«Совершенствование профессиональной компетенций педагога дополнительного образования. Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования Факторы методической компетенции педагога доп образования

Светлана Кулык
Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования

Коммуникативная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих :

Эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

Установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими, коллегами по работе;

Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

Умение убеждать, аргументировать свою позицию;

Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

1. эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Под восприятием человека человеком мы имеем ввиду получение субъектом восприятия от партнера по общению сведений относительно того, как, каким он воспринят. Обратной связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от собеседника, своего поведения, своего облика, сведений о самом себе. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор обратной связи .

Формы, принимаемые обратной связью в процессе восприятия человека человеком, также весьма различны. Она может быть вербальной и невербальной, т. е. выражаться в слове или жесте, взгляде, мимическом движении; оценочной (например : “двойка” - за невыученный урок, характеристики - “хороший”, “плохой” и др.) и не содержащей оценки : исходящей от конкретного источника (например : “Я считаю, что ты. ”) или не определяющей источника (“По мнению некоторых….”) ; общей или специфический применительно к поведению человека (например : “Ну и глупец же ты!”- как вывод из поведения вообще; “Ты слишком чавкаешь за едой”-относится к конкретному поведению); эмоционально окрашенной (например : “Отстань от меня!”) и не несущей эмоциональной окраски со стороны коммуникатора (например, надпись на заявлении : “В просьбе отказать”) и т. д.

2. установление контакта с учащимися

Если всех, кто в группе или классе, изобразить на листке бумаги кружочками и провести стрелки, обозначающие взаимные связи и влияния, то одни кружочки будут связаны десятками стрелок, в другие упрутся только одна-две стрелы.

Учитель, объясняя урок, устанавливает связи между собой и классом, прямые и обратные . Прямая связь - влияние учителя на класс. Обратная - влияние класса на учителя. Учитель не в пустоту рассказывает, он следит за тем, как слушает и понимает его класс, и в зависимости от этого вольно или невольно меняет свой рассказ - говорит быстрее или медленнее, тише или громче и, главное, проще или сложнее, короче или подробнее.

Но и каждый из учеников влияет на работу учителя! Учитель управляет всем делом учения в классе, но ведь и дети тоже мешают или помогают учению. Стоит появиться в классе двум-трем сильным ученикам, как учителя начинает по-другому готовиться к уроку, по-другому и рассказывать : ему есть перед кем стараться. Если же учитель видит перед собой равнодушную массу людей, то будь он хоть семи пядей во лбу, он не сможет рассказывать ярко и увлеченно.

2.1. установление контакта с родителями (лицами, их замещающими)

Педагоги , работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом . Как только родители почувствуют в словах педагога нотки обвинения , он либо постарается перейти в "контрнаступления", защищая своего сына или дочь, либо "закроется", смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог , но, не проявляя при этом никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит "головомойку" своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом .

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того она имеет и свое продолжение : после подобной "воспитательной" беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога , можно использовать "принцип сэндвича": хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на "хорошей ноте". Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза". А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как "Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка :"

Педагог , в общении с родителем, должен использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

3. умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей

педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (пример : перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);

педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);

педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;

педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия, учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики».

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся : нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности ); педагогический такт ; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения ; знание детьми творческих способностей и склонностей своего педагога .

4. умение убеждать, аргументировать свою позицию

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что необходимо убедить человека в том или ином аспекте. Есть различные способы убеждения : манипуляция, приведение доводов, аргументация своей позиции. Аргументация часто используется в профессиональных навыках. Её мы используем, чтобы отстоять свою позицию, показать верное решение, направить человека в нужное русло. Мы из тех людей, которые принимают решения, и часто выдвигаем наши мысли на обсуждение или пытаемся аргументировать свою позицию.

умение слушать! Именно услышать нашего собеседника является частью успешных переговоров и постановки своей позиции. Нам нужно понять, что хочет от нас противоположная сторона, чтобы правильно и корректно поставить свою позицию и свои взгляды. Порой, не услышав доводов, мы делаем скоропостижные выводы.

5. владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях.

Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.

Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога , его педагогические , и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.

И в завершении доклада о компетентности и я предлагаю один из видов оценки педагога . Если посмотреть глазами детей то выделяются такие Критерии оценки педагога учениками

1. Профессиональное мастерство

2. Ответственность

3. Чувство юмора

4. Организаторские способности

5. Творческие способности

6. Выразительность речи

7. Остроумие

8. Эмоциональность

9. Уважение к ученикам

10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык

11. Доверие к ученикам

12. Доброта

13. Справедливость

14. Отходчивость

15. Строгость

16. Не обзывать учеников

Доклад на тему «Технология развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей на примере творческих объединений»

Профессия педагога - одна из самых древнейших в человеческом обществе, всегда считалась не только ответственной, но и сложнейшей. В трудах мыслителей прошлого подчеркивалась необходимость для человека, избравшего путь наставника подрастающего поколения, иметь не только интерес, способности к педагогической деятельности, но и определенную подготовленность. «Содержание и пути достижения такой подготовленности разрабатывались постепенно многими поколениями учителей-практиков и педагогов-теоретиков»

В центре внимания современной системы образования РФ стоит педагог-профессионал, способный обеспечить высокое качество образовательных услуг, направленных на формирование и воспитание личности учащегося, что, в свою очередь, является предпосылкой реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности. В современных условиях переосмысления культурно-ценностных ориентиров в образовании безусловен рост требований к педагогу дополнительного образования, уровню развития его профессиональной компетентности. Системе дополнительного образования детей, ориентированной на развитие обучающегося как субъекта - активного созидателя - нужен педагог, умеющий прогнозировать, проектировать, конструировать, организовывать и анализировать процессы развития субъектности каждого ребёнка; способный осознанно выстраивать свою профессиональную деятельность.

Но, к сожалению, необходимо отметить, что на подготовку педагогов - специалистов дополнительного образования с высшим профессиональным образованием вузы России не ориентированы. Одной из причин этой негативной тенденции является отсутствие ГОСТа высшего профессионального образования по специальности «Педагог дополнительного образования».

Вузы осуществляют подготовку специалистов только по специальности «Социальный педагог» с различными дополнительными специализациями. Это провело к тому, что система дополнительного образования детей фактически не пополняется квалифицированными педагогами - специалистами, компетентными именно в сфере дополнительного образования детей, владеющими компетенциями, необходимыми для успешного развития, обучения и воспитания детей и подростков средствами, формами и методами дополнительного образования в конкретной предметной (образовательной) области деятельности.

Поэтому, осмысление многообразия составляющих понятие «подготовленность» (или «готовность») педагога дополнительного образования к педагогической деятельности позволяло выделять категорию профессиональной компетентности. С точки зрения смыслового понятия данная категория восходит к терминам «компетенция» и «компетентный».

Компетенция (от лат. Соiтiреепiа принадлежность по праву) - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом.

Компетентный (от лат. Соiтiрееп соответствующий, способный): обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области.

Следовательно, компетентность есть по существу - обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В нашем случае обладание компетенциями не только в сфере педагогики дополнительного образования детей, но и обладание специфическими знаниями, позволяющими проектировать и реализовывать деятельность в детских творческих объединениях различных направлений. Иными словами, компетентность является личностным свойством педагога дополнительного образования в той или иной предметной области деятельности.

Вопрос профессиональной компетентности педагога в зависимости от его творческих способностей привлекал внимание видных отечественных педагогов. Одним из зачинателей разработки этой проблемы является П.Ф. Каптерев, он объясняет свое пристальное внимание к облику российского педагога, прежде всего школьного учителя тем, что, по его словам, во второй половине ХIХ века «школьный учитель совершил асы демократизация образования».

Следовательно, сегодня в рамках демократизации и реформирования всей системы образования Российской Федерации педагог дополнительного образования должен соответствовать новым задачам развития системы дополнительного образования детей. В настоящее время становится востребованным педагог с такой профессиональной компетентностью, которая позволила бы ему не просто осваивать новое содержание и технологии обучения, но и быть способным к осмыслению своей профессиональной миссии, построению личностно развивающего и культуросообразного взаимодействия со своими учениками. Эффективность профессиональной деятельности зависит от оптимального соответствия субъекта деятельности социальным потребностям, нормам, условиям протекания этой деятельности.

