Упражнение двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях

ПУНКТУАЦИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 20.

I. Подготовить ответы на вопросы:

1. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

3. Тире в бессоюзном сложном предложении.

II. Выполнить письменно упражнения:

Упражнение 1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. С первым движением льда началось беспокойство колыхалась расшатанная плотина вода бурлила и буйствовала гомонили утки и кулики. (А. Г.) 2. В поле вьюга-завируха в трёх верстах гремит война. (Тв.) 3. Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее леса исчезают холмы сглаживаются трава густеет. (Л.) 4. Выпадают же человеку в жизни дни которые подобны сплошному празднику душа полна ликования· вокруг всё светится сияет земля торжественно поет птичьими голосами звоном таёжных лесов. (Марк.) 5. Встанешь утром часа в четыре выйдешь в сад роса блестит на цветах шумят птицы и насекомые на небе ни облачка. (Ч.) 6. Всё было непривлекательно небо и озеро и пасмурные дали и низкий остров. (Пауст.) 7. Дождь только что перестал облака быстро бежали глубоких просветов становилось всё больше и больше на небе. (Ч.) 8. Идёт направо песнь заводит налево сказку говорит. (Л.) 9. Обедали на свежем воздухе в тени дубов за врытым в землю деревянным столом внизу виднелась речка поля и заросшие лесом холмы. (3айц.) 10. Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят. (Пришв.) 11. Там цвёл яркий летний цветок там выглядывала из-под листа бледно-жёлтая рябиновая кисть. (Сол.) 12.Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зелœенеет короткая бархатная трава солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги. (Т.)

Упражнение 2. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Он попробовал пошевелить левой рукой она не двигалась. (Пауст.) 2 . Я окончательно свалился с ног меня трясла сильная лихорадка и почему-то опухли лицо руки и ноги. (Арс.) 3. Ивлев поглядел кругом погода поскучнела со всœех сторон натянуло линючих туч и уже накрапывало. (Бун.) 4. На улице и возле дач не было ни души старые дачники уже ложились спать а молодые гуляли в роще. (Ч.) 5. Звонче жаворонков пенье ярче вешние цветы сердце полно вдохновенья небо полно красоты. (А. К. Т.) 6. После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман. (Арс.) 7. Вася сразу понял что-то случилось. (Эр.) 8. Упустишь минуту потеряешь часы. (Посл.) 9. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка уложили в неё чемодан погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами последними знаками домашнего баловства. (П.) 10. Представьте себе на улице декабрь вьюга. (Крут.) 11. Яркие звёзды зажглись кое-где по небу красное подобно пожару зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба и громадный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. (Л. Т.) 12. Была ростепель грязь холод реки взломало дороги сделались непроездны. (Л. Т.)

Упражнение 3. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Бросился к лестнице густые облака дыма поднимались навстречу мне. (М. Г.) 2. Мы его предупреждали он советом пренебрёᴦ. (Ок.) 3. Стояла утренняя тишь был смешан с мёдом воздух сочный стекала капельками с крыш роса по трубам водосточным. (Тв.) 4. Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. (Т.) 5. Между тем погода начала хмуриться небо опять заволокло тучами. (Арс.) 6. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. (Пауст.) 7. Нет не сам собою сдвинулся листок это паук желая спуститься отяжелил его своим парашютом. (Пришв.) 8. Обыкновенно древесные стволы служат опорой для ползучих растений которые стремятся вверх к солнцу они так сильно вдавливают свои стебли в кору деревьев что образуют в ней глубокие рубцы. (Арс.) 9. Гроза приближалась величественно издали доносился глухой рокот грома пыль неслась столбом. (Гонч.) 10. Куст весь покрыт мелкими розоватыми цветочками и гудит бабочки порхают пчёлы стреляют во всœе стороны жужжат жуки басят шмели. (Пришв.) 11. Он смущённо оглядел комнату в ней не было ни зеркала ни полотенца. (Эр.) 12. Стёкла раскрытых окон румянились и блестели на заходившем солнце из этих окон неслись на улицу радостные лёгкие звуки молодых голосов беспрерывного смеха. (Т.)·

