Проведение открытого логопедического занятия в детском саду. Конспект логопедического занятия в старшей группе Конспект логопедического занятия в старшей группе

Цели занятия.

Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и], [о]; правила о гласных звуках.

Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.

Логопед: - Ребята, давайте посмотрим в окно. На улице холодно и пасмурно,мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга, увидели на наших руках браслеты и удивились. Нам понравилось, как мы необычно выглядим – мы улыбнулись.

Логопед:- Перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок.

Упражнения:

Улыбка-дудочка

Самомассаж лица с опорой на символы.

Логопед:- Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица по моим подсказкам.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиком провело

И погладило.

Поглаживающие движения.

Карточка 2. Рисунок: дождик.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Постукивающие движения.

Карточка 3. Рисунок: зигзаг.

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Будут розовыми щёчки:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Зигзагообразные движения.

Карточка 4. Рисунок: яблоко.

Вышли пальчики гулять,

Стали яблоки срывать.

Что за чудная картинка:

Стала полною корзинка.

Пощипывающие движения.

Карточка 1. Рисунок: солнышко.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиком провело

И погладило.

Поглаживающие движения.

Начало путешествия.

Логопед:- Дорога в Страну гласных звуков лежит через осенний лес.

А теперь- в путь!

Дети под музыку идут по группе «змейкой».

Логопед: - Ребята, кто это сидит на пеньке?

Дети: - Колобок!

Логопед:- Здравствуй, Колобок! Мы идём в Страну гласных звуков. Хочешь пойти с нами? Ребята, давайте возьмём Колобка с собой!

Логопед:- Вот мы и пришли! А что это на дереве?

Дети: -Это красные кружки- символы гласных звуков.

Логопед прикрепляет символы на доску.

Логопед: - Колобок увидел что-то под ёлкой. Посмотрите, это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

Звукобуквенный анализ.

Здесь картинка: мальчик заблудился в лесу, он зовёт друзей. Что он кричит?

Дети:- АУ.

Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [а] Какой ІІ звук? [у].

Какие это звуки? (Гласные)

Какими фишками мы их обозначим? (Красными кружками).

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои коврики так, чтобы красная полоска находилась слева.

Логопед выкладывает фишки и буквы на доске, дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Как кричит ослик?

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети на индивидуальных ковриках самостоятельно.

Самоконтроль.

Логопед:- Каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Если всё верно – положите на свой коврик капельку осеннего дождя.

Вот сколько капель! После такого дождя можно и за грибами пойти!

Физминутка «Мы в лесок пойдём».

Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём. Дети маршируют.

В шапочке нарядной, светло-шоколадной. Изображают шапочку.

Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.

От ребят свой бок! Руки на поясе.

Логопед:- Колобок говорит, что под этим грибком кто-то спрятался. Да это же его знакомая, Гусеничка-Умничка и её подружки.

(Сели на места).

Игра с Гусеничкой.

Гусеничка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [а]. В Сказочном сундучке есть ещё картинки: арбуз, мак, улитка, акула. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук в начале слова- положите фишку гусеничке на голову, если в середине- на брюшко, в конце- на хвостик.

Гусеничкины письма.

Логопед:- Гусеничке понравилась игра, но ей и её подружкам пора возвращаться домой. На прощание она принесла каждому из вас письмо на осенних листочках. Прочитайте своё письмо и прошагайте пальчиками каждую букву.

Работа с предложением.

Логопед:- Нам тоже пора. Но как же мы вернёмся в детский сад?

Колобок:- Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Сегодня я хотел написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка. –Листочек упал с дерева.

Ёлка висит на шишке. –Шишка висит на ёлке.

Берёза дует на ветер. – Ветер дует на берёзу.

Колобок: - Спасибо, ребята! Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Слоговые дорожки.

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Колобок:- Вот мы и вернулись! Спасибо за интересное путешествие, я возвращаюсь в свою сказку.

Елена Федорова

Тема открытого логопедического занятия :

«Путешествие на весеннюю полянку » ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционно-образовательные : Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”. Закрепление и практическое употребление предлогов В , НА. Усвоение категорий творительного падежа.