Создавая «идеальную» модель компетентного педагога дополнительного образования следует постоянно иметь в виду границы предметной области и сферы деятельности, необходимо отдавать себе отчет в том, как далеко простирается его компетентность.

Более того, необходимо учитывать и роль личности педагога дополнительного образования в образовательном процессе: личность педагога дополнительного образования в процессах развития, обучения и воспитания ребенка занимает первое место; те или иные свойства его личности будут повышать или понижать их воспитательное влияние. Педагог дополнительного образования влияет на образовательный результат, прежде всего, своими специальными свойствами - компетенциями. Используя при этом не только свой интеллектуальный потенциал, но и определенные личностные качества цельного человека, и, как таковой, воздействуя на своих воспитанников.

Важной педагогической идеей, способствующей содержательному наполнению категории профессиональная компетентность педагога, была мысль П.Ф. Каптерева о том, что в педагогическом процессе развитие обучающегося во многом зависит от постоянного саморазвития педагога. Он писал: «Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят, хотя и на противоположных концах, по одной и той же лестницы - личного развития и усовершенствования: один на вершине ее, другой в самом низу. Но и тот и другой равно работают своим умом, учатся, хотя и каждый по- своему, они - делатели одного поля, хотя и на различных концах его. Их связывает потребность самообразования и развития». .

Вышесказанное подтверждает актуальность данного диссертационного исследования, которая заключается в необходимости в профессионально-компетентных педагогах, способных осуществить образовательные программы в системе дополнительного образования детей с учетом их обновления в меняющихся социокультурных условиях.

Актуальность исследования технологии развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей обусловлена следующими противоречиями:

Противоречия социально-педагогического характера:

  • * между усилением идей гуманизации и демократизации, переходом на компетентностный подход в образовании и недостаточным реагированием дополнительного профессионального педагогического образования на эти изменения;
  • * между тенденциями к прогнозному, проективному характеру образования и развития личности и недостаточной технологической готовностью дополнительного профессионального педагогического образования к обеспечению этих процессов;
  • * между повышением требований к профессиональному уровню педагога дополнительного образования со стороны общества, потребностью педагога в самореализации, в освоении способов личностной, социальной, профессиональной адаптации к происходящим изменениям и фрагментарностью разработки средств личностно-профессионального развития педагогов дополнительного образования.

Эти противоречия актуализируют проблему удовлетворения социально-образовательной потребности педагогов дополнительного образования в овладении технологиями развития педагогической компетентности как залога профессиональной и жизненной успешности.

Противоречия научно-педагогического характера:

  • * между широким использованием в литературе термина «профессиональная компетентность педагога» и отсутствием нормативно закрепленного содержания данного понятия, неопределенностью перечня компетенций специалистов различных направлений педагогической деятельности, сущностных и формальных характеристик профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
  • * между наличием научных разработок по теории развития личности, образованию взрослых, компетентностному подходу в образовании, по развивающим и личностно-ориентированным технологиям обучения; определенностью концептуальных подходов развития системы дополнительного образования детей и недостаточностью исследований в области развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

Данные противоречия актуализируют проблему теоретического обоснования и разработки модели формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Противоречия научно-методического характера:

  • * между направленностью дополнительного профессионального образования на развитие для социальной мобильности педагогов, их личностного потенциала, способности к решению проблем и доминированием в существующей практике дополнительного педагогического образования программ, обеспечивающих получение знаний по определенному направлению-педагогической деятельности;
  • * между потребностями педагогической практики в новых методиках и технологиях, развивающих профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, и недостаточностью дидактических средств, учебно-методических комплексов, разработанных на основе современных технологий развития личности для системы дополнительного педагогического образования.

Эти противоречия актуализируют проблему разработки современных дидактических средств технологии развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Обусловленная совокупность выявленных противоречий позволила сформулировать проблему исследования, заключающуюся в определении теоретических основ и поиске оптимальных решений по технологии развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Актуальность сформулированной проблемы, поиск путей разрешения указанных противоречий определили выбор темы диссертационного исследования: «Технология развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования на примере творческих объединений».

Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования.

Предмет исследования: определение технологии развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования. Цель работы заключена в обосновании модели развития профессиональных компетенций педагога в современных условиях дополнительного образования детей на примере творческих объединений.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования станет более эффективным, если будут:

  • - проанализированы психолого-педагогические основы понятий профессиональной компетенции и профессиональная компетентность
  • - разработана модель формирования профессиональных компетенций педагога
  • - определен уровень сформированности профессиональных компетенций педагога
  • - реализована модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной работы
  • 1. проанализировать психолого-педагогические основы понятий профессиональной компетенции и профессиональная компетентность
  • 2. разработать модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
  • 3. выявить пед.потенциал творческих объединений в формировании профессиональных компетенций педагога д.о.
  • 4. определить уровень сформированности профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
  • 5. реализовать модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной работы

Методологической основой исследования является учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее активности в процессе развития, идеи целостности субъективной реальности человека, рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого-педагогической науки и практики в области становления профессионально компетентного педагога.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • * на основе существующих подходов в определении содержания профессиональной компетентности педагога выделено содержание педагогической компетентности;
  • * . определен уровень сформированности профессиональных компетенций педагога

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что:

  • · разработана модель формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей;
  • · результаты исследования результаты и выводы исследования могут найти применение в различных образовательных системах дополнительного образования детей.

До настоящего времени отсутствуют четко обозначенные научные представления о том, какими личностными свойствами, качествами, знаниями, умениями и навыками должен обладать педагог дополнительного образования, т.е. нет определенной четкой структуры профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Анализ обеспеченностью педагогическими кадрами учреждений системы дополнительного образования детей показывает, что, в силу специфичного своего положения во всей системе образования, они всегда пополнялась творческими и инициативными людьми, увлеченными «своим делом», профессионалами - «мастерами своего дела», но, к сожалению, в большинстве своем не имеющими даже базового педагогического образования. Повысить свою квалификацию, в том числе по педагогике и психологии, методике дополнительного образования в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров сегодня достаточно проблематично даже в центрах регионов. Особенно это трудно, если учитывать конкретный (предметно-деятельностный) профиль деятельности педагога дополнительного образования, так как данные образовательные учреждения ориентированы, в основном, на учительский и управленческий корпуса системы образования. Данная ситуация не может способствовать компетентному решению педагогами дополнительного образования стоящих задач по дополнительному образования детей, их воспитанию, развитию, самоопределению и самореализации.

Выделим педагогические компетенции педагога дополни тельного образования, проявляющиеся в практической образовательной деятельности:

  • - умение применять современные методы и средства педагогической диагностики;
  • - разрешать педагогические ситуации, учитывая различные по уровню развития, склонностям, способностям и состоянию здоровья категории обучающихся, в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ дополнительного образования;
  • - умение результативно готовить обучающихся к участию в мероприятиях (конкурсах, выставках, олимпиадах, и т.п.) различных уровней, вплоть до региональных и всероссийских;
  • - самостоятельно апробировать и успешно применять инновационные педагогические технологии или их элементы, которые достойны распространения среди коллег;
  • - создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся;
  • - реализовать в педагогической практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания;
  • - управлять самообразованием обучающихся (воспитанников).

Между тем многообразие жизненных «походных» ситуаций и обстоятельств, постоянно растущие требования общества к системе дополнительного образования по спектру предоставляемых услуг - оздоровительных, образовательных, досуговых и т.д. - настолько разнообразят педагогическую практику, что односторонняя приверженность специфическим педагогическим компетенциям педагога дополнительного образования «широкого профессионального спектра» нередко становится сдерживающим фактором в процессе совершенствования его профессионального мастерства. Вполне очевидно, что педагогические ситуации и порождаемые ими педагогические проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогу ДО в процессе обучения существенно различаются. Эти различия являются отражением присущих особенностей творческих объединений необходимостью организации процесса дополнительного образования в малых группах (объединениях), как правило, неоднородных по половозрастному составу, уровню познавательных интересов и мотивации, уровню физической и функциональной подготовленности к деятельности в условиях автономного жизнеобеспечения детского коллектива.