Упражнение 4. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Начальство узнает не похвалит. (Кор.) 2. Спокойствие и уверенность старика Акимов объяснял только одним опасность миновала. (Марк.) 3. Солнце садилось широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи золотые тучи расстилались по небу всё мельче и мельче. (М. Г.) 4. Мороз в Сибири переносится сравнительно легко воздух сух ветра обычно нет. (Н. Мих.) 5. Не пенится море не плещет волна деревья листами не двинут. (А. К. Т.) 6. Были листья стали почки почки стали вновь листвой. (Тв.) 7. Точной картой мы не располагали так что путь предстоял нелёгкий. (Л.) В. Обычно мы помогаем друг другу один чистит картошку другой растапливает печь. (Вас.) 9. Вскоре после захода солнца полевой стан опустел тракторы ушли на свои стоянки а отработавшая смена ужинала в палатке. (Буб.) 10. Не тряси яблоко покуда зелœено созреет само упадёт. (Посл.) 11. За дело возьмусь руки отваливаются. (Остр.) 12. Бояться волков быть без грибов. (Посл.) 13. Всё было ясно батальон передавался в распоряжение дивизии. (Чак.)

Упражнение 5. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1.Я посмотрела на небо над городом шло не меньше тысячи самолётов. (Кав.) 2. Выжженная солнцем трава глядит уныло безнадёжно хоть и будет дождь но уже не зелœенеть ей. (Ч.) 3. Пароход не мог идти дальше за туманом не видно ни бакенов ни перевальных огней. (Пауст.) 4. За рулём обратил внимание на сосновый бор по всœей опушке расставились сплошным рядом цветущие черёмухи. (Пришв.) 5. Приезжий гость и тут не уронил себя он сказал какой-то комплимент весьма приличный для человека средних лет имеющего чин не слишком большой и не слишком маленький. (Г.) 6. Шутить с болотом было опасно зайдёшь в трясину и не вернёшься. (Марк.) 7. День выдался на редкость хороший было тихо светло и в меру холодно. (Арс.) 8. В окнах бараков не вспыхнуло ни одного огня всœе рабочие были на канале. (Пауст.) 9. И послушалась волна тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько. (П.) 10. Алёша попытался уснуть но не успел внезапно налетела буря. (Мальц.) 11. Острою секирой ранена берёза по коре сребристой покатились слёзы. (А. К. Т.) 12, За прикрытой дверью было тихо постукивали часы-ходики. (Чак.) 13. Как только край заходящего солнца коснулся озёрной глади по ней побежали огненные змейки. (Л.)

Упражнение 6. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Поляна пахнет мёдом и полынью вода в ручье сосновой пахнет хвоей. (Сол.) 2. Часы шли было уже полдевятого всœе уже уехали на тракторе в лес. (В.) 3. Узнают дома беда. (Остр.) 4. Выполнишь задание вернёшься. (Чак.) 5. Ватурин ударил палкой по сосне она зазвенела. (Пауст.) 6. Дунул ветер всё дрогнуло ожило и засмеялось. (М. Г.) 7. Хотел рисовать кисти выпадают из рук пробовал читать взоры его скользили над строками и читал совсœем не то что было написано. (Л.) 8. Мы подъехали к пристани там же на берегу возле пристани на примусе варили кулеш. (Пришв.) Был солнечный прозрачный и холодный день выпавший за ночь снег нежно лежал на улицах на крышах и на плешивых бурых горах. (Kyпp.) 10. Ястреб неспешно махая крыльями пролетел высоко над дальним лесом другой точно так же пролетел в том же направлении и скрылся. (Т.) 11. Было жарко пахло извёсткой и рабочие вяло бродили по кучам щепы и мусора около своей будки спал стрелочник и солнце жгло ему прямо в лицо. (Ч.) 12. Дунул ветер на вершинœе липы обломился сухой сучок и цепляясь за ветви упал на дорожку аллеи из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. (Вер.)

Литература

1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие. М.: Неолит, 2000. (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-002.htm)

2. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи. Справочник. Практикум. – М., 2001.

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина – М: АСТ, 2009.

4. Розенталь Д.Э, И.Б. Голуб Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2003 (и другие издания).

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008.

