Счастливые моменты. Биография Про евгения храмова

Нина КРАСНОВА

Нина Краснова - известный поэт "потерянного поколения". Родилась в Рязани. Стихи пишет с семи лет. Окончила Литературный институт имени А. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). В 1979 году выпустила первую книгу стихов "Разбег" (в "Советском писателе") и была принята с ней в Союз писателей СССР. Печаталась в журналах "Юность", "Москва", "Новый мир", "Октябрь", "Дружба народов", "Студенческий меридиан", "Крокодил", "Обозреватель", "Время и мы" (Нью-Йорк - Москва), "Наша улица", "День и ночь", "Дети Ра", "Зинзивер", "Крещатик", "Другие", "Зарубежные записки", в альманахах "Поэзия", "День поэзии", "Московский год поэзии", "Истоки", "Кольцо А", "ЛитРос", "Русский смех", "Звезда полей", "Муза", "Эолова арфа", "Литературная Рязань", "Под небом рязанским", "Чаша круговая" и т. д., в газетах "Литературная Россия", "Литературная газета", "Независимая газета", "Московский комсомолец", "Книжное обозрение", "День литературы", "Слово", "Экспресс-газета", "Литературные известия", "Поэтоград", "Литературная гостиная" и т. д., в разных коллективных сборниках и антологиях, в том числе в антологиях "Поэзия. XX век", "Поэзия. XXI век", "Жанры и строфы современной русской поэзии". Печаталась и во всех странах бывшего соцлагеря, в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Германии, а также в Италии, Франции, Норвегии, США, Израиле, Эфиопии, Алжире, Индии, Китае. Автор семнадцати книг стихов и эссеистической прозы. Главный редактор альманаха "Эолова арфа". Член редсовета журнала "Юность". Член Союза писателей СССР, Союза российских писателей, Союза писателей Москвы, Союза профессиональных литераторов, Союза писателей XXI века, Русского ПЕН-клуба.


Мой девиз: "Петь по-свойски, даже как лягушка!" Поэзия - это красота и гармония окружающего нас мира и внутреннего мира человека, воплощенная в Слове, в стихах, и воздействующая на наши органы чувств, и доставляющая нам эстетическое наслаждение, и вызывающая в нас высокие, благородные порывы и стремления. Для меня поэзия - это еще и некая вторая реальность, в которой я витаю душой в поисках своих художественных средств самовыражения. Первым поэтом, который оказал на меня влияние в мои школьные годы, был мой великий земляк Сергей Есенин. Потом поэты XIX века - Тютчев, Лермонтов, Пушкин, Грибоедов, Баратынский, Крылов, Некрасов, Кольцов, потом Маяковский, потом Блок, поэты-шестидесятники, Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, а также Солоухин, Гамзатов, Сильва Капутикян, Юлия Друнина. В мою студенческую литинститутскую пору к ним добавились поэты Серебряного века Бальмонт, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Северянин, Мандельштам, зарубежные поэты Гейне, Беранже, Бернс, Уитмен, Верлен, Рембо, Бодлер, Вийон, позже все мои старшие собратья и сосестры по перу, с которыми судьба сводила меня на
большой литературной дороге и которые помогали мне идти по ней, - Старшинов, Дементьев, Боков, Тарковский, Жирмунская, Ковальжди, Юрий Кузнецов, Казакова и много кто еще. И поэты моего поколения, а потом и более молодого. Мой девиз - "Петь по-свойски, даже как лягушка!" и "Не попасть под чье-то влияние, как под трамвай", от чего остерегал нас, своих семинаристов, литинститутский руководитель творческого семинара Евгений Долматовский, у которого я занималась и который тоже оказал на меня свое (не пагубное) влияние.


Нина Краснова

Когда пробьет последний час природы…
Федор Тютчев


Когда, людей за их грехи карая,
Устроит Бог "последний Катаклизм",
Их не спасет, дошедших всех до края,
Ни православье, ни католицизм…
Но так людей карать из чувства мести
За их грехи?! - нельзя никак Ему.
Религия погибнет с ними вместе,
И Бог не будет нужен никому.