Коррекционно-развивающие : Развитие логического мышления. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Развивать лексико-грамматический строй речи : упражнять в словообразовании. Развивать высшие психические функции : внимание, мышление, память. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики. Обогащать словарь и активизировать речь детей

Коррекционно-воспитательные : формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, учить детей смело высказывать свои мысли, поддержание радостного, бодрого настроения в течение занятия .

Ход занятия

Организационный момент

Логопед . Здравствуйте, дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на весеннюю полянку .

Дети. Здравствуйте!

Логопед . А сейчас, становитесь в круг играть!

Минута релаксации

Логопед . Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)

Музыка продолжает звучать

Логопед . Ребята, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает!

Дети. (хором) . Это весна!

Логопед . Правильно, это весна!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка , вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

Логопед . Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы . (дети называют приметы весны, например : «Весной солнце светит ярко» , «Весной появляются первые цветы» , «Весной с юга прилетают птицы» , Весной люди надевают лёгкую одежду» и т. д.)

Лексико-грамматическое упражнение :

1. Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо» (Метод контрольных вопросов)

Ребята, вы рады, что весна наступила?

А что нравится весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.)

Что не нравится весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д.)

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко :

Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели : кап (логопед ) … КАП (дети!

Птицы весело поют : чирик…ЧИРИК!

Тает снег : ах…АХ!

Бегут ручьи : блл…БЛЛ

Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой : ффф…ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой : ааа…ААА!

Логопед . А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку .

(Ковёр) На этой полянке разместилось много перелетных птиц, Каких птиц вы знаете? они наконец-то закончили свой длинный и тяжёлый перелёт.

Игра «Какой птички не стало?» (усвоение категорий род. падежа ед. ч.) (На полянке разложены картинки перелётных птиц, убирается по очереди 1 картинка и спрашивается : Какой птицы не стало?

На дереве не стало ласточки.

На полянке не стало цапли .

На полянке не стало лебедя .

На дереве не стало скворца.

На дереве не стало кукушки.

На дереве не стало аиста.

На дереве не стало соловья.

На дереве не стало грача.

На полянке не стало журавля .

Логопед . Какое маленькое слово мы произносим, чтобы определить где была птица?

Дети. Маленькое слово НА. (на доске выставлены схемы некоторых предлогов )

Логопед . Покажите, каким символом мы обозначаем маленькое слово НА. (дети показывают) Этой карточкой-символом обозначаем слово НА. НА мы говорим, когда предмет находится где? (СВЕРХУ)

Логопед . Ребята! Давайте мы позовём птичек обратно, назовем их ласково и они обязательно прилетят к нам на полянку .

Соловей – соловушка;

Жаворонок – жаворонушек;

Скворец – скворушка;

Ласточка – ласточка;

Журавль – журавушка;

Лебедь – лебедушка;

Утка – уточка;

Кукушка – кукушечка;

Логопед . Молодцы, ребята! Всем, не только птичкам приятно когда их называют ласково. Вот и солнышко от таких слов стало пригревать сильнее, а солнечный зайчик предлагает нам с ним поиграть.

Самомассаж и артикуляционная гимнастика.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз : пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Спасибо солнечному зайчику. Как хорошо и тепло стало, чувствуется что пришла весна. Ребята, мы побеседовали о птичках, а что происходит весной с животными?

Дети. Весной медведи и ёжики просыпаются после зимней спячки, зайчик и белочка меняют шубку. (Зайчик на серую, а белочка на ярко-рыжую)

Игра «Кто, где зимовал?»

Логопед . Давайте с вами поиграем в игру «Кто, где зимовал?»

(выставляются картинки с изображением «домиков» животных. Дети отвечая полным предложением, говорят где зимовали животные)

Дети. Медведь спал В берлоге

Лиса жила В норке.

Белка жила В дупле.

Волк зимовал В логове .

Ёжи спал В норе

Логопед . Какое маленькое слово мы произносим чтобы определить где зимовали звери?

