Презентация на тему "математика в ребусах". Исследовательский проект «Лабиринты Из истории головоломок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Чаунская средняя общеобразовательная школа с.Рыткучи»

в номинации «Тайны математики»

Жуков Илья Максимович

Манджиев Владислав Артурович

Качуровская Анастасия Павловна

Король Надежда Сергеевна

Руководитель: учитель начальных классов

Жукова Вероника Васильевна

с. Рыткучи

2015 г

Ведение_______________________________________________________3-4

Ход проекта

    Подготовительный этап______________________________________5

    Основной этап______________________________________________5-6

    Заключение________________________________________________6

Список литературы________________________________________________7

Введение.

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать всевозможные головоломки, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым и детям - это ребусы

Данный проект призван способствовать повышению познавательной активности учащихся, интереса к изучению математики в дальнейшем. Познакомить с одним из интереснейших занятий – разгадыванием и составлением ребусов; изучением правил составления ребусов; научиться владеть этими правилами; определить слова для использования в ребусах; подобрать графические и текстовые описания выбранных слов; составить свои ребусы.

Проект реализуется в урочное и внеурочное время.

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 18

Тракторозаводского района Волгограда»

VII Международная

учебно-практическая конференция

«Первые шаги»

Удивительный мир ребусов

Выполнила: учащиеся 9 «Б» класса

Васильева Елена Сергеевна

Руководитель: учитель математики

Старцева Татьяна Александровна

Волгоград 2017/2018

Введение - стр. 3 - 4

История возникновения ребусов - стр. 4 - 5

Что означает слово ребус? - стр. 5 - 6

Правила составления и разгадывания ребусов - стр. 6 - 12

Самостоятельно составленные ребусы по математике - стр. 12 - 14

Результаты опроса учащихся 8 «Б» и 8 «А» классов - стр. 15 - 17

Заключение - стр. 17-18

Список используемой литературы - стр. 18

1.Введение.

Математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Нам повезло, что математика нам нравится. Однако трудность для нас составляют задачи, для решения которых надо применить логические рассуждения. Мы читали, что любые свои способности человек может развить, в той или иной мере. Как же развить математические способности? В интернете мы нашла массу высказываний такого характера:

-«Чтобы развить математические способности, необходимо решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы и головоломки».

-«Разгадывание ребусов является отличной гимнастикой для развития интеллекта школьника».

-«Разгадывание ребусов прекрасно стимулирует развитие интеллекта, развивает умение делать логические выводы, учит мыслить».

Мы решили, что решение различных головоломок поможет нам развить математические способности.

Тема работы: «Увлекательный мир ребусов».

Актуальность темы: в курсе школьной математики не рассматриваются ребусы, а на уроках математики необходимо решать задачи не только по определённым правилам, но и нестандартные задачи.

Цель: научиться решать математические ребусы.

Задачи:

Найти и изучить различные источники с информацией о ребусах;

Изучить ребусы различных видов;

Исследовать возможные пути решения ребусов.

Создать свои ребусы, используя правила составления.

Создать альбом-папку «Математические ребусы глазами восьмиклассников».

Гипотеза: решение ребусов поможет нам развить логическое мышление.

Проблема : математика всегда считается трудным к восприятию предметом. Отдельным учащимся с трудом удается запомнить правила определения и формулы.
Способности учащихся к запоминанию учебного материала очень разные. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Объект исследования: математические ребусы

Предмет исследования: методы и способы составления и решения математических ребусов.

Методы исследования: изучение различных источников информации, анализ, обобщение и систематизация материала.

2. История возникновения ребусов.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном

отображении.Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям. Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы". В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы. Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

3. Что означает слово ребус?

Ребус (от латинского «rebus» - «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. Проще говоря, это загадка, в которой разгадываемые слова или выражения в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Виды ребусов.

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

4. Правила составления и решения ребусов.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Прочтите и запомните эти правила. Для большей наглядности некоторые из них пояснены примерами.

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «СЕМЬВО», а вместо «вода» - «ДАВО». Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».

Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил её Насте» - можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом - вторая, за ней - третья и т.д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами. Например, «замок» = «мазок».

14. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К». Например, «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»

15. При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например, «сорок А» читаем «сорока».

16. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

17. Очень часто в ребусах отдельные

слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:

Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» - собачка, «#» - диез, «%» - процент, «&» - амперсанд, «()» - скобки, «~» - тильда, «:)» - смайлик, «§» - параграф и другие.

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

5.Самостоятельно составленные ребусы по математике.

Периметр

2.Треугольник

Высота (высоты)

Числитель


5.Знаменатель

Я=Е , П=Н

Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности

6.Результаты опроса учащихся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Среди обучающихся 8 «Б» и 8 «А» классов мы провели опрос «Что вы знаете о ребусах?». Для этого была составлена анкета.

Анкета

7.Знаете ли вы где можно применить эти знания?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В ходе работы для восьмиклассников, которые захотели научиться решать ребусы, мы создали памятки с правила решения ребусов. Нами было опрошено 25 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Таблица 1.

Вопрос

Ответы

обучающихся

1. Знаете ли вы, что такое ребусы?

2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?

3. Умеете ли вы решать ребусы?

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

5. Интересно ли вам было самим составлять ребусы?

6. Вызывает ли у вас интерес тема урока, который начинается с ребуса?

7. Знаете ли вы где можно применить эти знания?

Рисунок №1. Распределение ответов обучающихся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Изучив результаты анкеты, мы убедились в практической значимости проекта, так как обучающиеся захотели научиться решать ребусы. Мы предложили таким ребятам сначала познакомиться с правилами решения ребусов, а затем выбрать понравившееся слово из курса математики и изобразить его в виде ребуса. Все с желанием выполнили эту работу, и мы создали папку-альбом «Математические ребусы глазами восьмиклассников». После выбора темы проекта было решено каждый урок математики начинать с ребуса, который бы заинтересовал нас темой урока, развивал математическое мышление, сообразительность,

вызывал творческую активность. Учитель отмечает, что наш словарный запас пополняется, развивается внимание и образное мышление. Составление ребуса - это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности.

7.Заключение.

Решение ребусов помогает нам развивать логическое мышление. Ребусы - это занимательная задача, игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые предложения при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками. Ребус развивает внимание, память. При самостоятельном составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что решение ребусов помогает нам развить логическое мышление, подтвердилась.

При выполнении данной работы мы:

Узнали историю происхождения ребусов, их виды.

Изучили правила составления и решения ребусов.

Провели исследование в 8 классах;

Создали памятку «Как научиться решать ребусы», и альбом-папку «Математические ребусы глазами восьмиклассников».

В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме, в которых узнали определение понятию «ребус», информацию об истории происхождения ребусов, о видах ребусов, узнали правила решения и составления ребусов. Работая над проектом, мы научились находить нужную информацию в научной литературе, Интернет-ресурсах, работать с программами: Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point, Eхcel. Мы собрали информацию о ребусах и представили ее в виде презентации. По результатам опроса одноклассников мы убедились в необходимости умения решать ребусы. Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание. Тренируя ум, мы становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретаем многие другие важные и полезные качества. Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации,

творчества, интеллектуальные способности. Ученики, умеющие решать ребусы - принимают активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, викторинах, городских, областных, Всероссийских конкурсах «Кит», «Кенгуру», «Кенгуру-выпускникам» и других.

8.Список используемой литературы:

Городкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды», М., 2014. - 353с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

Кордемский Б.А. Математическая смекалка. — М.: ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.

Ливинский В. Журнал «Не скучай», стр. 193 - 197.

Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М.: АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с..

Математические шарады и ребусы/Н.В.Удальцова - М.: Чистые пруды, 2010 - 32с.: ил. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып.35).

Мочалов Л.П. Головоломки. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с..

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 652 с.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. - 314 с.

Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. - М., 2003.