Сейте разумное, доброе, вечное…
Николай Некрасов


Под гимны соловья
Работай не лениво.
У каждого своя
Непаханая нива.
Девиз запомни сей:
Господь с тобою, с нами!
Участок свой засей
Своими семенами
И здесь везде, и тут,
Не ждя своей погоды.
И семена взойдут,
Дадут такие всходы.
Крестьянского труда
Не бойся. Как Есенин!
И, может быть, тогда
Твой будет труд оценен.
Судьбе не возражай,
В тень уходя, в потемки:
Твой славный урожай
Пожнут твои потомки.


Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
Александр Блок


В России какие векá не жестоки?
Двадцатый особенно страшен, жесток:
Он прошлых культур уничтожил истоки
И дал на высокий взобраться шесток
Грядущему хаму, который из рая
Что сделал? И, Бога не видя в упор
И всех не подобных себе - презирая,
Святые иконы бросал под топор
И классиков прошлого сбрасывал в реку.
Духовная к власти пришла нищета.
Но век двадцать первый двадцатому веку
Предъявит, предъявит за это счета,
Ему не прощая мозгов притупленья
Народных, на личности все не сводя,
Накажет его за его преступленья.
И все возвратится на круги своя.

Ахматова


Я не прекрасная больше...
...я не молода.
Анна Ахматова


Фарфоровый идол, Ахматова Анна,
Ты раньше была же собою горда.
Какая же ты не прекрасная? Странно.
Прекрасная ты, несмотря на года.
Я рифмой при свете пишу перекрестной,
Волос у тебя не считая седых.
Ты даже и в старости будешь прекрасной,
Прекрасней соперниц своих молодых.

Дельмас в Шахматове

Танцевала в усадьбе артистка Дельмас.
Для кого, для кого танцевала - для масс?
Не для масс - танцевала для Блока она
И едва не сломала каблук, у окна
Па выделывая Карменные,
Сделав бантиком губки карминные.
И стучало под кофточкой сердце Дельмас,
Для поэта стучало оно - не для масс,
И кипела под кожею черная кровь.
И росла у поэта любовь, как морковь,
Как тюльпан, как камыш у мостика,
И сгущалась поэзии мистика…

Памятник Грибоедову около станции метро "Чистые пруды"

Россию не предав и не продав
И не пропив и в карты не продув,
Стоит в Москве у Чистых он прудов,
С себя заботы сбросил, сто пудов,
И смотрит на прохожих с постамента,
Свидетель всех свиданий их и встреч,
И, зная важность каждого момента,
В себя вбирает их язык и речь.
Любил ли Грибоедов есть грибы?
И пробовал ли в жизни "Совиньон"?
И на себе таскал ли он гробы
Своих друзей? Не этим славен он.
Он шлет привет воздушный Тегерану,
Где он работал в качестве посла
И заработал не от тигра рану
И много ран. И умер. Но спасла
Его для новых, будущих времен,
Спасла Фортуны верная рука.
И умер он не весь. В числе имен
Прославленных людей вошел в века.
Он смотрит на киоски масс-печати,
На корешки и переплеты книг:
"Какие книги мне бы почитати?" -
Он не читал лет двести никаких.
Он мог бы написать стихов - тома!
А написал один не толстый том,
Одну поэму - "Горе от ума".
Она о том, что горе от ума
Любому, кто с талантом и умом.

Памятник Меркурова Достоевскому на бывшей Божедомке


Игорю Волгину


Во дворе больницы бывшей Мариинской
Он, зачавшийся в утробе материнской,
В центре клумбы вырос в образе скульптуры,
Русский гений мировой всея культуры.
Вечный каторжник пера, великой прозы,
В робкой позе он стоит без всякой позы.
В нем и что-то есть смиренное, смирительное,
В нем и что-то есть тревожно-осмотрительное,
И униженное есть и оскорбленное,
И от грязи жизни плохо отскобленное,
В нем и что-то есть святое и порочное,
И трагичное такое и пророчное,
И такое изумленно-озирайское:
Это что за место здесь такое райское?
Сам себя за преступленья человечества
Наказавший, сын свихнутого Отечества.
Кротко руки на груди своей сложивший
И помилованье Божье заслуживший,
Он стоит жальчее жертвы Карабаха,
И смирительная вон на нем рубаха.

