами. Захотели басурманы, чтобы Флягин с ними остался. Почему-то решили, что он лечить разные хвори может. А на самом деле знал Флягин только два снадобья – калганный корень и сабур.

В скором времени взяла Ивана страшная тоска по родной сторонке. Что ни день – вспоминает Россию. Попробовал Флягин сбежать от татар, но ничего у него не вышло. Те его поймали, разрезали стопы и засунули под кожу конские волосы. После такой экзекуции передвигаться Иван мог лишь с вывернутыми ногами, на щиколотках. Конский волос иглами впивался в плоть мужчины.

Больше татары ничем Ивана не обидели, даже дали ему двух жен. Одной из них недавно исполнилось тринадцать лет. Еще раз Флягин сбежать не пытался. Через несколько лет послали его татары в соседнюю орду, а там украли Ивана другие татары и откочевали на большое расстояние.

Глава седьмая

В новой орде выделили Флягину двух других жен. Обе родили от него детей. Но Флягин не считал младенцев своими, поскольку они были не его веры.

Скучал Иван по родине все сильнее, достало его однообразие степи. Не по душе была и жесткая татарская конина. Все чаще вспоминал он свою родную деревню. Там в праздник готовят гусей и уток, а добрый пьяный священник отец Илья ходит из дома в дом. В каждой избе выпивает рюмашку и собирает угощения разные.

С татарами жизнь совсем иная. Очень тяжело было Ивану без христианской веры. С женами он жил без венчания, а если умрет здесь, знал, что похоронят без отпеваний. Сильно эта мысль терзала душу Флягина. Он частенько выползал из татарской юрты и возносил молитвы Богу.

Глава восьмая

В один день его молитвы были услышаны, в татарскую орду пришли два христианских проповедника. Еле дошел Иван до них, мешал конский волос в ступнях. А когда дошел, упал Флягин к проповедникам в ноги и попросил забрать отсюда. Но татары захотели за Ивана большой выкуп, а у проповедников таких денег не было.

Вскоре одного из проповедников Иван увидел мертвым. Кожа у него была содрана, а на лбу вырезан крест. Такая же участь ожидала и иудейского проповедника, который вскоре забрел в татарскую орду. Не любили басурманы, когда им веру чужую навязывали.

Глава девятая

Еще через некоторое время в татарскую орду пришли два человека с ящичками. Они стали пугать татар богом Талафой. Говорили, что если он разгневается, то может вызвать огонь небесный и за ночь сжечь все. Еще сказали, что такой пожар может случиться ближайшей ночью.

И, правда, в эту же ночь в степи послышалось шипение, а потом с неба начал огонь разноцветный сыпаться. Иван догадался, что это салют. Гости сбежали, но один из ящиков с фейерверками прихватить забыли. Флягин начал запускать в небо горящие предметы, а татары, которые никогда салюта не видели, со страху упали ему в ноги. Иван смекнул, что такой поворот событий ему явно на руку, и заставил татар креститься. Он сказал, что обжег кожу землей, из которой были салюты сделаны.

Флягин прикинулся больным и стал эту землю к своим раненым стопам прикладывать. Очень скоро ноги набухли, и конский волос вышел вместе с гноем. Когда ступни зажили, Иван поджег на прощание еще один фейерверк и сбежал от татар. Они гнаться за ним не осмелились, поскольку боялись гнева божьего и огня небесного.

Иван Северьяныч прошел в одиночку через всю степь и вышел к Астрахани. Там он сильно напился, попал в полицию и был отправлен в имение к графу. Отец Илья на три года отлучил Флягина от причастия, поскольку тот с татарскими женщинами «многоженствовал». А граф не захотел держать при себе такого мужика. Ивана высекли и отправили на оброк.

Глава десятая

Флягин пошел на ярмарку, где решил воспользоваться полученным опытом. Он предлагал свои услуги мужикам, которых обманывали цыгане при покупке коней. Вскоре Иван обрел хорошую славу, и его взял к себе помощником один князь.

В течение трех лет Иван жил с благородным князем и получал неплохие деньги. Вельможа доверил Ивану должность казначея, поскольку сам любил частенько сыграть в карты и проигрывался до последнего рубля. Если Иван видел, что игра у князя не шла, переставал давать ему деньги.

Словом, все было у Флягина хорошо. Единственно, что омрачало его жизнь – это запои. А случались они у Ивана частенько. Перед тем как уйти в запой, уже Иван отдавал князю свои сбережения.

Глава одиннадцатая

Однажды очень сильно захотелось Ивану напиться, а князь в это время отлучился по делам. Отдать деньги было некому. Иван держался изо всех сил. В трактире пил только чай. Но во время этого чаепития прицепился к нему один трактирный завсегдатай, который у всех на водку деньги выпрашивал. Рассказывал, что в прошлом был дворянином.