Буркова Евгения

Руководитель проекта:

Паршакова Лилия Борисовна

Учреждение:

МАОУ «Ныробская СОШ им. А. В. Флоренко»

В представленном исследовательском проекте по математике "Занимательные головоломки мира" автор изучает историю появления головоломок, находит определение значения слова в толковых и энциклопедических словарях, описывает виды головоломок.

В процессе работы над исследовательским проектом по математике "Занимательные головоломки мира" ученицей 6 класса была поставлена цель рассмотреть и изучить разные виды головоломок, заинтересовать одноклассников решением головоломок.


В основе исследовательской работы по математике "Занимательные головоломки мира" лежит анализ теоретических сведений о головоломках и уровне их влияния на развитие логического мышления.

В предложенном проекте по математике "Занимательные головоломки мира" в следствие проведенного опроса автором была собрана и проанализирована информация о знакомстве одноклассников с головоломками, а также их способности находить решение сложных задач на логику.

Введение
1. Из истории «Головоломка »
2. Определение и виды головоломок
3. Математические головоломки
4. Математические головоломки в жизни учащихся школы.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Есть такая особая порода людей, которые больше всего на свете любят «ломать голову ». Наткнувшись на очередную загадку, люди приходят в дикий восторг и тут же бросаются разгадывать её так, как будто от этого зависит их жизнь.

Увлечение разгадывать головоломки принесло человечеству огромную пользу. Многие великие открытия совершались именно благодаря людям, которые разгадывали разного рода загадки.

Рассматривая очередной журнал сканвордов, я увидела головоломки, спросила у учителя про головоломки и она показала мне серию: «Занимательных головоломок мира », поэтому я решила написать эту небольшую работу, которая посвящена математическим головоломкам, которые можно разгадывать учащимся в любое свободное время.

Актуальность исследования. Головоломка - гимнастика ума. Решение головоломок развивает память, воображение, находчивость, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление и помогает усваивать предметы математического цикла.

Цель исследования: Рассмотреть и изучить разные виды головоломок, заинтересовать одноклассников решением головоломок.

Задача исследования : Изучить серию головоломок прививающий интерес к математике.

Объект исследования: Головоломки

Предполагаемая гипотеза: Всем известно, разгадать головоломки – истинное удовольствие.

Для реализации поставленных задач, определяем методы исследования

  • изучение литературы; обращение к сети Интернет;
  • опрос учащихся; тестирование (решение математических головоломок).

1. Из истории головоломок


Безусловно, в начале начал была математика. По сути, многие древние задачи представляли собой головоломки, которые использовались в обучении. Решение каких-то из них влекло за собой дальнейшие успехи математики, что, в свою очередь, способствовало разнообразию самих головоломок, так как расширяло их тематическую содержательность.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенных египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках.

Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время появилась первая книга головоломок «задачи для молодого ума »

Уже в древней Месопотамии, почти пять тысяч лет назад, составляли и решали достаточно сложные алгебраические задачи на определение неизвестной величины. Позже в Древнем Египте появились первые задачники.

Задачи, помещенные в них, были просты с точки зрения сегодняшнего дня, но уже тогда многие из них имели житейскую наполненность, а это приближало бесстрастные вычисления к реальности. Их безошибочно можно отнести к головоломкам, так как относительная простота сочеталась с изрядной долей содержательности, превращая поиски решения в увлекательное занятие.

Шотландский египтолог Хинд обнаружил папирус, датируемый XVII веком до нашей эры, посвященный математике. Он представляет собой свиток длиной около пяти с половиной метров и шириной около пятнадцати сантиметров. Писец Ахмес, написавший текст, утверждает, что скопировал его с оригинала двухсотлетней давности.

Задача 79 из папируса имеет следующее содержание: В семи домах содержат по семь кошек. Каждая кошка ловит семь мышей в день, а каждая мышь, останься она живой, съела бы за тот же день семь колосьев пшеницы. Если каждый колос может дать семь гекатов зерна, сколько всего здесь перечислено?