Родительский день


Памяти моей мамы


Приезжала ты ко мне на День Родительский,
Выполняя материнский долг радетельский.
Ты ко мне в Лесную школу приезжала
И меня приятно этим поражала.
Мы в тенечек шли под елкою, осинкою,
На тебя взглянуть слетались дятлы с ветки.
Ты была легко подвязана косынкою -
Летней, пестрой, радостной расцветки.
Вся лесною ты была, была озорною,
В светлом платье с рукавами на резинке,
И меня клубникой вкусною, базарною
Угощала из раскрашенной корзинки.
Я кажусь тебе с небес Всевышних точкою?..
Я машу тебе рукою и мертвею…
Я была твоею маленькою дочкою,
Я была и остаюсь твоею - ею.
Я к тебе, смотри, приехала в Солотчу,
На твою могилку, в край лесной, в Лесотчу,
Я приехала к тебе на День Родительский,
Поминальный, вспоминательный, рыдательский.

Девочка в Шортах


Мы все умрем когда-нибудь…
Татьяна Краснова


По Масловке девочка в шортах шагает модельно,
Ровняет осанку свою и походку и шаг.
Сережки из жести висят и сияют медально,
Висят и сияют у девочки этой в ушах.
А дворник по Масловке прыгает, кошек шугает
И машет метлой и на кошек неумно орет.
А девочка-дивочка так горделиво шагает,
Как будто она никогда-никогда не умрет.

Я и ты

У коммерческой этой палаточки -
Два счастливца (на джинсах заплаточки) -
Мы с тобою едим ананас.
Бог с улыбкою смотрит на нас.
Я - беляночка, ты - смугленочек.
Я - милашечка, ты - миленочек.
Мы - такая завидная парочка,
Два таких друг для друга подарочка.

Я в Рязань недавно ездила.
У меня в Рязани есть дела:
Повидать свою дражайшую родню
(Я всегда такому рада дню),
Детский мир ушедший посетить -
И ему потешку посвятить.
И не дать себя кому-то освистать,
И с Есениным гранитным рядом встать
На одну почетную доску,
В кока-коле утопив свою тоску.
И не думая кого-то там сердить,
Памятник себе соорудить,
Свой, нерукотворный, весь из книг,
Свой, из всех моих невыпущенных книг
(Я сказать не знаю как о них).
Я в Рязань недавно ездила.
У меня в Рязани есть дела.

Литературно-художественный журнал "Зинзивер". № 4 (60), 2014. Нина Краснова.

Нина КРАСНОВА
Поэт. Родилась в Рязани. Стихи пишет с семи лет. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). В 1979 году выпустила первую книгу стихов «Разбег» (в «Советском писателе») и была принята с нею в Союз писателей СССР. Печаталась в журналах «Юность», «Москва», «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Студенческий меридиан», «Крокодил», «Обозреватель», «Время и мы» (Нью-Йорк - Москва), «Наша улица», «Дети Ра», «Зинзивер», «Крещатик», «Другие», в альманахах «Поэзия», «День поэзии», «Истоки», «Кольцо А», «ЛитРос», «Русский смех», «Муза», «Эолова арфа» и т. д., в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Книжное обозрение», «День литературы», «Слово», «Экспресс-газета», «Литературные известия» и т. д., и в разных коллективных сборниках и антологиях, в том числе в антологиях «Поэзия. XX век», «Поэзия. XXI век», «Жанры и строфы современной русской поэзии». Автор 15 книг стихов и прозы. Лауреат премии им. Анны Ахматовой, номинант премии «Парабола», обладатель спецприза Фонда им. Андрея Вознесенского «За талант».



СЧАСТЛИВЫЕ МОМЕНТЫ

ЖИЗНЬ МОЯ НЕ В РОЗАХ

Жизнь моя не в розах -
В стрессах и в неврозах.
Но что же делать? Жизнь такая - селяви.
А все же в ней бывают
Прекрасные моменты,
Когда поют в Терлецком парке соловьи.

Жизнь моя не в розах -
В стрессах и в неврозах.
И мне она не представляется иною.
Но все же в ней бывают
Чудесные моменты.
И я не плачу, и не хнычу, и не ною.

Жизнь моя не в розах -
В стрессах и в неврозах.
Но я уже давно смирилась с жизнью с этою.
К тому же в ней бывают
Счастливые моменты.
И я на жизнь мою не жалуюсь, не сетую,
И на судьбу свою не жалуюсь, не сетую.



КИТАЙСКИЙ СКАЧОК

Кто-то танком к намеченной цели настойчиво прет,
О партнере раздавленном думая, как об уже.
Что-то нет у меня никакого движенья вперед,
И движенье назад начинается как бы уже.