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Продолжение. См. № 19/2004

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Дидактический материал

10–11-е классы

IV. Тренировочные упражнения (продолжение)

Задание 16 . Понаблюдайте над интонацией предложений 1-й и 2-й групп. Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. Какова роль запятой и точки с запятой в данных предложениях?

1-я группа

1. Был сентябрь, дул верховой ветер, по серой реке сердито прыгали волны, ветер, бешено срывая их гребни, кропил реку холодным дождем. (М.Горький)

2. Серый осенний день клонится к вечеру, тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет и листочка молодых рябинок и березок, раскинувшихся по откосу сжатого поля, далеко видно кругом... (М.Нестеров)

2-я группа

1. Солнце садилось; широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно вымытая, расчесанная волна... (И.Тургенев)

2. Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгоряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания. (И.Тургенев)

    Подготовьте выразительное чтение предложений 1-й и 2-й групп, следите за интонацией: понижайте голос в конце каждого простого предложения и повышайте в начале следующего; там, где стоит точка с запятой, делайте большие паузы.

    Выберите из предложений материал для разных видов разбора. Произведите разбор.

    Какое слово во втором предложении 2-й группы не является членом предложения? Что это за слово?

    Опишите сегодняшний день, используя бессоюзные сложные предложения сначала с запятой, затем – с точкой с запятой. Прочитайте. Одинакова ли будет интонация этих предложений?

Задание 17. Прочитайте тексты. Какие знаки препинания следует поставить между частями бессоюзных сложных предложений в первом и во втором текстах? Почему?
Запишите тексты, восстанавливая пунктуацию предложений.

1) На холстах Шишкина глухо шумят темные боры шелестит резной листвой прозрачный дубняк тонко звенят осинки. На его рисунках сплетаются упругие ветки топорщится колкая хвоя лист растет. (В.Порудоминский)

2) Недели две как стояла засуха тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдаленные леса от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей не разгоняя зноя. (И.Тургенев)

(В первом тексте между частями бессоюзных сложных предложений ставится запятая, во втором тексте части сложных бессоюзных предложений разделяет точка с занятой.)

    Подготовьте выразительное чтение текстов. Укажите особенности интонации предложений первого и второго текстов.

    Как вы думаете: почему в описаниях так часто используются сложные бессоюзные предложения со значением одновременности действий (глаголы несовершенного вида)?

    Что вы знаете о художнике И.И. Шишкине? Какие картины этого мастера кисти вам известны?

    Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «Рожь». Попробуйте описать картину, употребляя сложные бессоюзные предложения.

Задание 18. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Запишите, восстанавливая пунктуацию (запятые и точку с запятой) между частями сложных бессоюзных предложений; расставьте другие знаки препинания. Объясните свой выбор.

1) Мужество есть великое свойство души народ им отмеченный должен гордиться собою. (Н.Карамзин) 2) Мещанство большое зло оно как плотина в реке всегда служило только для застоя. (А.Чехов) 3) Человек ловится на мелочах в крупном можно притвориться мелочь всегда выдает истинную «суть души» ее рисунок ее тяготение ... (М.Горький) 4) Мещанство ползучее растение оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге. (М.Горький) 5) Было суровое январское утро с низменного пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег подгоняемый порывами ветра он колол лицо как иголками и волнами убегал по мерзлой дороге. (Д.Григорович) 6) Это хрустальная прозрачная душа таких людей мало они редки это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем на него всюду и везде можно положиться. (И.Гончаров) 7) Только истинно ученые продолжают учиться остальные предпочитают учить. (Б.Шоу)

– Проверьте свою работу, проанализируйте расстановку знаков препинания:

1) Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою. (Н.Карамзин) 2) Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только
для застоя. (А.Чехов) 3) Человек ловится на мелочах, в крупном – можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную «суть души», ее рисунок, ее тяготение... (М.Горький) 4) Мещанство – ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге. (М.Горький) 5) Было суровое январское утро; с низменного пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег; подгоняемый порывами ветра, он колол лицо как иголками и волнами убегал по мерзлой дороге. (Д.Григорович) 6) Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. (И.Гончаров) 7) Только истинно ученые продолжают учиться; остальные предпочитают учить. (Б.Шоу)

Задание 19. 1) Чем определяются знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях? (Значением бессоюзных сложных предложений.)