Говорил этот «дворянин» много и все просил у Ивана деньги. Флягин «сжалился» над пьяницей, купил ему и себе водки. Случайный собутыльник начал уверять Ивана, что обладает исцеляющим даром и может от страсти к выпивке избавить любого. Но в тот день оба так напились, что уже и разговаривать связно не могли.

Глава двенадцатая

Флягин боялся, что новый друг его обворует и все время проверял свой сверток с деньгами, который держал за пазухой. Когда оба вышли из трактира, «дворянин» начал бормотать какие-то заклинания, уверял, что они излечат Ивана от пагубной страсти. Так мужчины дошли до дома, из окон которого лился свет и доносились звуки гитары. Тут «магнетизер» куда-то исчез, как сквозь землю провалился. Но, возможно, Ивану так показалось, поскольку он был в этот вечер изрядно пьян.

Глава тринадцатая

Флягин немного постоял и решил войти в дом. Внутри он увидел, что цыган выводит его собутыльника через заднюю дверь. Хозяин дал «дворянину» полтинник и поблагодарил за хорошо проделанную работу. А еще добавил, что если от приведенного человека толк будет, то он подкинет еще деньжат. Затем, повернувшись к Ивану, цыган предложил ему остаться и песни послушать.

Флягин увидел, что в доме полно людей. Там были даже известные в городе люди. Гостей угощала прекрасная цыганка Груша, которая с подносом ходила по комнате. Она всем предлагала шампанское, за которое гости бросали банкноты прямо на поднос.

Цыган, что расплачивался с «дворянином», кивнул Груше, и женщина подошла к Ивану. Цыганка вежливо поклонилась и предложила Флягину шампанское с подноса. Богачи стали морщиться и шептаться, мол, зачем простому мужику такой благородный напиток.

Но Иван был уже так сильно пьян, что любой алкоголь принимал с радостью. Он заплатил за шампанское больше всех – бросил на поднос сто рублей. Сразу же несколько цыган подошли к Флягину и предложили лучшее место в первом ряду.

Вечер был в самом разгаре, цыганский хор пел и плясал. Прекрасная Груша жалобным голосом исполнила романс «Челнок» и снова пошла с подносом по рядам. Флягин опять же не отказался от шампанского и бросил еще сто рублей. Груша за такую щедрость подарила ему поцелуй.

Все гости пели, плясали и веселились вместе с цыганами. За Грушей начал увиваться молодой гусар. Иван, как увидел это, вскочил с места, вытащил несколько сторублевок и стал одну за другой бросать Груше под ноги. Потом выгреб весь сверток и подарил его цыганке.

Глава четырнадцатая

Иван не помнил, что было дальше, как он добрался домой. Утром вернулся князь, который все свои наличные проиграл в городе. Он попросил у Флягина денег, чтобы отыграться. Расстроенный Иван рассказал о том, как спустил все свои сбережения на цыганку. Князь был в шоке, но не стал ругать Ивана, поскольку сам был ничуть не лучше. Только сказал Флягину, что они очень похожи друг на друга.

Вскоре Иван попал в больницу – допился до белой горячки. А когда вышел из лечебницы, то сразу поехал на поклон к князю. Тот рассказал Ивану, что ходил к цыганам, чтобы деньги его назад вернуть. Но, когда увидел прекрасную Грушу, то сам отдал цыганам пятьдесят тысяч, чтобы только красавицу с ним отпустили. Ради нее он всю жизнь свою с ног на голову перевернул: в отставку вышел и дом свой заложил.

Цыганка уже жила в его деревне. Она вышла к мужчинам и спела романс про печаль на сердце. Князь в это время рыдал, сидя на полу в обнимку с Грушиной туфелькой.

Глава пятнадцатая

Князь был человеком ветреным, и прекрасная Груша вскоре ему надоела. Цыганка опечалилась и стала жаловаться Ивану на мужа. Женщину очень сильно раздирала ревность к супругу, который перестал обращать на нее внимание.

Обнищавший князь снова искал способ разбогатеть. Он часто стал выезжать в город, а Груша в это время съедала себя ревностью. Она подозревала, что муж нашел ей в городе замену. И ее опасения имели под собой почву. Дело в том, что в городе жила бывшая возлюбленная князя – добрая и ласкова женщина Евгения Семеновна. У них была совместная дочь. Когда-то князь купил любовнице дом, который приносил небольшой доход. Но сам приезжал сюда крайне редко.

Однажды Флягин приехал к Евгении Семеновне, и в это же время явился в гости князь. Женщина спрятала Ивана в гардеробной, и оттуда он прекрасно слышал весь разговор.

Глава шестнадцатая

Князь просил Евгению заложить свой дом и добыть для него хотя бы двадцать тысяч. Он говорил женщине, что хочет разбогатеть, а для этого ему нужно купить суконную фабрику и начать торговать красивыми и яркими тканями.