Дети. Маленькое слово В

Логопед . Молодцы, ребята, покажите каким символом мы обозначаем маленькое слово В. (дети показывают) Правильно, этой карточкой-символом обозначаем слово В. В мы говорим, когда предмет находится ВНУТРИ.

Физкультминутка «Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением. П. Чайковский «Времена года. Апрель» ).

Ребята, давайте мы выйдем на весеннюю полянку и на весну полюбуемся.


Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег на месте)

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь (Посмотреть друг на друга и улыбнуться)

Как стало хорошо, приятно, всюду пробуждение, такой свежий воздух.

Ой посмотрите, а что это наши звери взгрустнули? Я кажется знаю. Холодной зимой было много снега и им нечего было кушать (или у них было очень мало еды) и они голодные и истощавшие. Давайте мы покормим зверей.

Игра «Кто, что ест?»

Логопед . Медведя мы накормим Дети…. рыбой и малиной

Логопед . Волка мы накормим Дети.. рыбой и косточками

Логопед . Лису мы накормим Дети. … печеньем

Логопед . Зайца мы накормим Дети….капустой и морковкой

Логопед . Ежа мы накормим Дети. …яблоками и грибами

Логопед . Белку мы накормим Дети.. орешками и грибочками.

Молодцы, позаботились обо всех.

Составление предложений по картинкам с предлогами В, НА

Давайте посмотрим на эти картинки и составим по ним предложения, и назовём какое маленькое слово мы произнесли.

Дети. Соловей сидит В гнезде.

Кукушка села «НА» ветку.

Лебедь плавает «В» озере.

Ласточка летает «В» небе.

Журавль стоит «НА» одной ноге.

Белочка живёт «В» дупле.

Лисичка спит «В» норке.

Птичка сидит «В» гнезде.

«НА» поляне расцвели подснежники.

«НА» дереве распустились почки.

Логопед

Логопед . Какие маленькие слова мы использовали, чтобы составить предложения?

Дети. «В» , «НА»

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Вот и солнышко нежно улыбается и животным, и птицам, и растениям и нам от его тепла становится радостно, исчезает плохое настроение и хочется творить добро.

Солнце нежно улыбнулось,

Мать-земля уже проснулась,

Всюду жизнь и чудеса!

Внешний вид богат, роскошен

На лужайки бархат брошен,

В зелень рядятся леса….

С юга птицы прилетели,

Трелью весело запели .

Звери встали ото сна

Это к нам пришла весна.

Итог занятия .

Вот и закончилось наше путешествие . И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие картинки с изображением весны. Вы их дома или в группе самостоятельно раскрасите.

Аваева Оксана Анатольевна , учитель-логопед
Кемеровская область Гурьевский район село Горскино

Цели занятия: 1) Коррекционно-образовательные: - формировать умение различать гласные звуки-буквы {А}; {О},{У},{И} - формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; 2) Коррекционно-развивающие: - развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам; - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; - развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание. 3) Коррекционно – воспитательные: - воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков».

Цели занятия:

1) Коррекционно-образовательные:

Формировать умение различать гласные звуки-буквы {А}; {О},{У},{И}

Формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

2) Коррекционно-развивающие:

Развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание.

3) Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

ленточка красного цвета на каждого ребёнка;

предметные и сюжетные картинки; «Сказочный сундучок»

демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки;

осенние листочки из цветного картона;

буквы из картона, красные нитки;

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков. А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак. Вот какого цвета гласные звуки?(ответы детей) Вот я предлагаю одеть на руку вот эти красивые красные ленточки.И мы подготовились к путешествию. Почему мы выбрали именно красные?

Дети: Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как они образовываются?

Ответы детей

Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград

(правило о гласных звуках).

Воздух свободно идет через рот.

Звук получается …..Гласный.

Логопед: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. . Все готовы? Давайте, возьмемся за руки и в путь…

Под музыку переходят на полянку с листьями.

« Начало путешествия »

Логопед:- Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться, нам нужно просто закрыть глаза.

Упражнение на общее расслабление

Вот реснички опускаются,

Наши глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Дети под музыку выполняют упражнение

Логопед: Вот мы и оказались в сказочном лесу. Послушайте и скажите какие вы слышите звуки?