профессиональный педагог компетентность творческий

Литература

  • 1. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст]: дис…. д-ра пед. наук:13.00.01 / В.А. Адольф. - М., 1998. - 352 с.
  • 2. Словарь иностранных слов. [Текст]: / 18-е изд. стереотипное. - М.: Русский язык, 1989.
  • 3. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики. [Текст]: / П.Ф. Каптерев. - Пб., 1915.
  • 4. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования [Текст]: / П.Ф. Каптерев./ Избр.пед.соч. - М., 1982.
  • 5. Козырев, В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография. [Текст]: / В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.Л., Тряпицина и др. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2005.
  • 6. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия инструментарий: [Текст]: Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. / Учеб.-метод. пособие. - М, 2005.
  • 7. Козберг Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности: [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Козберг - Воронеж, 2000.
  • 8. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. [Текст]: Б.С. Гершунский - М., 1997.

Доклад по теме:

«Совершенствование профессиональной компетенций педагога дополнительного образования »

Подготовила

педагог дополнительного образования

Саган Екатерина Васильевна

Миньяр 2012

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний.

под лавиной знаний могут быть погребены

пытливость и любознательность.

Умейте открывать перед ребенком в окружающем

мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Педагог дополнительного образования должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Сегодня востребован не просто педагог, а педагог- исследователь, педагог- психолог, педагог- технолог, умеющий проводить диагностику выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные технологии, методические приемы и разрабатывать авторские образовательные программы. Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

    быть чутким и доброжелательным;

    понимать потребности и интересы детей;

    иметь высокий уровень интеллектуального развития;

    обладать широким кругом интересов и умений;

    быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

    быть активным;

    обладать чувством юмора;

    располагать творческим потенциалом;

    проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Основные принципы организации методической работы:

    Научность,

    Гуманность,

    Системность,

    Актуальность,

    Востребованность.

Качество методической работы напрямую влияет на эффективность воспитательной работы, уровень профессионально- педагогической компетенции педагога дополнительного образования.

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога включает следующие структурные элементы: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально- педагогическая. Основополагающей, или базовой, является интеллектуально- педагогическая компетентность, которую сегодня определяют как метаспособность, определяющую меру освоения субъектом педагогической деятельности. Именно на развитие этой метаспособности направлен весь спектр комплексных мероприятий - выставки, конференции, научно- практические семинары, мастер - классы, творческие встречи, творческие группы, методические объединения.

Определение профессионально- педагогической

компетенции и активности педагогов

Форма работы

Присутствие на конференциях, семинарах

Выступление на конференциях, семинарах, проведение мастер - классов

Методические пособия

Проведение открытых занятий

Участие в методической выставке- конкурсе

Победитель в методической выставке- конкурсе

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Призер конкурса профессионального мастерства

Повышение профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога . Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка. Развитие профессионализма, или профессионализация педагога , - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

    способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

    знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

    склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Развитие и совершенствование всех элементов педагогического мастерства возможно только а процессе саморазвитияличности учителя, происходящего на основе самообразования и самовоспитания. Самообразование - целенаправленная, систематическая, самоуправляемая познавательная и практическая деятельность, необходимая для решения проблем, возникающих в трудовой и общественной жизни, которая осуществляется через внутренние добровольные побуждения на основе сформировавшихся мотивов деятельности. Обнаруживая противоречия между необходимым и реальным запасом своих знаний, недостаточную эффективность используемых форм и методов работ, педагог приходит к необходимости переосмысления и в известной мере переформирования профессиональных знаний. Самообразование педагога влияет не только на формирование его профессиональных умений, а также на формирование его профессиональной позиции, на его отношение к своей педагогической деятельности, формирует характер, развивает интеллект. Самообразовательная деятельность это самостоятельная познавательная деятельность по приобретению знаний из различных источников информации, систематизации и обобщению этих знаний.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    работа в методических объединениях, творческих группах;

    исследовательская деятельность;

    освоение новых педагогических технологий;

    различные формы педагогической поддержки;

    активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

    обобщение собственного педагогического опыта;

    использование ИКТ.

