Тема: Для чего нужны прилагательные. Роль прилагательных в речи Для чего нужно прилагательное в русском языке

Вводный урок » на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно педтехнологии «обучение в сотрудничестве.

Цель: 1.исследование особенностей употребления прилагательных в речи

2. развитие проектно- исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, обобщения в виде проекта); развитие информационно-коммуникативной компетенции

3. воспитание ответственности учащихся за общий результат групповой деятельности (формирование умений сотрудничества)

Форма урока : проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; метод проектов, работа в группах, анализ художественного текста; упражнения на развитие речи.

Ход урока:

1). Введение в тему урока : сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа. Предлагаю для начала немного развлечься: загадки с использованием описательных признаков предмета (домашние заготовки):

Зимой беленький, летом серенький. (заяц)

Белая морковка на крыше растёт. (сосулька)

Была белая, седая, пришла зелёная, молодая. (весна)

Красные лапки, длинная шея. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (гусь)

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз).

Учитель:

Что помогло вам отгадать загадки? (в них обозначаются признаки того предмета, кот. нужно отгадать. Как называются эти признаки, на какие вопросы отвечают? (прилагательные)

Сегодня мы начнем изучать тему «Имя прилагательное». Наш урок будет не обычным, мы сегодня исследуем: для чего и зачем нам прилагательные? Тема урока (слайд) Для чего нужны прилагательные? (запись)

Цель нашего занятия: собрать сведения: нужна ли нам эта часть речи (проблема), где можно и для чего использовать прилагательные. А в конце урока обобщим нашу собранную информацию в виде проекта.

Для начала вспомним, что знаем о прилагательных из начальной школы?

2). Сравните тексты: что общего и чем отличаются? (слайд)

А. Всю ночь шёл дождь. Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звёздочки не зажигались. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям застучали капли. Так всегда начинается дождь.

Б. Всю ночь шёл тёплый дождь. Он начался тихо, без порывистого ветра, без ослепительных молний, без страшной грозы, без угрюмых туч. Небо потускнело, а после захода торопливого солнца робкие звёздочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по унылым, грустным ветвям застучали звонкие капли. Так всегда начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.

(общее: оба текста по теме «начало дождя», отличие: 1-й текст без прилагательных-сухой, неинтересный. А 2-й –с прилаг. – интереснее, разнообразнее).

Вывод №1: прилагательные делают текст интересным, удивительным, разнообразным.

Прилагательные как краски делают предметы удивительными и интересными

Стихотворение: (ученик)

«Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Анализ текста Б:

Тема текста: как начинается дождь

Выпишите словосочетания с прилагательными, передающие описание начала дождя, в каком значении они использованы? (переносном):

(страшной грозы, робкие звёздочки, свежим запахом, унылым, грустным ветвям, звонкие капли). Такие словосочетания в литературе называются эпитетами. Прилагательное в переводе с греческого языка – «эпитет». эпитеты – это образные прилагательные. Создаётся образная картина природы.

Какое настроение (впечатление) передаёт автор? (смена настроения: спокойствие, лёгкая грусть сменяется звонким стуком капель..)

Опишите весну с помощью прилагательных - эпитетов (тёплая, яркая, солнечная, зелёная, звонкая, радостная)

Вывод №2: прилагательные в художественном тексте выступают в роли эпитетов - создаётся образная картина природы.

Учитель: прилагательные могут использоваться не только в худ. стиле, но и в научном, давайте сравним:

Снег- подберите прилагательные к данному слову (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, колючий, голубой)

Дождь- (звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, тёплый, мелкий)

Какие прилагательные могут быть употреблены в художественном описании, а какие могут быть использованы, например, в сообщении о погоде (в научном стиле), почему?

Вывод №3: в научном описании прилагательные используются только в прямом значении, т.к. представление о предмете должно быть точным и конкретным, а художественное описание обычно имеет образный характер, поэтому чаще употребляются в переносом.

3). Прилагательные в речи.

Учитель :- с какой частью речи тесно связаны прилагательные, почему?

(с сущ.-ми, потому что обозначают их признак, т.е. описывают предмет с разных сторон).

Всем известно, что можно описать любой предмет, перечисляя его признаки по:

Форма: Запах:

Размер: Вкус:

Цвет: Температура:

Материал: Свойство:

Подберите на каждый признак 2-3 прилагательных (письменно). Составьте предложение о любом предмете, который будет описан разными признаками. (Я ем большое красное душистое яблоко).

Вывод№4: прилагательные обозначают качества и свойства предмета.

Прилагательные также используются при описании внешности человека – в литературе это называется портретное описание:

Текст: «Маруся всякий раз всплескивала слабыми ручонками, и глаза её загорались радостным огоньком. Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, когда она смеялась. Это было бледное крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, ходила она ещё плохо, неуверенно ступая тонкими ножками... Голова покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. Платье девочки было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные».