Звучит музыка « Шум леса»,дети слушают

Дети (пение птиц журчание воды, шум ветра,голоса животных и т.д) .

Логопед: Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу!.

А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?

Дети:- осень, листопад из листьев.

Логопед: Смотрите какие не обычные листочки. Давайте их соберем!

Дети собирают, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки

Логопед: Определите, с какого звука начинается слово. (Слово «аист» начинается со звука А и т.д.) Молодцы!.

Логопед: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети: -Это гласные буквы.

Логопед прикрепляет карточки на доску.

Логопед: Ребята, а скажите,чем отличается буква от звука?

Звук - мы слышим и говорим. Букву – мы пишем,видим.

« Физминутка»

Логопед: - Ребята, давайте споем песенку для звуков.

А-А-А - Здравствуйте звуки! (Вытягиваем руки вперед).

У-У-У – Вот ваши руки! (покрутить кистями рук).

О-О-О - Без вас нам нелегко! (Качаем головой).

И-И-И - На нас ты посмотри! (Кружимся).

Ы-Ы_Ы – Вот какие мы! (Большие пальцы вверх).

Логопед: - Смотрите,что-то под деревом.

Это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

« Звукобуквенный анализ »

СЛАЙД Логопед: Ребята, посмотрите, в наше сказочном лесу заблудился мальчик.Как он зовёт. Что он кричит?

Дети:- АУ.

Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].

Какие это звуки? (Гласные)

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои буквы на край стола.

Логопед выкладывает буквы на доске.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [У] Какой ІІ звук? [А].

Какие это звуки? (Гласные)

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети выкладывают за столами..

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Кто это?Как кричит ослик?

Дети: Ослик.ИА.

Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [И] Какой ІІ звук? [А].

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети индивидуально самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика « Буквы»

В гости к дому подошлиБуквы гласные нашли.Чтобы правильно сказать,Надо рот всем раскрывать.

Буква А – рот широко,Овальный рот на букву - О.Буква У – губы трубочкой вперёд.

Буква И – улыбочка.

Логопед: молодцы

И снова в путь нам всем пора,через сказочный лес проходя.

В сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его.

Игра « Эхо»

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес…)

В нем сосны до не бес (бес, бес,бес…..)

А на ветках шепчут шишки (шишки, шишки, шишки…).

В гостях у нас сейчас детишки(тишки, тишки, тишки….)

Логопед: Ребята, посмотрите дорожка нас ведет к волшебному домику.

Звучит музыка «Тропинка»

Игра «Дом»

На поляне дом стоит (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой

рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт (развернуть ладони к себе).

Мы ворота открываем (развернуть ладони от себя).

В тот домик, всех мы приглашаем (ладонями как бы завеем к себе и делаем крышу дома, ладони друг с другом).

Логопед: А кто знает, чей это домик? И кто в нем живет?

Дети: Гласные звуки.

Логопед: А почему в доме три окошка? И красный свет,загорается только в одном окошке по очереди.

Это значит,что звук находиться в начале, в середине или в конце слова..

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди определяют звук в словах.

Логопед: - А сейчас мы поиграем,

Как вы слушаете, узнаем.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика под музыку («Чунга - чунга»).

Чередование «заборчик» - «хоботок» - «улыбка» - «хоботок»

«часики» - «лопата копает».

Игра «Угадайка »

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – О - И – А – И –У- О –И – А – И –И

Слоговые дорожки.

В Сказочном сундучке есть еще картинки: арбуз, мак, иголка, улитка, ананас, утка, индюк,утюг.

У каждого ребёнка - предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Работа с предложением.

Логопед: - Нам тоже пора. Но как же мы вернемся в детский сад?