Субъекты образовательного процесса действуют как партнеры, стремящиеся к высотам мастерства и общественного признания. Уровень обучения и развития определяется здесь мерой совместного труда педагога, обучающегося и его родителей, т.е. всех субъектов образования, заинтересованных в быстром успехе.

Доклад по теме:

«Профессионально педагогическая компетентность педагога дополнительного образования».

Подготовила: Кайтукова В. Г.

педагог дополнительного

образования МКДОУ д/сад №7

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеуроч­ной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направ­лена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отве­чающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги допол­нительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

Быть чутким и доброжелательным;

Понимать потребности и интересы детей;

Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

Обладать широким кругом интересов и умений;

Быть готовым к выполнению самых разных обязанно­стей, связанных с обучением и воспитанием детей;

Быть активным;

Обладать чувством юмора;

Располагать творческим потенциалом;

Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на раз­витие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педа­гога, - целостный непрерывный процесс становления лич­ности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разре­шается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием про­фессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого про­фессионального мастерства любого специалиста. Причем лич­ностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении чело­века к выполнению им профессиональной деятельности сви­детельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в дея­тельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом слу­чае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изме­нения.

Специалисты в области психологии труда разработали кон­кретные положения, характеризующие соответствие лично­сти профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

1) способности и предрасположенность к работе опреде­ленного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

2) знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

3) склонность и желание работать, иначе - воля и моти­вация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на позна­вательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессио­нальной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессиона­лизме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и чело­век восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обра­щений к работнику по проблематике, связанной с его профес­сиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адап­тироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью чело­века, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем разви­тия способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним отно­сятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очеред­ности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятель­ности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффек­тивность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворен­ных деятельностью, используя систему субъективных крите­риев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зави­сит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состоя­ние, тем более что деятельность педагога подвержена силь­ным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуще­ствлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка централь­ной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утрен­няя гимнастика.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно упо­требляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится пред­метом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    Работа в методических объединениях, творческих группах;

    Исследовательская деятельность;

    Освоение новых педагогических технологий;

    Различные формы педагогической поддержки;

    Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

    Обобщение собственного педагогического опыта;

    Использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

    самоанализ и осознание необходимости;

    планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

    самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия„компетентный ”в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

    *управленческий аспект: как педагог анализирует,планирует, организует,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

    *психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;

    *педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следу­ющим образом:

1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряже­ние пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют сни­жению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.

2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.

3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.

4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.

5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

Педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

Педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

Педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

Педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

Педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

1

Дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образо-вания. Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация дополнительных общеобразовательных и предпрофессиональных программ, выходящих за рамки ос-новных. По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направ-ления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессио-нальной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть ха-рактер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленно-сти мы разделили их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий) и пре-подаватели детских художественных школ, осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры. Общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изо-студии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направ-ленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содер-жанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искус-ства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятель-ность.

профессиональная компетентность

художественное образование

дополнительное образование

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Проект от 10.04.2014 года.

3. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных про-грамм в области искусств: в 2 ч. Монография: сборник материалов для детских щкол искус-ств / Авт.сост. А.О. Аракелова. – Москва: Минкультуры России, 2012.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществ-ления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным програм-мам».

5. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1244-р «О Концепции развития обра-зования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы».

6. Рекомендации парламентских слушаний «О состоянии и перспективах развития си-стемы дополнительного образования детей в Российской Федерации» Комитет Совета Фе-дерации по науке, образованию и культуре от 17 апреля 2014 года.

7. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Рос-сийской Федерации до 2020 года». «Педагогическое образование и наука» Научно-методический журнал, 2012, № 8.

Постановка проблемы. Современные требования к качеству образования определили направления его развития на всех уровнях, изменили отношение к дополнительному образованию детей, в котором особое внимание уделяется развивающейся личности ребенка, а сущность определяется гуманистической природой педагогической деятельности. На данном этапе дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образования. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом» . Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями общего образования.