Составьте словесный портрет девочки – выпишите с-сочетания с прилагательными. В каких жизненных ситуациях используется портретное описание? (объявление о пропаже, розыск)

А можно описать характер человека, его качества. Вспомните, какими качествами наделялись известные сказочные герои: Василиса Премудрая, красная девица, добрый молодец, храбрый портной и др.

Подберите к данным прилагательным по одному синониму и антониму:

Неряшливый - грязный, аккуратный

Мудрый – умный, глупый

Отважный – храбрый, трусливый

Талантливый – даровитый, бездарный

Равнодушный – безразличный, инициативный

Знаменитый – популярный, неизвестный

Ласковый – нежный, грубый

Жестокий – беспощадный, добрый

В каких случаях мы употребляем подобные прилагательные? (когда характеризуем человека)

В литературе – оценочные слова

Вывод№5: прилагательные используются в портретном описании и как слова оценочного характера.

4).Обобщим результаты исследования : -какова главная функция прилагательных? (описательная). Использование их в художественном тексте в качестве эпитетов, как оценочные слова.

Работа над составлением проектов: мы начали изучать прилагательные, в дальнейшем эта работа завершится итоговым проектом по теме «Имя прилагательное». Сегодня начнём первую страницу проекта. В каждой группе распределим обязанности: а) «теоретики» (обобщить знания, полученные в результате исследования), б) «творческие люди»- подобрать загадки, стихи, пословицы с использованием прил. чтобы это красиво оформить нужны в) «художники» и г)«сочинители» - вам предлагается текст к репродукции одной из самых известных картин И.Левитана "Март". (Пейзажи настроения). Как вы заметили, в нём не хватает прилагательных. Вставьте недостающие слова, чтобы получился интересный весенний текст.

Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся …. Снег становится … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. …..воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

5). Защита и обсуждение проектов каждой группы (сравнивание).

6). Итоги урока, дом. задание : в любом художественном найти и выписать отрывок с множеством прилагательных, определить их роль в данном эпизоде.

Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной, им отчасти публицистической, речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах… (П.). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (П.). Нередко прилагательные характеризуют и поведение героя, хотя в этом случае с ними успешно конкурируют глаголы; ср.:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах так

небрежен!

(А.С. Пушкин)

При этом предпочтение отдается кратким формам прилагательных, берущим на себя предикативную функцию.

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Г.). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Купр.). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах.


В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных. Так, М. Горький обратил внимание на стилистическую беспомощность одного из начинающих литераторов, «украсившего» речь прилагательными: Бессмысленная, вялая какая-то, скучная смерть веяла ровным дыханием. Горький пишет: «Это очень характерная фраза для вас. А ведь в ней, несмотря на три определения понятия «смерть», - нет ясности. Сказать «вялая смерть» и прибавить к слову «вялая» - «какая-то» - это значит подвергнуть сомнению правильность эпитета «вялая». Затем вы добавляете - «скучная», - к чему это нагромождение?».

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».

Введение

Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать ее более интересной, образной, впечатляющей?

Попробуйте рассказать о русской зиме человеку, живущему в другой стране. Мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».

Мало просто назвать окружающие нас предметы, нужно суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху и т.д. И первые помощники людям в этом деле прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Это благодаря прилагательным утро становится солнечным и добрым, мама – веселой, красивой и любимой, суп – вкусным и аппетитным, книжка – интересной, увлекательной, задачка – легкой, а ты – умным.

Мы знаем, что имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют - создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст.

Мы поставили перед собой проблему: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?

Наша цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном по трем параметрам:

  1. Частота употребления прилагательных;
  2. Значение, в котором они употребляются;
  3. Роль прилагательных в речи.

Для достижения поставленной цели мы изучили печатные издания (художественную литературу, учебники, словари, газеты) и интернет-ресурсы.

Глава I. Имя прилагательное как часть речи

  1. Прилагательное – самостоятельная часть речи

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какие», «какое», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым (Приложение 1, Приложение 2).

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки:

  • Сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
  • Из качественных прилагательных возможно образовать: сложное прилагательное путем повтора (вкусный-вкусный, большой-большой), однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
  • Имеют антоним (глупый - умный), а иногда и гипероним (большой – огромный).

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умную, вкусную) и краткую (умен, вкусен). Полная форма склоняется по числам, родам и падежам. Краткая форма не склоняется. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная – обычно как определение.

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший).

Положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом). Сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк). Превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде, лучший хирург в стране).

Относительные прилагательные обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный) и т.д. Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото – болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный. Прилагательные также могут образовываться путем словосложение двух основ: бледно-розовый, трехлетний.