Но Евгения была умной женщиной. Она сразу поняла, что князь просто хочет дать задаток за фабрику и прослыть богатым человеком. Потом взять в жены дочь предводителя и стать богачом не от продажи сукон, а от приданого невесты. Она сказала о своих предположениях князю, и он признался, что его план именно такой.

Евгения Семеновна согласилась заложить дом, но поинтересовалась, что же князь будет делать с Грушей? Ведь она его жена. Князь ответил, что это не проблема. Поскольку цыганка дружит с Иваном, то он их поженит и купит для них дом.

Вскоре князь занялся покупкой фабрики, а Флягина сделал своим доверенным лицом и послал на ярмарку набирать заказы. Иван ехал обратно в хорошем расположении духа, он мечтал о встрече с любимой Грушей. Но когда вернулся, то цыганку в деревне не нашел. Люди сказали, что князь ее куда-то увез.

Подготовка к свадьбе князя с новой возлюбленной шла полным ходом. Флягин в это время сильно тосковал по Груше и был крайне обеспокоен ее судьбой. Не в силах справиться со своими чувствами, он вышел на берег реки и отчаянно стал звать цыганку. А она, как по волшебству, появилась из ниоткуда и бросилась к Ивану на шею.

Глава семнадцатая

Груша была в ужасном состоянии: грязная, оборванная, изможденная и на последнем месяце беременности. Она сходила с ума от ревности. Цыганка была одержима жаждой мести и все время повторяла Ивану, что хочет убить новую жену князя. Груша, конечно, понимала, что женщина является всего лишь невинной жертвой, но ничего не могла поделать со своими чувствами.

Глава восемнадцатая

Цыганка рассказала Ивану, что князь позвал ее прокатиться в коляске. Затем коварно завез Грушу в какой-то дом, что находился в лесу. Сказал, что теперь Груша будет жить здесь под присмотром трех девок. Цыганка догадалась, что он нашел себе новую жену, а от нее решил избавиться таким способом.

d645920e395fedad7bbbed0eca3fe2e0

Несколько путников встречаются на Ладожском озере. Все они путешествуют к Валааму. Один из героев одет как послушник монастыря, хвалится тем, что умеет прекрасно приручать лошадей. Его зовут Флягин Иван Северьяныч, он рассказывает остальным историю своей собственной жизни. Иван Северьяныч был простого происхождения, жил в поместье одного из графов Орловской губернии. Однажды герой просто так забил до смерти одного монаха. Убитый стал являться ночью Ивану Северьянычу. Монах сказал ему, что герой будет много раз находиться у края гибели, но ни разу не погибнет, и только когда погибель станет реальностью, решит стать монахом.

Действительно, однажды Иван Северьяныч, которого все называют Голован, помогает хозяевам спастись от гибели в пропасти. После этого на некоторое время он попадает даже в милость графа. Как-то раз за провинность Ивана Северьяныча порют, он не выдерживает унижений и решает повеситься. Но от самоубийства героя спасает цыган, обрезавший веревку. Герой уходит вместе с ним от графа, похитив хозяйских лошадей. Потом он даже получает вольный лист и устраивается следить за маленькой дочерью одного помещика. Иван Северьяныч отдает девочку родной матери и ее нынешнему мужу офицеру-улану, с которым она сбежала от барина.

После этих событий герой отправляется в степь, куда пригоняют свои конские табуны татары. Чтобы получить коня татары стегают друг друга плетьми. Однажды, Иван Северьяныч убивает таким образом одного татарина, чтобы приобрести красавца коня. В итоге герой, по сути, оказывается в плену у татар, работает лекарем у них и очень хочет вернуться на родину. Даже обзаводиться несколькими женами и детьми, но не любит их из-за некрещенности и не христианской веры.

Через несколько лет, встав на ноги, Иван Северьяныч отправляется в странствие, ему удается попасть домой. Граф, который к тому времени становится богомольным, прощает героя за уход и похищение лошадей. Как-то Иван Северьяныч дает дельные советы мужикам по выбору самых хороших лошадей. На протяжении нескольких лет герой поддерживает знакомство с распутным князем, потом убивает, предназначенную ему в жену цыганку Грушеньку. Затем Иван Северьяныч в поисках смерти уходит на войну, возвратившись оттуда с орденом, работает справщиком. Некоторое время герой играет в театре и в конце концов уходит в монастырь. Такая жизнь его не тяготит, он остается в сане послушника. В Валаам он отправляется на богомоление. Своим попутчикам он признается, что ожидает скорой смерти.

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

История создания

Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.

В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Краткое содержание. Знакомство с главным героем

Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.

Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

Татарский плен

Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

Должность конэсера

Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

Развязка

Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.