Я от всех благодетелей спряталась в горе и пью
Не вино, а с миндальным пирожным в прикуску чаек,
И, в стихах прицепляя сурепку и репку к репью,
Все мечтаю в поэзии сделать китайский скачок.



ГОД ЛОШАДИ. 2014

А вот и Лошадь гороскопная, ура! -
Стоит, ушами прядает, прядет.
К тебе она на Новый год домой придет,
Змею сменив, на целый год к тебе придет.

И, если будешь эту гостью ты свою
По холке гладить и кормить из рук овсом
И будешь с ней себя по-доброму вести,
Тебе она отличным другом может стать
И будет помогать тебе во всем
И будет твой - в своей упряжке - воз вести.

Она возьмет твои проблемы на себя,
Не будет делать ничего тебе во зло
И будет делать, чтоб тебе во всем везло,
И чтоб тебе во всем по-крупному везло!



ГАДАНИЕ НА КНИГЕ

Настроенье свое плохое
объясняя плохою ПОГОДОЮ,
я на книге твоей ПОГАДАЮ -
может, что нагадаю хорошее.

1999 г ., Москва



ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Я скромнее самой девушки скромной,
На Великий Пост не ем еды скоромной,
И от мысли о грехе впадаю в трепет,
Хоть Господь грехи людские как-то терпит.

Я привыкла даже в мыслях поститься,
На запретный плод не смею, ах, польститься.
Жизнь моя - один сплошной Великий Пост.
Я за Пост произнесу на Пасху тост.

У таких, как я, у девушек скромных
Не бывает даже мыслей скоромных
И желаний быть не может скоромных.



ВОЗРАСТ

Александру Тимофеевскому к 80-летию

Вечный поэт-ребенок
ВОСЬМИДЕСЯТИ лет,
ВОСЬМИ-ДЕСЯТИ лет.



НА ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ДОСЬЕ»

Кириллу Ковальджи



Вот книга стихов. От кого? От Кирилла.
Я книгу открыла - поэта открыла.
Стихи у Кирилла такие лирические,
Такие они у него кириллические...



Сказал известный критик: «Да-а, сие
«Литературное досье»
Нам о поэте этом говорит,
Что он огнем поэзии горит,
А также говорит оно о нем,
Что ярким он горит огнем.



ЛУКУМ

Валерию Илиопулосу

Кума подариЛА КýМУ
Коробку рахат-ЛУКУМУ.
Радуется КУМ ЛУКУМУ
ЛÁКОМОМУ.



ПРО ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО

Он - не мелкий вам карасик,
А большая рыба - классик.
Кит в сравненье с этим классиком
Мелким выглядит карасиком.



ПРО АНДРЕЯ ДЕМЕНТЬЕВА

С новой книгою моею
К Вам иду, похорошев.
Мною, автором и ею
Вы довольны, милый шеф?



ПРО ЕВГЕНИЯ ХРАМОВА

Любил в ЦДЛе Евгений Храмов
С музою выпить несколько граммов.



ПРО ВЛАДИМИРА КОСТРОВА

Хочет поэт Владимир Костров
Спасти Россию от катастроф.



ПРО ГЕННАДИЯ КРАСНИКОВА

Глядит с иронией Гена Красников
На состязанья поэтов-кроссников.



ПРО АЛЕКСАНДРА ЕРёМЕНКО

Значенье поэта Ерёменко
В поэзии нашей - огроменко.



В своем дому поэт Ерёменко
Развел из пьяных муз гаременко.



ПРО ВЛАДИМИРА ВИШНЕВСКОГО

Беру пример в поэзии с Вишневского.
А больше брать примера, вишь, и не с кого.



ПРО ЕВГЕНИЯ ЛЕСИНА

Любит Женя не казенаки,
А экслибрисы, книжные знаки.
Страсть питая к новинкам книжным
(Параллельно и к девушкам, к нежным),
Он ведет книгочейную рубрику,
Просвещая и радуя публику,
С ней не скидываясь по рублику.
Он талантливо ярок, пригож,
На красивый экслибрис похож.
Женя Лесин - эсклибрис «НГ»,
Он «извесен» во всем СНГ.



Лесин работал до оборзения
В редакции «Книжного обозрения»,
Но, доработавшись до оборзения,
Ушел из «Книжного обозрения».