Глава II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

  1. Художественный стиль

Литературно-художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.

Обратимся к отрывку из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

…- Постой,

Отвечает ветер буйный ,

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной ,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места.

В том гробу твоя невеста…

Здесь автор использует имена прилагательные, как в прямом (высокая гора, глубокая нора, гроб хрустальный, пустое место), так и в переносном (ветер буйный, за речкой тихоструйной, во тьме печальной) смысле, делая текст образным, живописным и ярким. С помощью прилагательных (буйный, могуч) автор уподобляет ветер живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием ветер.

Примеры прилагательных в художественных текстах, их роль и функции мы отобразили в таблице:

Художественное произведение

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Прилагательные помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Здесь уже присутствуют не просто прилагательные, а художественное образное определение – эпитеты.

И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

Прилагательные создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить. Характеризуют признаки зимнего леса, ярко, красочно описывают предметы, создают образную богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

…У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса – там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Проанализировав фрагменты из нескольких произведений А.С. Пушкина и произведения И.С. Соколова-Микитова, мы пришли к следующим выводам:

  1. Роль прилагательных в художественном стиле трудно переоценить. Так в отрывках из произведений А.С. Пушкина прилагательные составили 31-34 %;
  2. В художественном стиле прилагательные в основном используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа.
  1. Публицистический стиль

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Прилагательные в этом случае в большинстве своем напоминают прилагательные художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

Для анализа мы обратились к статьям и информационным заметкам газеты «Магнитогорский металл»:

Статьи и заметки

Характеристика, функции, роль прилагательных

«В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня – один из важнейших государственных институтов. От того, как организована ее работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счете, уровень жизни россиян…»

Качественные прилагательные используются в превосходной степени.

«Вчера над южными районами Челябинской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами».

Прилагательные уточняют место событий, характеризуют последствия событий.

В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля мы сделали такие выводы:

  1. Количество прилагательных в публицистических статьях меняется; результаты исследования показали, что в выбранных нами статьях из газеты «Магнитогорский металл» прилагательные составляют 11-19 %;
  2. В публицистическом стиле в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении;
  3. Прилагательные делают информацию более точной, конкретной, полной и образной.
  1. Научный стиль

Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления, предметы, называть их и объяснять. Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая и т.д.

Для изучения научного стиля мы обратились к анализу некоторых статей из Толкового словаря русского языка В.И. Даля:

  • Лодка, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами.
  • Опупок м. опупь ж. опупье ср. – округлый холм, пологая и ровная горка; округлая вершина горы; возвышенное место, образующее остров во время разлива. || Шишка, пуговка, выпуклость. У оленя до рогов появляются на лбу опупки. В числе украшений на серебряной посуде бывали опупки.

А также к учебнику русского языка за 5 класс (первая часть):

  • Лингвистическая кладовая

В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра- , па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка, пра матерь, пра внук приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, пра родина ее значение – « первоначальный , древний ».

В ходе анализа нами были сделаны следующие выводы:

  1. В текстах научного стиля прилагательные составляют примерно 5-10 %;
  2. В научном стиле прилагательные, как правило, употребляются в прямом значении, так как предназначены передавать точную информацию;
  3. Прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
  1. Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена информацией по бытовым вопросам в непринужденной обстановке. Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Обычная форма разговорного стиля – диалог. Например, вот такой диалог мамы и дочери:

Мама, купи мне это платье.

Но оно такое дорогое !

Ну, мама, оно такое красивое и элегантное .

Нет, оно слишком короткое .

Ну, мама, оно ведь такое строгое , как я хотела!

Ладно, куплю я тебе это черное платье.

Мы видим, что без употребления имен прилагательных девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.

Еще один диалог из произведения для детей Надежды Купавы «Тигр»:

Вот, мама, скажи, тигр какой?-

Доченька, он полосатый ,

Бывает и добрый , и злой …-

А дочка: - Еще усатый !

И мордочка, как у кота.

Глаза такие большие !

А где от ушей до хвоста

Ему полоски пришили? –

Он, дочка, родился такой.

Папа и мама такие…

Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.

Заключение

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и непонятна.

Имена прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом различные функции:

  • передача более точной информации,
  • создание художественного образа,
  • обмен информацией по бытовым вопросам.

Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На наш взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

Библиографический список

  1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель: АСТ, 2006. 349 с.
  2. Интернет-портал https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Пушкин А. С. Стихотворения. М.: Русская книга,1998. 336 с.
  4. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. Ч.1; под ред. А.Д. Шмелева. М.: «Вента-Граф», 2014. 304 с.
  5. Соколов-Микитов И. С. Русский лес. М.: Эксмо, 2014.
  6. Электронные образовательные ресурсы http://festival.1september.ru/ http://znanija.com/

Приложение 1

Приложение 2

Отличительные признаки прилагательного

Грамматические признаки

Имя прилагательное

  1. На какой вопрос отвечает?