Математика формировалась неравномерно, в разное время вклад в ее развитие сделали Вавилон, Древняя Греция, Китай, Индия. Кстати, математика в Вавилоне имела дело не только с арифметикой, но и с алгеброй, серьезно обгоняя в этом отношении Египет. Интересно, что в Вавилоне использовалась шестеричная система счисления.

ГОЛОВОЛОМКА, загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера.

Введение 3

Основная часть

  1. Результаты анкетирования одноклассников. 4 - 5
  2. Ребусы. 6 - 7
  3. Правила решения ребусов. 8 - 9
  4. Мои ребусы 10

Заключение 11

Приложение 12

Список использованных источников и литературы 13

Введение

Вкусы и склонности у людей разные: одни увлекаются спортом, другие - музыкой, третьи не пропускают ни одной новинки киноэкрана... Вместе с тем трудно найти человека, который оставался бы равнодушным к веселой шутке, остроумной загадке, ловко составленной задаче, - это интересно всем.

Ребусы. Что же такое ребус? А Вам приходилось когда-нибудь решать эти удивительные загадки?

Ребусы - это веселые загадки, занимательные задачи и хитрые головоломки, о том, какие они бывают, как их разгадывать и как составлять самому, я расскажу на страницах своего проекта.

Цель исследования:

Задачи:

  1. Привлечь интерес учащихся моего класса к решению ребусов.

Гипотеза:

Методы исследования:

Эксперимент;

Наблюдение;

Анкетирование;

Сбор и анализ полученной информации.

1.

Для сбора более полной информации о том, знают ли мои одноклассники, что такое ребусы, какие они бывают и решали ли они когда-либо их, я попросил их заполнить анкету, на тему «Что такое ребусы» (Приложение 1). Ребята с удовольствием откликнулись на мою просьбу. 23 одноклассника приняли участие в опросе. Полученные данные были внесены в таблицу.

Таблица 1

Вопрос анкеты

Варианты ответа

Что такое ребус

Веселые загадки, занимательные задачи и хитрые головоломки

Кроссворды

Умеете ли Вы решать ребусы

Никогда не пробовал (а)

Решаете ли Вы ребусы дома

Как Вы думаете, помогают ли ребусы развитию логического мышления

Подводя итоги анкетирования, были получены следующие результаты:

  • __% ущащихся знают какие виды ребусов бывают;
  • __91 % одноклассников умеют решать ребусы;
  • ___% учащихся решают ребусы дома.
  • хочется отметить, что ___% опрошенных дали развернутый ответ на последний вопрос и все они считают, что ребусы помогают развитию логического мышления.

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники знают что такое ребусы, какие виды ребусов бывают, но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки. Поэтому, я считаю, что данный проект очень актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, но и научиться их быстро решать.

Ребусы.

Согласно толковому словарю ребус - «слово или фраза, зашифрованная с помощью картинок, цифр, букв или знаков».

Ребус читается слева направо. Решать ребус, лучше всего, вооружившись бумагой и ручкой, чтобы не забыть ранее отгаданное.

Слово это - латинское: в буквальном переводе оно означает "вещами" (предметами). На первый взгляд это может показаться удивительным, но ведь ребусом называют такую задачу, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение) изображается с помощью рисунков различных предметов, вещей... Выходит - правильное название. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют, - своего рода "ребусную азбуку". Правила эти несложны, да и немного их -всего пять. Но об этом чуть позже.

Что же еще я узнал о ребусах в ходе работы над проектом.

Ребус играл очень важную роль в образовании письменности всех веков и народов, ведь даже пещерные люди писали на древних скалах рисунками, которые понимали только они, позже эти рисунки переходили в первые буквы названий этих рисунков. Сами ребусы, которые мы привыкли видеть. зародились во Франции в середине пятнадцатого века. После, ребусы проползли в Англию, Италию, Германию. Ребусы стали всеобщим увлечением, которое можно было увидеть почти везде. Помимо того, что эти загадки в картинках печатались в газетах, они также были на вывесках, заборах, домах, калитках и других местах, где их можно было только уместить. В России ребусы появились лишь в 1845 году. В современном ребусном письме есть множество знаков и правок, которые называются ребусным кодом, а сами значки можно называть кодовыми знаками.