Вся поэзия Лесина населена
Интересными типами-типчиками,
Словно лес урбанический птичками,
Вся напичкана, населена.
Этим радует нас она,
Этим самым она сильна.
Вся похожа она на Ле-си-на
И на лес и на…
По сравненью с другими поэзия Лесина
инА.



Поэт Евгений Лесин -
Конечно же, «прелесен»,
При том, что этот Лесин
Немножко куролесен.
Немножко куролесен
Любимец кралей Лесин,
Но тем, что куролесен,
И тем «прелесен» Лесин.



ПРО ВАЛЕРИЯ ДУДАРЕВА

Лиру взяв да ударив по струнам, Дударев
Всех привел в восхищенье сударынь да сударев!



О «Юности» я думаю, о ней.
Ты - всех ее редакторов юней.



ПРО ЮРИЯ ПОЛЯКОВА

С него за всю литературу спрос, а то с кого? -
Такой у Юры Полякова статус-кво!



ПРО ИННУ КАБЫШ

Все поэтессы если б да кáбы ж
Писать умели, как Инна Кабыш.



ПРО ЕЛЕНУ ИСАЕВУ

В мире - лучше Исаевой НÉТ ЛÉНКИ!
У нее в литхозяйстве - одни НЕТЛÉНКИ.



ПРО АННУ ГЕДЫМИН

Не отворачивайте, гады, мин,
От поэзии Анны Гедымин.



ПРО ВЛАДИМИРА КОРКУНОВА

Поэт Владимир Коркунов -
Не из разряда крикунов.



ПРО ИГОРЯ МИХАЙЛОВА

Дельный критик - Игорь Михайлов.
Это вам не руками махайлов.



ПРО РАДУ ПОЛИЩУК



СЛАВА ЛЁН

Над Бронзовым веком взлетает на крыльях ИКаРА - ЛЁН,
Идеями рéцептуáльными, ах, ОКРЫЛЕН.



ПРО ЛОЛУ ЗВОНАРЕВУ

На правых, левых нас эпоха расколола.
На риск идет и не боится риска Лола.
Она поэтов всех фронтов объединяет,
Считая, что раскол литературу обедняет.



ПРО ВЛАДИМИРА КРУПИНА

Хороша у тебя борода.
Что седая она - не беда.
Если ты состригешь бородý,
Я не вынесу эту беду.



ПРО АЛЕКСАНДРА БОБРОВА

Бросил баб поэт Бобров,
И подняли бабы рев.



ПРО ВЛАДИМИРА БОНДАРЕНКО

«День литературы» Бондаренко -
Это не для неких банд аренка,
Это поле боя для писателей,
Духа русского спасителей-спасателей.



ПРО НИНУ КРАСНОВУ

Песенна, Нина,
Твоя писанина,
Песенна, мотивна
И ненормативна,
Песенна и весела,
Умных всех с ума свела.

Недавно в рамках мероприятий творческого клуба «Литературная кухня», существующего при нашем журнале в библиотеке им. Волошина, состоялась встреча с поэтессой Ниной Красновой.

До прихода Нины Петровны студийцы знакомились с ее стихами и готовили вопросы. Но гостья оказалась не из тех людей, из кого нужно что-то «вытягивать». Открытая, обаятельная и по-девичьи заводная, она сразу всех к себе расположила и, казалось, готова была поведать обо всем – и об учебе в Литературном институте, и о дружбе с мэтрами, и о поэзии.

– Нина Петровна, расскажите, как поступали в Литинститут?

– Всегда очень любила Москву. И мечтала о ней. Считала, что поэту надо жить в столице, если он чувствует, что только здесь сможет реализоваться. Мой великий земляк Сергей Есенин попал в Москву в 16. Я приехала в 21.

Когда поступала, был огромный творческий конкурс – 100 человек на место, к тому же требовался трудовой стаж, не меньше двух лет. Поэтому после школы пошла литературным сотрудником в районную газету «Ленинский путь» и проработала там три года.

Я выдержала творческий конкурс, успешно сдала экзамены и набрала баллов больше, чем нужно, но по какому-то недоразумению или по закону подлости меня не приняли. Это стало страшным ударом.

Но я все равно ходила на лекции так, будто я студентка. Преподаватели делали перекличку учащихся по журналу и спрашивали, кого нет в списке. Я поднимала руку и говорила: «Меня!» И они записывали мою фамилию в журнал. Когда обман раскрылся, меня отправили к ректору Владимиру Пименову, и я спросила, могу ли посещать лекции, на что он ответил: «Нет. Приходите к нам на следующий год» – «Без экзаменов?» – «Нет, с экзаменами». Посоветовал ходить в ЦДЛ, в народный университет.