Какой? Чей?

Высокий человек, красивая песня

  1. Что обозначает?

Признак предмета

  1. К какому слову в предложении относится?

К имени существительному: чистый воздух

  1. Как изменяется?

По падежам, числам и родам: высокие сосны, острая боль, морской воздух

  1. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
  1. Определение: Высокие сосны трещали от стужи.
  2. Именная часть сказуемого: Воздух чистый и прозрачный.

Название:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

ФИО руководителя проекта

Коновалова Елена Викторовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

«МОУ СОШ № 32»

ФИ учащихся

Сличенко Елизавета

Место учебы, класс

Ученица 5 класса «МОУ СОШ №32»

Предметный раздел

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, информатика.

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный уровень

Тема проекта

Проект «Роль имен прилагательных в речи »

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект с использованием межпредметных связей; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта

Цель проекта - научиться употреблять прилагательные в своей речи.

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о прилагательных, изучить их функции в различных стилях языка. Выявить роль прилагательных в различных функциональных стилях речи.

Задачи

Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о прилагательных;

Изучить тексты разных стилей

Выяснить частоту употребления прилагательных и их роль в тексте разных стилей.

Формировать умение правильно использовать их в речи.

Этапы работы (перечень из содержания)

Формирование темы исследования;

Подготовка презентации;

Защита проекта;

Коллективное обсуждение, результаты оценки.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Краткое описание выполненного проекта

Реализуя проектную идею, школьница узнала много о функциональных стилях, употреблении прилагательных в разных стилях речи.

Проанализировала тексты разных стилей.

Усвоила значение понятия «стили речи». А также пришла к выводу, что прилагательные используются во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом

Разные функции. Ученица научилась самостоятельно

находить необходимую информацию, делать ее анализ, обобщать материал, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Участница проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с текстами разных стилей, использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта

Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

Формировать умение правильно использовать в речи прилагательные, работать со справочной литературой, с Интернет ресурсами, составлять презентацию.

Ход выполнения проекта

ПЕРВЫЙ ШАГ: ученица выдвинула проблему: во всех ли функциональных стилях необходимы прилагательные?

ШАГ ВТОРОЙ: - ученица собрала воедино, проанализировала и обобщила имеющуюся в справочной литературе информацию о стилях речи, роли прилагательных.

ТРЕТИЙ ШАГ: - проанализировала тексты разных стилей.

Оформление материала.

Защита проекта.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Методы исследования, наблюдения, логический анализ, метод обобщения.

Приемы работы:

Изучение различных источников;

Работа с документами;

Подбор текстов;

Работа в сети Интернет.

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Оценка работы осуществляется по следующим критериям:

тема проекта раскрыта полностью. Вывод: необходимо постоянно знакомиться с текстами различных стилей. Использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче.

Примеры работ

Примеры ученических работ

Презентация

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

Работа над проектом заинтересовала пятиклассницу.

Перспективы развития проекта

Провести классные часы об использовании прилагательных в разных стилях речи для учащихся младших классов.

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Создать подборку текстов региональных писателей для выявления роли прилагательных в разных стилях.


Подписи к слайдам:

Информационно-исследовательский проект «Роль имени прилагательного в речи» Подготовила: Сличенко Елизавета учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 32

Актуальность темы

Проблема: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном.

Имя прилагательное Прилагательное Краткая и полная формы Окончание Именная часть сказуемого Род Число Падеж Какой? Какая? Какие? Чей? Признак предмета Зависит от существительного Изменяемость Согласованное определение

Роль имени прилагательного Художественный стиль Публицистический стиль Научный стиль Разговорный стиль

Художественный стиль «… - Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста…» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Публицистический стиль «В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня - один из важнейших государственных институтов. От того, как организована её работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счёте, уровень жизни россиян…» Газета «Магнитогорский металл», октябрь 2014 год

Научный стиль ЛОДКА, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка» В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра -, па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, прародина ее значение – « первоначальный, древний ». Учебник «Русский язык» 5 класс, часть первая

Разговорный стиль - Мама, купи мне это платье. -Но оно такое дорогое. -Ну, мама, оно такое красивое и элегантное. -Нет, оно слишком короткое. -Ну, мама, оно ведь такое строгое, как я хотела. -Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.

Роль имени прилагательного Художественный стиль – 31-34 %; Публицистический стиль – 11-19 %; Научный стиль – 5-10 %.

Прилагательное

Спасибо за внимание!