В проекте Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации определена миссия «дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке». Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». В законе указывается на то, что это образование, которое направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, а также оно должно удовлетворять их индивидуальные потребности в разностороннем развитии.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Содержание обусловливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Специфичность условий дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы.

В педагогической науке нет единства взглядов на то, какими компетентностями, знаниями, умениями и навыками, личностными свойствами должен обладать педагог дополнительного образования. Сама трактовка определения понятия «педагог дополнительного образования» осложняется различиями в содержании и направленности деятельности педагогов. Педагогами дополнительного образования детей называют: педагогических работников осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях начального профессионального образования (детские художественные школы (ДХШ) и детские школы искусств (ДШИ); руководителей кружков, студий; методистов учреждений дополнительного образования, функционирующих в режиме кружковой работы, культурно-досуговой деятельности; педагогов-организаторов культурно-досуговой деятельности.

Деятельность педагогов дополнительного образования любой направленности определяет Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». На основании анализа содержания документов была выявлена специфика дополнительного образования детей, которая предъявляет особые требования к профессионализму педагога дополнительного образования.

Во-первых, дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности. Фактически оно становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе и для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития.

Во-вторых, дополнительное образование детей не является обязательным, осуществляется на основе добровольного выбора детей, их семей в соответствии с их интересами и склонностями. Дополнительное образование не является унифицированным и ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при реализации общего основного образования.

В-третьих, в дополнительном образовании формируются необходимые для индивидов и общества установки и навыки (когнитивные, эмоциональные, социальные). В этом отношении дополнительное образование детей дополняет и расширяет результаты, обеспечиваемые в рамках основного общего образования.

В-четвертых, сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течении всей жизни.

В-пятых, для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества ресурсов основного образования, дополнительное образование осуществляет компенсаторную функцию, компенсируя недостатки общего образования или представляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей. Дополнительное образование детей выполняет и функцию «социальной инклюзии».

В-шестых, дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени.

В-седьмых, дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, передачи традиционных культурных практик. Содержание и формы дополнительного образования детей наиболее полно отражают особенности территории, традиции народов и местного сообщества.

В соответствии с повышением статуса дополнительного образования меняются требования к профессиональной компетентности педагога, реализации его педагогической роли, связанной с необходимостью осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка, тьюторство и фасилитацию.

Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть характер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности разделим их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий), осуществляющие свою деятельность в системе дополнительного образования и преподаватели детских художественных школ (ДХШ), осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры.

Специфика профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (студии) и преподавателя детской художественной школы во многом будет общей, и заключается в том, что каждый педагог системы дополнительного образования должен обладать следующими специальными компетентностями:

  • компетентность в создании условий для индивидуального развития личности ребенка;
  • компетентность в осуществлении компенсаторной функции дополнительного образования относительно общего образования;
  • компетентность в организации развивающих видов деятельности с опорой на интересы, личностные и возрастные особенности детей, применение широкого спектра форм, активных и интерактивных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса;
  • компетентность в способах удовлетворения творческих и познавательных потребностей обучающихся, содействии в выборе их индивидуальной образовательной траектории, создании каждому ребёнку ситуации успеха;
  • компетентность в планировании и прогнозировании результатов учебно-воспитательного процесса;
  • компетентность в организации обучающей и воспитательной деятельности разновозрастных групп, организации совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;
  • компетентность в выявлении и развитии творческих способностей детей и подростков, наблюдение положительных изменений каждого в сравнении с самим собой, психолого-педагогическая поддержка одаренных детей и детей с девиантным поведением.

Руководитель кружков (студий) художественно-эстетического направления ориентирован на достижение разноплановых результатов: художественно-эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся; формирование у детей умений и навыков практической художественной деятельности; приобщение к различным профессиям художественной направленности, помощь в профессиональном самоопределении; организация свободного времени детей и подростков; приобщение обучающихся к художественной и духовно-практической сфере деятельности разных народов, этнокультуре.