Я осталась в Москве. Год работала пекарем-выборщиком на Московском хлебозаводе № 6. Стояла у печи, брала с железного стола буханки черного хлеба, которые падали туда из движущихся формочек, и грузила на вагонетки – по 16 тонн за смену. Потом долго не могла видеть и есть хлеб – меня тошнило!

А раз в месяц посещала литературные вечера в ЦДЛ как слушатель народного университета и там впервые увидела многих известных литераторов: Владимира Солоухина, Александра Межирова, Давида Самойлова, Константина Ваншенкина, Евгения Винокурова, Арсения Тарковского...

Однажды решила показать свои стихи Владимиру Солоухину, потому что прочитала его книгу «Мать-мачеха» – роман о Мите Золушкине, который хотел поступить и поступил в Литературный институт.

Отпечатала на машинке рукопись и позвонила домой Солоухину с просьбой ее посмотреть. Он сказал: «Киньте в мой почтовый ящик». Когда мэтр прочитал мою рукопись, он предложил встретиться с ним в ЦДЛе. Мы сидели в фойе за столиком, и к нам подходили разные известные люди. Подошел и певец Иван Козловский, чтобы поздороваться с Солоухиным и узнать, кто это сидит с ним рядом, что за девочка. А Владимир Алексеевич всем объяснял, что это «поэтесса из Рязани Нина Краснова, которая пишет хорошие стихи».

Солоухин рекомендовал меня в Литинститут и сам отнес туда мою рукопись со своей рекомендацией. На следующий год я поступила. А когда уже училась на четвертом курсе, Солоухин предложил издать мою первую книгу в издательстве «Советский писатель».

– Какие воспоминания остались о годах учебы?

– Занималась на семинаре Евгения Ароновича Долматовского, замечательного поэта и автора многих известных песен: «Рукой взмахнула у ворот моя любимая», «В этом зале пустом мы танцуем вдвоем», «Эх, как бы дожить бы до свадьбы женитьбы»... Он очень хороший учитель, и всегда защищал меня, если кто-то из «семинаристов» нападал во время обсуждения стихов. Предупреждал: «Когда вы окончите институт, то не сразу станете знаменитыми...»

Кстати, у Долматовского в свое время занимались в семинаре и Андрей Дементьев, и Кирилл Ковальджи. А сейчас в той аудитории, где он вел свои семинары, учит студентов Евгений Рейн, которого я очень ценю как поэта, и который тоже ценит меня как поэтессу, чем я очень горжусь. Про мою книгу «Интим» он когда-то сказал, что она гениальна и что я в эротической поэзии иду впереди всех.

– Кто ваш любимый поэт?

– Андрей Вознесенский. Когда-то он меня очень поддержал. Мой собственный стиль в поэзии – примитив, наив, но симпатизирую я поэтам другой поэтической системы, таким, как Андрей Андреевич. Его нестандартное мышление, метафоры мне очень нравятся.

Познакомилась я с ним в 1991-м в редакции журнала «Юность». Сказала Вознесенскому, что люблю его поэзию и что когда-то подписала для него свою книгу стихов, но до сих пор не представлялось случая подарить. Он ответил: «Она за вами». Я отправила ему по почте даже не одну книгу, а две. И приложила к ним письмо, в котором написала кумиру то, что хотела сказать.

– Почему выбрали «письменный» способ общения?

– Меня часто принимали за легкомысленную девочку – отчасти из-за не очень серьезной внешности, отчасти из-за моего самоощущения. Мне было легче написать человеку, чем сказать ему что-то устно.

Реакция Вознесенского на мое послание и книги была неожиданно позитивной: он написал обо мне в журнале «Огонек» в статье «Музы и ведьмы века» как об одной из современных «муз», которая еще и поэтесса. Он доброжелательно отозвался о моих книгах и дал свое благословение на поэзию. А потом еще написал обо мне в своей книге «На виртуальном ветру»... Я посвятила стихи Андрею Андреевичу, написала монографию о нем, которая ему понравилась.

– Как вам присвоили титул «Королевы поэзии»?