Сегодня я хотела написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка - Листочек упал с дерева

Елка висит на шишке – Шишка висит на елке

Берёза дует на ветер – Ветер дует на берёзу

Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Цель: В процессе творческих подходов в режимных моментах приобщать детей к народным обычаям, народным промыслам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширить знания о народных обычаях; народных промыслах;
  • приобщать к истокам и традициям русского народа;
  • совершенствовать умение работать в коллективе;
  • формировать четкие, энергичные движения губ, языка, необходимые для выработки дикции.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру языка, обогащать слова и активизировать речь детей;
  • развивать тонкую моторику рук посредством изобразительной деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки общения;
  • познакомить с разными жанрами театра, поддерживать интерес к театрализации, поощрять желание к творчеству;
  • прививать любовь и уважение к русским традициям.

Методы и приемы:

Практический, наглядный, словесный, игровой.

Оборудование.

Дети в народных костюмах, музыка, индивидуальные зеркала, фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок; набор логопедический «Пчелки в дупле», деревянные ложки, кисти, гуашь, баночки с водой (по количеству детей), экспонаты народных промыслов, угощение для детей, кукла – перчатка Петрушка.

Предварительная работа.

Беседа, что такое «Ярмарка». Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Рассматривали фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок, экспонаты народных промыслов. Разучивали массаж, стихотворения.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Дети входят в русских народных костюмах в группу и рассаживаются полукругом на стулья.

Логопед. Здравствуйте, ребята и вы гости дорогие. Низкий вам поклон. Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в волшебную страну под названием Ярмарка. А что же такое ярмарка?

Дети. Ярмарка это веселье, хорошее настроение, игры.

Логопед. Ярмарку всегда очень ждали, это было важное событие в жизни людей. Туда везли самые лучшие товары, там можно было купить много полезных и красивых вещей. А еще ярмарка славилась весельем, хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные, театральные спектакли, выступали скоморохи и ростовые куклы. Вот так интересно проходили ярмарки.

Во время рассказа логопед демонстрирует детям фотографии и репродукции, которые заранее размещены на магнитной переносной доске.

Логопед. Ребята, а вы бывали на настоящей ярмарке? Давайте сейчас туда отправимся. Но чтобы туда попасть, нужно выполнить задание.

Основная часть.

Дыхательная разминка.

Логопед: Ребята, приготовьте ладони для выполнения массажа. Сядьте прямо, глубоко вдохните носом воздух и плавно выдохните через рот, затем резко выдохните, как бы освободившись от всего воздуха, быстро вдохните и сильно выдохните (фиксированный выдох). Плечи не поднимайте, сидеть нужно свободно. После дыхательной разминки ладони слегка разотрите, надавливая на подушечки пальцев, подготавливая их к самомассажу, а заодно и массажу кистей рук.

Самомассаж (поглаживание, похлопывание, поглаживание)

Мы умоем глазки,
Чисто вытрем нос,
Нарумяним щеки,
Подрисуем бровь –
Правую и левую,
А теперь вот так (обе),
Проведем вдоль уха
И погладим шею,
Водой чуть-чуть побрызгаем.
Шлепают подушечками пальцев.
И вытремся скорее.

Ну что ж, можно и на ярмарку.

Только нужно нарядиться,
Так на ярмарку идти –
Ну просто не годиться.

Дети смотрятся в зеркало, улыбаются, поправляют девочки платочки, а мальчики кушаки.

Ознакомление с народными промыслами.

Дети проходят за логопедом в зону устройства «Ярмарки». Одна часть детей становится «покупателями», другая – «продавцами». «Продавцы» встают за столики, на которых разложены разные предметы народных промыслов. Логопед и «покупатели» переходят от одного столика к другому и разглядывают предлагаемый товар. Логопед хвалит промыслы, фиксируя внимание детей на разнообразие представленного материала и его самобытности. Освободившиеся «продавцы» постепенно присоединяются к логопеду и «покупателям».

К нам на Ярмарку спешите,
Очень рады видеть вас,
Не стесняйтесь, подходите,
Все товары здесь – для вас!

1–й ребенок:

А на Ярмарке у нас
Все товары – высший класс!

2–й ребенок:

Приглашаем, подходите,
На товары поглядите.

3–й ребенок:

Подходите, поглядите
И чего–нибудь купите!