2) Вспомните и перечислите основные значения бессоюзных сложных предложений. (Значения перечисления; значения причины, пояснения, дополнения; значения противопоставления, времени, условия, следствия, вывода.)

3) Рассмотрите схемы и вспомните союзы, которыми можно проверить значения бессоюзных сложных предложений; надпишите «проверочные» союзы вверху каждой схемы.

Бессоюзное сложное предложение

Задание 20. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, рядом, где это возможно, напишите соответствующий вариант сложноподчиненного предложения.

1) Воспитание великое дело им решается участь человека. (В.Белинский) 2) Чудик обладал одной особенностью с ним постоянно что-нибудь случалось. (В.Шукшин) 3) Тускло светится луна в сумраке тумана молчалива и грустна милая Светлана. (В.Жуковский) 4) Искусство выполняет работу памяти оно выбирает из потока времени наиболее яркое волнующее значительное и запечатлевает это в кристаллах книг. (Л.Толстой ) 5) Никогда не давай воли своему воображению оно произведет чудовищ. (Пифагор) 6) Раздался выстрел волк продолжал бежать.

    Сравните бессоюзные сложные предложения и синонимичные им сложноподчиненные предложения. Проследите, как изменяется интонация предложений? Какие предложения более выразительны: бессоюзные сложные или сложноподчиненные?

    Выпишите предложение 6. Замените это бессоюзное сложное предложение синонимичными предложениями так, чтобы получилось: а) сложносочиненное; б) простое предложение. При необходимости добавляйте нужные слова. Например:

l) Наступил сентябрь – дети пошли в школу . 2) Наступил сентябрь, и дети пошли в школу . 3) В сентябре дети пошли в школу .

    Сделайте вывод о выразительных возможностях сложных бессоюзных предложений.

Задание 21. Бессоюзие усиливает выразительность фразы. Бессоюзным сложным предложениям свойственны эмоциональная напряженность и динамичность; живость, легкость, простота, изящество, экспрессия. Часто бессоюзные сложные предложения встречаются в пословицах, поговорках, сказках, афоризмах.
Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения подразумеваются (намечаются интонацией) в бессоюзных сложных конструкциях? Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений.

1) Не гоняйся за счастьем оно всегда находится в тебе самом. (Пифагор) 2) Не стыдно учиться и в зрелом возрасте лучше научиться поздно чем никогда. (Эзоп) 3) Нет умного соседа с книгой беседуй. (Пословица) 4) Мир жалок лишь для жалкого человека мир пуст лишь для пустого человека. (Л.Фейербах) 5) Будь повелителем самого себя царствуя и благоуправляя собою ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность. (Пифагор) 6) Хочешь себя изучить посмотри на людей и дела их. Хочешь людей изучить в сердце к себе загляни. (Ф.Шиллер) 7) Ничему не удивляйся удивление произвело богов. (Пифагор ) 8) Слушая и сохраняя молчание ты сделаешься мудрым начало премудрости есть молчание. (Пифагор ) 9) Служенье муз не терпит суеты прекрасное должно быть величаво. (А.Пушкин) 10) Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем это самая первая и важнейшая из всех наук. (Пифагор) 11) Вершины достигаются не сразу мастерство приобретается постепенно. (Латинское изречение) 12) Поле свое обрабатывай собственными своими руками не оставляй его возделывать твоим невольникам земледелие необходимо требует рук свободного человека. (Пифагор) 13) Над осмеиваемыми не тешься наживешь в них врагов. (Клеобул) 14) Жизнь подобна театру в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места. (Пифагор) 15) Пьяного раба не наказывай покажешься пьян. (Клеобул) 16) Воздержись от употребления вина оно есть молоко питающее страсти. (Пифагор) 17) Не возвещай истину на местах общенародных народ употребит оную во зло. (Пифагор) 18) Образованный человек скромен глубокая река спокойна. (Монгольская пословица)

Задание 22. В одном сложном бессоюзном предложении могут совмещаться разные значения. Например, в предложении Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова три простых предложения, между первыми двумя предложениями в этом бессоюзном сложном отношения причинные, между вторым и третьим – следствия.
Прочитайте сложные бессоюзные предложения, определите значения между их частями; запишите, расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматические основы.