– В 1995-м я издала книгу «Интим», которую сама же продавала на «площадях и улицах столицы», и решила сходить с ней в «Лужники» на Турнир поэзии. Раньше принципиально не участвовала ни в каких конкурсах. И в «Лужники» отправилась, чтобы просто посмотреть, что это такое. Там в жюри сидели Владимир Вишневский и Сергей Мнацаканян. Они попросили меня прочитать стихи и спеть частушки. Вдруг смотрю: Верховный Магистр турнира поэтов Сергей Мнацаканян преподносит мне мантию «Принцессы эротической поэзии» от газеты «Московский комсомолец». Так я стала Принцессой, а потом и Королевой праздника.

– Кого бы вы выделили из современных молодых авторов?

– Мне нравятся смелые писатели. Например, Евгений Лесин, литинститутский ученик Татьяны Бек, а ныне – главный редактор газеты «НГ-Exlibris». У него иронический взгляд на мир, индивидуальное восприятие и очень нестандартный подход к тому, о чем он пишет.

А вот нынешняя есенинско-рубцовская – эпигонская – линия в поэзии мне не слишком импонирует. Так, Долматовский в свое время нам, студентам, внушал, что поэты не должны подражать ни Есенину, ни Рубцову. А должны стараться писать лучше. Или, если перефразировать того же Есенина, «петь по-свойски, даже как лягушка». Писать по-своему и быть лучше всех в своем стиле – мое творческое кредо!

Подготовила Светлана РАХМАНОВА

СТИХИ НИНЫ КРАСНОВОЙ

Апрель в Спас-Клепиках
В поселке апрель. В апреле
Малиновки прилетели.
Солнце, как жаркая печь.
Мужик палисадник чинит с сынишкой.
Пока рановато ходить «раскрышкой»,
Но можно шубы сбрасывать с плеч.
Подсохли дороги, тропки
И лужи, что были топки,
Даже асфальт подсох
И грязь перестала выглядеть кашей.
И вот уже по улице нашей
Ходить без резиновых можно сапог.

***
А давай-ка с тобой, давай
Этим ясным чудесным днем
(«Скороходы» свои надевай)
От людей подальше уйдем,

Чтоб они намеками разными
Нам не портили этот день
И руками не лезли грязными
В душу каждый, кому не лень.

Мы с тобой от людей удрапали
За овраг, поросший крапивою,
Чтоб они не видали, не лапали
Нашу любовь красивую.

***
Сколько женщин перевидал
Ты, возлюбленный мой идеал?
Как их звали-то: Катя, Рая?..
Я по счету буду какая?
Как клиентка в порядочном бардаке,
Свой талончик на счастье сжимая в руке,
Жду не час, а который год,
Когда же очередь до меня дойдет

И судьба-распорядительница,
очередью заведующая,
Молча объявит: «Следующая!»
И ею, вся от желаний сгорая,
Буду я, наконец, не другая.

Сестре Тане
Мне сестра читать Есенина
Запрещала, не со зла,
Говорила, до Есенина
Я еще не доросла.
Я брала его украдкою
И, действительно мала,
В сенцах пряталась за кадкою
И читала, как могла,
И писала под Есенина,
Стиль стараясь обрести,
Понимая - до Есенина
Мне еще расти, расти…

***
Я студентка! Я живу в столице
И уже себя считаю здесь,
Нет, не чужеродною частицей,
А своею, самой что ни есть.

Только все же странно, я не скрою,
Привыкать (в Рязани – проще там)
К окруженным славой мировою
Достопримечательным местам.

Будто по открытке из альбома,
Я брожу по улице иной,
Прежде лишь заочно мне знакомой
И заочно так любимой мной.

Я к Москве привыкну, как к Рязани,
Но, наверно, не смогу и впредь
На нее привычными глазами
Пусто и пресыщенно смотреть.

Ах, Москва! Она неповторима -
Понимаю это все ясней
И, как сахар быстрорастворимый,
Растворяюсь, растворяюсь в ней.