4–й ребенок:

Промыслы народные
Все очень благородные:
Дымка, гжель и хохлома,
Углич, Жостов, Кострома –
Все на Ярмарку у нас,
Приглашаем в гости вас.

5–й ребенок (продавец):

Пряники печатные
Очень ароматные.
В тесто добавляя мед,
Пекарь пряники печет.
Подходи, не зевай,
Себе пряник покупай!

6–й ребенок (продавец):

А вот поделки из глины!
Промысел очень старинный.
Есть горшки, кувшины, кружки
И забавные игрушки.

7–й ребенок (продавец):

Посмотрите, что за диво, -
Как все сине и красиво!
Как удобно в применении –
И для чая, и варенья,
Для конфет и для печенья.
Мимо вы не проходите,
Гжель скорей себе купите!

8-й ребенок (продавец):

А вот хохлома, сюда поспешите!
На дереве роспись себе вы купите.
Солонки и блюда, красивые утки.
И даже, глядите,
Есть плюшки – малютки.

9–й ребенок (продавец):

А кому подносы?
Привезли из Жостова.
Мастерицы постарались,
Красоту нарисовали:
Что не букет, то летний сад,
Покупке нашей будешь рад!

10–й ребенок (продавец):

Гусь – Хрустальный
Весь сверкает.
Подходи, честной народ,
Кто сейчас не прозевает,
Без покупки не уйдет!

11–й ребенок (продавец):

Есть старинный русский град –
Это Павловский Посад.
Знаменит Посад шарфами
И красивыми платками.
Что ни платок, то чудо сад,
Такому каждый будет рад.

Так вот откуда мой платок,
Теперь я буду знать.
И каждому о промыслах
Смогу я рассказать.

Ай да Ярмарка!
Вот чудо,
Побывав — не позабудешь!
Но на Ярмарке у нас
И забавы есть для вас.

Дети подходят к столам, садятся на стульчики и делают артикуляционную гимнастику (упражнения «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр»)

После артикуляционной разминки логопед предлагает детям вновь прийти на Ярмарку и посмотреть, что там еще интересного. Все дети подходят к дереву, на котором дупло.

Логопед: Ой, ребята, поглядите, что за чудо – дерево с дуплом появилось? Тук — тук, кто в дупле живет? (Подходит ближе к дереву и делает вид, что слушает.) Да это же Пчелки – жужжалочки – звукоповторялочки! И как я раньше не догадалась! Пчелки, вылетайте, а вы, ребята, пальчики подставляйте. С ними поиграем – что загадают, отгадаем.

Дети надевают пчелок на указательные пальцы. Дети встают полукругом.

Ну что, готовы? Начинаем. Звуки произносите четко, хорошо работайте губами, языком и голосом. Слушайте загадку, потом скажите все отгадку.

Громко звук мне назовите,
Как дятел по дереву вы постучите (д – д – д).

А теперь – комар летит,
Очень звонко он звенит (з – з – з).

Как корова, помычим,
Молока дать всем хотим (м – м – м).

Шею тянет грозный гусь,
Он шипит, его боюсь (ш – ш – ш).

Над цветком летает жук,
Громкий издает он звук (ж – ж – ж).

Сидит за печкою сверчок.
Что ни звук, то щелчок (чк – чк – чк).

Молодцы, все угадали,
Звуки правильно назвали.

Театрализованное представление.

Проходите вот сюда.
Это кто же здесь у нас?
Вдруг там страшный
Карабас?
Тук – тук — тук, нам покажись,
На Ярмарке с нами повеселись.

Не хочу я веселиться,
Мне сегодня лишь грустится…

Логопед (обращаясь к ребятам):

Давайте вместе скажем:
«Мы тебе поможем,
Развеселить тебя мы сможем,

Показывается Петрушка (в руках он держит куклу – перчатку Петрушку).

На стульчики присядем,
Послушаем Петрушку,
И, может быть, мы сможем
Развеселить Петрушку.

Дети рассаживаются на стульчики.

Что, Петрушка, загрустил?
Или наш товар не мил?
Что на Ярмарке не так?
Может, потерял пятак?
Может, кто тебя обидел?
Или праздника не видел?
Почему же ты грустишь?
Все вздыхаешь и молчишь.