1) Кто-то сказал наше сердце подобно очарованному сундучку и зло и добро там лежат рядом. (Г.Циферов) 2) Избери себе друга ты не можешь быть счастлив один счастье есть дело двоих. (Пифагор) 3) Таланты истинны на критику не злятся их повредить она не может красоты одни поддельные цветы дождя боятся. (И.Крылов ) 4) В воздухе над его головою разлились какие-то дивные торжествующие звуки он (Лаврецкий) остановился звуки загремели еще великолепней певучим сильным потоком струились они. (И.Тургенев) 5) Довольно людей кормили сластями у них от этого испортился желудок нужны горькие лекарства едкие истины. (М.Лермонтов) 6) Погода стояла прекрасная белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами ясно отражаясь в воде тростник шушукал кругом пруд местами как сталь сверкал на солнце. (И.Тургенев) 7) Между тем восьмичасовая беспрерывная работа на подмостках давала себя знать руки у художника ныли ноги и спину ломило от долгого и неудобного сиденья. (А.Куприн) 8) К вечеру они (тучи) опять стали расходиться одни побледнели подлиннели и бежали за горизонт другие над самой головой превратились в белую прозрачную чешую одна только черная большая туча остановилась на востоке. (Л.Толстой) 9) Отойдя недалеко Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб бело-розовый в закатных лучах и увидела у его подножия темную фигурку Савушкин не ушел он издали охранял свою учительницу. (Ю.Нагибин) 10) Лес это как бы храм он очищает душу и наводит мысли на высокое за хороший хвойный лес можно отдать любимую книгу. (М.Осоргин)

– Проверьте свою работу:

1) Кто-то сказал: наше сердце подобно очарованному сундучку – и зло, и добро там лежат рядом. (Г.Циферов) 2) Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор) 3) Таланты истинны за критику не злятся: их повредить она не может красоты; одни поддельные цветы дождя боятся. (И.Крылов) 4) В воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он (Лаврецкий) остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим сильным потоком струились они. (И.Тургенев) 5) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М.Лермонтов) 6) Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И.Тургенев) 7) Между тем восьмичасовая беспрерывная работа на подмостках давала себя знать: руки у художника ныли, ноги и спину ломило от долгого и неудобного сиденья. (А.Куприн) 8) К вечеру они (тучи) опять стали расходиться: одни побледнели, подлиннели и бежали за горизонт; другие, над самой головой, превратились в белую прозрачную чешую; одна только черная большая туча остановилась на востоке. (Л.Толстой) 9) Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. (Ю.Нагибин) 10) Лес – это как бы храм, он очищает душу и наводит мысли на высокое; за хороший хвойный лес можно отдать любимую книгу. (М.Осоргин)

    Начертите схему предложения 8, дайте его полную пунктуационную характеристику, разберите по членам.

    Выпишите из данных предложений несколько пар антонимов; определите их часть речи; разберите эти слова по составу.

    Выпишите одно числительное, разберите как часть речи.

    Выпишите слово, в котором количество звуков больше, чем букв.

    Определите значение выделенного слова.

    Выпишите из данных предложений пять слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне», объясните их правописание.

Задание 23. Прочитайте. Проведите наблюдение над знаками препинания в тексте; какова их синтаксическая и стилистическая роль? Охарактеризуйте экспрессивно-стилистические возможности сложных бессоюзных конструкций.

Все физически 2 стремится 1 книзу: вода течет в долину, растительность 2 сгущается вкруг 1 вод, люди собираются 2 , 6 туда же – внизу людность, вверху одиночество 4 . Вниз тянут нас заботы материальные, вверх зовут интересы духовные 5 , как человек распределен 6: вверху голова, мысль, духовные стремления, внизу желудок, животные стремления, – так вся природа построена 3 в соответствии с этим двойственным 2 делением живущего в ней человека. (С.Волконский)

    Сформулируйте основную мысль текста.

    Какой еще прием, помимо выразительного бессоюзия, использует автор, чтобы обозначить свою мысль ярче? (Антонимическая организация текста.)