Нина Краснова – поэт. Родилась в Рязани 15 марта 1950 года, в многодетной семье, росла с мамой, братьями и сестрой, без отца. C 1-го по 8-й класс училась в Рязанской школе-интернате № 1, потом - в средней школе № 17, по окончании которой работала пионервожатой и руководительницей кукольного кружка в пионерлагере «Комета», литсотрудником в газете «Ленинский путь» Рязанского района, в отделе искусства, культуры и спорта, потом - пекарем-выборщиком на Московском хлебозаводе № 6.
С 1972 по 1977 гг. училась в Литературном институте им. Максима Горького, на очном отделении поэзии, куда поступила по рекомендации Владимира Солоухина, занималась в семинаре Евгения Долматовского и работала при институте дворником, кладовщиком, дежурной на сигнализации, машинисткой в машбюро.
В 1978 году вернулась в Рязань. Работала там руководителем литобъединения «Рязанские родники», состояла в редколлегии литературной газеты «Рязанское узорочье».
В 1979 году в издательстве «Советский писатель» вышла первая книга стихов Нины Красновой «Разбег», с которой поэтесса была принята в Союз писателей СССР, как участница VII Всесоюзного Совещания молодых писателей из семинара от журнала «Юность», которым руководили Андрей Дементьев, Натан Злотников, Евгений Храмов, армянский поэт Геворг Эмин, белорусский поэт Рыгор Бородулин.
Стихи она пишет с семи лет (а сочинять их начала с трёх лет).
Печаталась в журналах «Юность», «Москва», «Новый мир», «Дружба народов», «Октябрь», «Студенческий меридиан», «Крокодил» и т. д., в альманахах «Поэзия», «День поэзии», «Истоки», «Литературная Рязань», в журналах и альманахах нового времени «Время и мы» (Нью-Йорк – Москва), «Наша улица», «Обозреватель», «Московский Парнас», «Кольцо А», «ЛитРос», «Муза», «Меценат и мир», «Утро», «Под небом рязанским», в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Московская правда», «Новая газета», «День литературы», «Слово», «Экспресс-газета» и т. д., в разных коллективных сборниках и антологиях, в том числе «Поэзия. XX век», «Поэзия. XXI век».
В 1992 году переехала в Москву, где и живёт по сей день.
Член Союза писателей Москвы (и Приёмной комиссии этого СП), член Союза российских писателей, Союза профессиональных литераторов, Союза писателей XXI века.
Дважды Принцесса Поэзии «Московского комсомольца»-1995 и 1996 гг., Королева любовно-эротической Поэзии России.
Лауреат Седьмой Артиады народов России. Лауреат конкурса им. Николая Рубцова «Звезда полей». Лауреат премии им. Анны Ахматовой.
С 1998 по 2008 гг. состояла в редколлегиях альманаха «Истоки» и журнала «Наша улица». С 2007 года - член редсовета журнала «Юность». С 2009 года - основатель и главный редактор литературного альманаха «Эолова арфа».
Автор 16-ти книг стихов и прозы «нон-фикшен» (эссеистической, дневниковой), среди которых «Разбег» (1979), «Такие красные цветы» (1984), «Потерянное кольцо» (1986), «Плач по рекам» (1989), «Интим» и «Семейная неидиллия» (1995), «Храм Андрея на виртуальном ветру» (1999), «Дунька в Европе» (журнал «Наша улица» № 1-12 2000), «Цветы запоздалые» (2003), «Залёточка» (2005), «Четыре стены» (2008), «Библиотечка поэзии СП Москвы» (нулевой номер, 2008), «Наша улица» в отчётах» (2009), «В небесной сфере» и «Имя» (2010), «Избранное» (2011) и т. д.
Печаталась не только в своей стране, но и за рубежом – в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Германии, Норвегии, Италии, Франции, США, Израиле, Индии, Китае, на Кубе, в Алжире, Сирии, Эфиопии и т. д.
Творчество Нины Красновой оценили Владимир Солоухин, Евгений Долматовский, Николай Старшинов, Андрей Дементьев, Сергей Поликарпов, Арсений Тарковский, Кирилл Ковальджи, Виктор Боков, Юлия Друнина, Юрий Кузнецов, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Римма Казакова, Тамара Жирмунская, Татьяна Кузовлева, Евгений Рейн, Виктор Астафьев, Валерий Золотухин и другие известные поэты, писатели, деятели культуры. Пародист Александр Иванов сочинял пародии на стихи поэтессы из любви к ее поэзии.
Зав. музыкальной частью театра «Эрмитаж» композитор Андрей Семёнов написал «Маленькую сюиту для голоса и виолончели» на шесть стихотворений Нины Красновой, композитор Алексей Карелин написал несколько шуточных лирических песен на её стихи, а певец и композитор Анатолий Шамардин, солист оркестра Утесова 70-х годов, - циклы песен, попевок и романсов.