Петрушка:

Вас хотел я удивить,
На спектакль всех пригласить.
Но всех кукол потерял,
Ах, пропал, пропал, пропал…

Кукол потерял? Каких?

Петрушка:

Театральных, не простых.

Наши ребята тоже кукол знают,
С ними часто они играют.

Ты, Петрушка, спроси у них, они тебе расскажут, какие куклы есть у нас.

Петрушка. И какие же куклы у вас есть?

1–й ребенок: Вот такие – пальчиковые. Очень интересные, красивые. Их на палец надевают надевают и сказки разные изображают.

Петрушка:

Хороши, но все не так.
Не удивлю я вас никак.

2–й ребенок: А еще у нас есть куклы – перчатки. С ними тоже удобно показывать спектакли.

Петрушка: Нет, не то! Я и сам такой. Что тут удивительного?

3–й ребенок:

Да, Петрушка, незадача…
Но встреча с нами – вот удача.

4–й ребенок:

Мы тебе сейчас поможем.
Кукол смастерить мы сможем.

Петрушка: Смастерить, но из чего?

Два мальчика:

Мы, Петрушка, ложкари,
Сколько ложек, посмотри!

Петрушка:

Да какой от ложек прок,
Я же вам не скоморох!

Дети смеются над Петрушкой.

Вам смешно,
А мне хоть плачь…

Дети (обступают Петрушку): Не грусти.

5–ребенок:

Верно, хватит горевать,
Ложковый театр
Мы будем создавать!

6–й ребенок:

Ну, ребята, всем за дело!
Распишем ложки с вами смело.

7–й ребенок:

Кисти, краски и гуашь
И, конечно, карандаш.

8–й ребенок:

Нарисуем персонажи
И Петрушке их покажем!

Развитие творческих способностей детей.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Как интересно придумали.

Дети подходят к столам, где приготовлены деревянные ложки, баночки с водой, краски, гуашь, кисти.

Гости дорогие,
Кто хочет, к нам
Присоединяйтесь,
На ложках деревянных
Свой образ создавайте
Для театра ложкарей –
Чем персонажей больше,
Тем будет веселей.

Закончив рисование, дети показывают свои работы и называют персонаж и сказку, из которой этот персонаж.

Петрушка:

Ой, спасибо вам, друзья,
Вижу, что грустил я зря.

1–й ребенок:

Бублики и калачи
Мы достали из печи.

2–й ребенок:

Сушки, сдобное печенье –
Всем сегодня угощенье!

Дети угощают гостей, логопед угощает детей.

Плут Светлана Николаевна,
учитель-логопед I кв. категории,
МБДОУ Краснозерский детский сад № 6,
р. п. Краснозерское

Итоговое занятие с детьми старшей группы по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слоге и слове. На занятии используются элементы сказочной терапии. Все задания ребята выполняют, помогая героям сказок преодолеть препятствия, которые учинил Чудо - Юдо. Дети попадают в гости к Красной Шапочке, Незнайке, Снежной Королеве и Бабе Яге. На занятии присутствуют родители, помогая детям в дифференциации звуков на слух и слоговом анализе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 10 «Огонёк»

Путешествие в страну сказок

Открытое занятие в старшей группе

Учитель-логопед Полынская О.Н.

2016 г.

Цели:

  • Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слоге и слове.
  • Совершенствование артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие слогового анализа.
  • Совершенствование лексико-грамматических категорий - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных .

Оборудование:

Костюм Сказочницы, сундучок с книгой сказок и сувенирными наклейками с изображением сказочных героев, презентация слайдов с изображением Чудо-Юдо, фонограмма музыки «В гостях у сказки», изображения Красной шапочки, Незнайки, Снежной королевы, Бабы-Яги.

На доске :

буквы С и Ш на карточках, речка, брёвнышки «ласкового мостика» с изображениями предметов для образования существительных уменьшительно-ласкательной формы, сборное изображение кристаллов с изображением предметов со звуками [ С] и [ Ш] ,

У детей:

зеркала, салфетки, на тарелочках для детей: сигнальные карточки, карточки с картинками для деления слов на слоги.