Правила решения ребусов.

Для разгадывания ребусов нужно знать некоторые правила: 1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже.

Например: Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе на рис. 1 читается как «кол»: ЗАКОЛ КА, а в ребусе на рис.2 как «один»: ОДИН ОЧКА.

2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

Например:

На рис. 3 запятая стоит справа, отбросив последнюю букву, получаем слово ЧИСЛО.

При разгадывании ребусов, состоящих из многих рисунков, может возникнуть вопрос, к какому именно рисунку относится запятая. Поэтому условимся считать, что запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен "хвостик" запятой. Сейчас вы убедитесь, что это очень важное условие. Предположим, вы разгадываете ребус, состоящий из многих рисунков, сразу встает вопрос к какому рисунку отнести запятую, а вспомнив правило имеем на рис. 4 слово АИСТ.

3. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.

Например: Так используя это правила получаем на рис. 5 слово СИЛА.

4. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать. Выходит, у зачеркнутой буквы в ребусе те же роль, что и у запятой. Верно? Но есть и разница, а которой часто забывают начинающие любители занимательных задач, составляя свои первые ребусы: с помощью запятой отнимаются крайние буквы слова, с помощью же зачеркнутой буквы - те, которые стоят где-то в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой выписана другая, то ее следует поставить на место исключаемой. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.

Например: Таким образом, используя это правило, получаем на рис. 6 слово АИСТ.

Часто заменяемые буквы не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее.

Нужно заметить, что пользоваться знаком равенства часто бывает удобнее, потому что, зачеркивая букву, мы затрудняем ее чтение - не всегда легко определить, какая именно буква перечеркнута.

Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

Например: На рис. 7 заменяя Б на Р получим геометрическую фигуру РОМБ.

5. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.

Например: Ребус на рис. 8 будет обозначать слово МОДА.

В ребусах часто обыгрываются предлоги рассмотрим правила рения таких ребусов:

6. Если рисунки (или гораздо чаще - буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно добавить соответствующий предлог - в, на, за,...

Двенадцать предлогов (в, на, за, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв. Мы условимся называть такие рисунки рисунками со скрытыми предлогами. В роли скрытых предлогов в ребусах можно встретить и такие, как "около", "между", но это значительно реже (а жаль - вот именно такие редко встречающиеся скрытые предлоги позволяют составлять красивые и интересные ребусы).

Например: На рис. 9 цифра 7 спрятана в букве О, используя предлог В получаем число ВОСЕМЬ.

10. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:

Например: На рис. 10 зашифровано слово СЕМЬЯ. Посчитав количество букв Я мы сразу это поймем.

11. Если буквы держаться за руки, то между ними надо вставить союз И.

Например: На рис. 11 зашифровано ДИАМЕТР, а читаем это так Д и А, а 100 см - это метр и получаем ДИАМЕТР.

Вот, пожалуй, самые основные правила решения ребусов. Зная их, думаю Вы без особых усилий разгадаете мои ребусы.

Мои ребусы.

Ребус 1.

Ответ: ПОДВАЛ.

Ответ: СТРИЖ.

Ребус 3.

Ответ: СОРОКА.

Ребус 4.

Ответ: СТОРОЖ.

Ребус 5.

Ответ: ЦИРКУЛЬ.

Ответ: ЗАДАЧА.

Ответ: ДВА.

Ответ: ПЯТЬ.

Ребус 9.

Ответ: МИНУС.

Ребус 10.

Ответ: ТАЧКА.