Специальные компетентности руководителя художественного кружка (изостудии) диктуют психолого-педагогические условия его подготовки, а именно: необходимость реализации интегративного подхода на всех уровнях подготовки с учетом всех этапов многоуровневого, структурно моделированного образовательного процесса; интеграция общенаучных, педагогических и психологических знаний, а также использование активных и интерактивных педагогических технологий, форм и методов обучения; инициирование педагогом ценностного отношения к организации образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей с учетом принципов системности, вариативности, сотворчества на основе определения специфики системы дополнительного образования детей; ориентация процесса подготовки педагога на способность обучающихся использовать теоретические знания и практический опыт в решении профессиональных задач в системе дополнительного образования.

Характер деятельности руководителя кружка (студии) по изобразительному искусству определяются местом, где работает педагог. Так кружки, творческие мастерские и студии художественного творчества могут быть организованы во дворцах, в домах и центрах детского и юношеского творчества, клубах по интересам при учреждениях культуры, этнических клубах, центрах эстетического воспитания детей и юношества при музеях, общинных центрах, при воскресных школах, на базе общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, центрах народных промыслов и др. Широкое развитие имеет практика культурно-образовательной работы с детской и подростковой аудиторией в музеях.

Так как детские художественные школы относятся к сфере дополнительного образования, то требования к профессиональной компетентности, которой должен обладать каждый преподаватель данной системы, идентичны в плане общепрофессиональной и общеотраслевой компетентностей. Однако они имеют свой характер деятельности, который влияет на специальную компетентность преподавателя ДХШ. Его деятельность регламентируется Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства ориентирована на следующие предполагаемые результаты:

Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и художественного вкуса;

Создание прочной основы для приобретения обучающимися опыта художественно-творческой практики и самостоятельной работы по изучению и постижению различных видов изобразительного искусства;

Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Федеральные государственные требования являются обязательными при реализации предпрофессиональных образовательных программ ДХШ и ДШИ с учётом обеспечения преемственности предпрофессиональных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств. На основании статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ», можно определить некоторые особенности реализации образовательных программ в области искусств, которые реализуются в детских художественных школах, и принципиально отличают их от программ, которые реализует руководитель художественного кружка (изостудии). Эти особенности выражаются в том, что перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти. В Федеральных государственных требованиях определен минимум содержания, структура, условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. (ФЗ-273 п.3,4,5,6,7 ст. 83) Данная специфика будет оказывать влияние на характер деятельности преподавателя детской художественной школы и выразится в его специальной компетентности.

Общеотраслевую компетентность для педагогов системы дополнительного художественного образования можно расширить - это будет компетентность:

  • в мотивации детей на углубленное изучение разнообразных видов изобразительного искусства и творчества;
  • в углубленном освоении способов работы с различными художественными материалами;
  • в развитии у детей творческих изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, восприятия;
  • в организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей;
  • в мотивации обучающихся на участие в выставках и творческих проектах;
  • в создании художественно-образовательной среды, использовании наглядного представления художественных объектов и процессов;
  • в активизации творческой деятельности каждого учащегося, используя такие свойства изобразительной деятельности, как: возможность проявить себя через разнообразные художественные средства, творческое переосмысление реальности, преодоление трудности в получении результата, сравнение своего замысла с идеями других учащихся;
  • в формировании позитивного отношения к творческому процессу, к художественно-творческим проявлениям юных художников, независимо от качественного уровня этого проявления;
  • в развитии способностей учащихся к занятиям изобразительным искусством, в осуществлении индивидуального подхода, предоставлении обучающимся разноуровневых заданиями;
  • в мотивации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.

Список профессиональных компетенций педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления может быть дополнен и изменен в зависимости от личностных качеств и способностей самого педагога, от запланированных целей и задач на определенный период обучения детей, а также от содержания реализуемой программы обучения.

Таким образом, общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содержанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искусства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятельность. Специальная компетентность профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы в целом зависят от выявленных нами особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных организациях.

Рецензенты:

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ОмГПУ, г. Омск;

Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск.

Библиографическая ссылка

Сухарева А.П., Сухарев А.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДО-ПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НА-ПРАВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16618 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»