У родителей:

сигнальные карточки, карточки с картинками для деления слов на слоги, памятки родителям по дифференциации звуков С-Ш и З-Ж .

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Сказочница: (Логопед входит в костюме Сказочницы под фонограмму музыки, садится, дети стоят вокруг).

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу прочитать вам сказку, которая находится в моём волшебном сундуке, сейчас я его открою.

Но где же он? (звучит тревожная музыка, голос Чудо-Юдо):

Не получите вы ваш сундук со сказками, ищите его, если сможете! А не найдёте, пока не поможете героям сказок выполнить мои задания!

Сказочница:

Ребята, это Чудо-Юдо заколдовало наши сказки! Поможем их расколдовать?

Садитесь скорее за столы.

II. Артикуляционная гимнастика.

Сказочница:

А чтобы помочь героям наших любимых сказок, надо хорошо подготовить наш язычок, чтобы выполнить задания, вспомним сказку о Весёлом Язычке.

(выполнение артикуляционной гимнастики ).

III. Развитие фонематического слуха.

Сказочница:

Итак, ребята, мы попали в сказку о Красной Шапочке.

(На экране Красная Шапочка ).

Ребята, прежде, чем отправится в путь, давайте вспомним, чем отличаются звуки С и Ш , когда мы их произносим?

1. Давайте поможем Красной Шапочке добраться до бабушки. Для этого нужно пройти лес, в котором пропало эхо. Но эхо не простое, а волшебное. Вы должны правильно повторить слоги

СА - ША, СО-ШО, СУ-ШУ, СИ-ШИ, СЕ-ШЕ, АС-АШ, ОС-ОШ, УС-УШ, ИС-ИШ, ЯС-ЯШ, ЮС- ЮШ, СО-ШО, СА-ША, СУ-ШУ

2. А теперь в лесу пропали звуки, помогите Красной шапочке их найти. Нужно включить красную сигнальную карточку, если услышите звук [С] , и синюю - если услышите звук [Ш] . Но без помощи наших родителей нам не обойтись!

ША - СО - УШ - ШЕ - СУ - ШУ - ИС - ШО - ЮС - АШ - СЯ

Молодцы, лес пройден, мы помогли Красной шапочек добраться до бабушки.

IV. Дифференциация [С] - [Ш] в слове. (Деление на слоги).

Сказочница:

А теперь, ребята, мы попали в гости к Незнайке .

(На экране Незнайка).

Давайте поможем ему разобраться с картинками, в названии которых есть наши звуки. Они у вас на столе. Надо положить слоги на ладошку при помощи хлопков. Но одним нам не справиться, попросим родителей нам помочь.

Молодцы, помогли Незнайке!

V. Физкультминутка.

Устали в пути! Отдохнём! Выходите в круг!

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше!

VI. Дифференциация [С] - [Ш] в слове

Сказочница:

А теперь мы попали в сказку о Снежной Королеве .

На экране Снежная Королева).

Поможем Герде расколдовать Кая, для этого нужно собрать волшебные кристаллы, 1 с картинками, в названии которых есть звук [С] , другой [Ш]

(на экране Снежная Королева, на доске С, Ш. Дети выходят к доске и собирают кристаллы, называя предметы.)

VII. Работа над лексико-грамматическими категориями.

Сказочница:

Ребята, на пути к сундуку со сказками встала Баба Яга

(на экране Баба Яга)

Она пропустит нас, если мы пройдём по мостику через речку, только он сломан, нам надо его починить. Мостик не простой, а Ласковый, на каждом брёвнышке предмет, который надо назвать ласково.

VIII. Итог занятия.

Сказочница:

Молодцы! Очень дружные и умные у нас ребята!

Ой! Что это? Это же наш сундучок со сказками! (появляется сундучок) Сказки останутся с нами, а что в них мы узнаем в другой раз. (Книга сказок остаётся в группе) На память о нашем путешествии вы заслужили сказочные наклейки!

А родители - памятки.