Подводя итоги своей работы, хочется отметить, гипотеза, поставленная в начале исследования, полностью подтвердилась. Ребус, действительно развивает логическое мышление, это подтверждают, приведенные примеры. Заниматься разгадыванием ребусов очень интересно. Я узнал много нового о правилах разгадывания ребусов, о том, когда они появились и о том, ято среди моих одноклассников есть те, кто увлекается этим занятием. Мне хотелось бы, изучить и другие виды загадок: анаграммы, метаграммы, каламбуры и др. Я обязательно это сделаю и поделюсь результатами своей работы со своими одноклассниками, может кто-то из них тоже решит ко мне присоединиться. Разгадывайте ребусы, развивайте свое логическое мышление - это очень интересно!

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: " Ребусы"»


Проект «Математические ребусы»

Подготовил

ученик 2 класса «А»

ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска

Антипов Егор

Руководитель: Михайлова С.А.



Цель исследования:

  • выяснить, умеют ли учащиеся моего класса решать математические ребусы.

Задачи:

  • Собрать и изучить материал про ребусы.
  • Изучить материалы о том, как решаются ребусы.
  • Выявить, в ходе проекта, какой процент учащихся знает и может решать ребус.
  • Привлечь интерес учащихся моего класса к решению ребусов

Гипотеза

  • подтвердить, действительно ли, ребусы помогают развитию логического мышления.

Результат анкетирования одноклассников

  • Для сбора более полной информации о том, знают ли мои одноклассники, что такое ребусы, какие они бывают и решали ли они когда-либо их, я попросил их заполнить анкету, на тему «Что такое ребусы» (Приложение 1).
  • Ребята с удовольствием откликнулись на мою просьбу.

24 одноклассника приняли участие в опросе.

Полученные данные были внесены в таблицу.


Результаты анкетирования

Вопрос анкеты

Варианты ответа

Что такое ребус

Умеете ли Вы решать?

Веселые загадки, занимательные задачи

Кроссворды

Игра – разгадывание слов

Итого чел.

Решаете ли Вы ребусы?

Как Вы думаете, помогают ли ребусы развитию логического мышления?


Итоги анкетирования

  • все учащиеся моего класса знают, что такое ребус;
  • 68 % одноклассников умеют решать ребусы;
  • 36 % учащихся решают ребусы дома.
  • хочется отметить, что 100% опрошенных дали ответ, что ребусы помогают развитию логического мышления.

Вывод

  • Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники знают, что такое ребусы, но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки. Поэтому, я считаю, что данный проект актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, о видах ребусов, но и научиться их быстро решать.
  • Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники знают, что такое ребусы, но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки.
  • Поэтому, я считаю, что данный проект актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, о видах ребусов, но и научиться их быстро решать.


Правила решения ребусов.

  • Правило № 1 Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже.

Рис. 1

ЗАКОЛКА


Рис. 2

ОДИНОЧКА


  • Правило № 2
  • Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

Рис. 3

ЧИСЛО


  • Правило № 3
  • Запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен "хвостик" запятой.

Рис. 4

АИСТ


  • Правило № 4
  • Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.

Рис. 5

СИЛА


  • Правило № 5
  • Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.

Рис. 6

АИСТ


  • Правило № 6
  • Часто заменяемые буквы не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее.

Рис. 7

РОМБ


  • Правило № 7
  • Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.

Рис. 8

МОДА


  • Правило № 8
  • В ребусах часто обыгрываются предлоги:
  • Если рисунки (или гораздо чаще - буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно добавить соответствующий предлог - в, на, за,...
  • Двенадцать предлогов (в, на, за, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв.

Рис. 9

ВОСЕМЬ


  • Правило № 9
  • Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:

Рис. 10

СЕМЬЯ


  • Правило № 10
  • Если буквы держаться за руки, то между ними надо вставить союз И.

Рис. 11

ДИАМЕТР


А теперь мои ребусы

  • Ребус 1.


Ребус 3 .


  • Ребус 4 .

  • Ребус 5 .

Ребус 6


Ребус 7


  • Ребус 8

  • Ребус 9 .

Заключение

  • Подводя итоги своей работы, хочется отметить, гипотеза, поставленная в начале исследования, полностью подтвердилась.

Разгадывайте ребусы, развивайте свое логическое мышление – это очень интересно!