    Выпишите антонимы.

    Приведите примеры прямого и обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд, используется обратный порядок слов в данном тексте?

    Объясните правописание наречий в тексте.

    Выполните обозначенные виды разборов.

    Подберите однокоренные слова к словам одиночество, живущего.

Задание 24. Часто бессоюзие используется в поэтической речи. Прочитайте. Охарактеризуйте выразительную роль бессоюзия. Начертите схемы предложений. Какие смысловые отношения подразумеваются в данных бессоюзных сложных предложениях (укажите это в схемах)?

1) Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

2) Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

3) Снова птицы летят издалёка
К берегам, растопляющим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.

4) В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

5) О Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я,
Милее нет на свете края,
О Родина моя!

6) Солнце реже смеется,
Heт в цветах благовонья,
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

7) На нивы желтые нисходит тишина,
В остывшем воздухе от меркнущих селений,
Дрожа, несется звон...

8) Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

(Для справок: А.Фет; И.Бунин; А.Пушкин; К.Бальмонт; Ф.Тютчев; Ф.Сологуб; А.К. Толстой.)

    Подготовьте выразительное чтение поэтических отрывков.

    Подчеркните грамматические основы в текстах 5, 6; укажите, чем они выражены.

    Укажите тип простых предложений в текстах 2, 4.

    Выпишите предложения с обращениями, объясните пунктуацию при них. Какова роль обращений в данных текстах?

    Какие предложения имеют в своем составе причастный оборот, деепричастный оборот и одиночное деепричастие? Объясните в них расстановку знаков препинания; обособленные члены подчеркните как члены предложения, определяемые слова выделите в рамочку. В каком предложении причастный оборот не обособляется? Почему?

    Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором совмещаются разные значения между частями.

    Выпишите устаревшие слова и формы слов, запишите рядом соответствующие им слова современного русского языка.

Задание 25 . Внимательно прочитайте стихотворение, постарайтесь почувствовать настроение, которое оно передает.

Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок...
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты...
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!

    Расскажите о настроении, эмоциях, впечатлении, которые вызывает у вас это стихотворение.

    Назовите выразительные средства, которые использует поэт.

    Найдите в тексте повторяющиеся ударные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения? (Если создать своеобразную краткую «звуковую карту» стихотворения, можно наблюдать следующее:

    У О А
    У А И
    Э О А
    Ы А И

    А А О
    А А О
    У А О
    А О О

    О У А
    У Э Э
    И У А
    У О Э

    И Э О
    А Ы Ы
    А У О
    Э Э Ы.

Как видим, в первой строфе повторяется ударный звук [у] (а всего в первых двух строчках четыре (!)звука [у]), способный, по мнению М.Ломоносова, вместе со звуками [о], [ы] изображать «сильные вещи: гнев, зависть, болезнь и печаль»; в данном случае повтор гласных [у], [о] усиливает тревогу лирического героя, таинственность, загадочность; и только намечаемые здесь «нежные» звуки [э], [и] будут повторяться часто в двух последних строфах, обнадеживая лирического героя.

Звук [а], но мнению М.Ломоносова, способствует «изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного». Повтор ударного [а] в первой строфе и обилие этого звука во второй строфе в «соседстве» с повторяющимся [о] усиливает выразительность стихотворения, подчеркивает широту взгляда и души лирического героя, некое спокойствие и умиротворение, тайну.

Это состояние сменяется волнением, напряжением, тревогой и печалью в третьей строфе с помощью повтора [у].

И в последнем четверостишии обилие разных повторяющихся звуков – широкие, таинственные, загадочные [a], [o]; «сильные», печальные [ы] и «нежные», радостные [э] – подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленность к миру, весне, любви.)

  • Повтор каких согласных звуков (особенно во втором и четвертом четверостишиях) усиливает выразительность стихотворения? Как называется этот прием? (Аллитерация.) Какова его роль? Какие звуковые образы создают повторяющиеся согласные?

    Перечитайте еще раз это стихотворение. Какие еще приемы, выразительные средства, помогающие автору передать свои чувства, эмоции, настроение, вы смогли обнаружить на данный момент?

    Что придает описанию живой, динамичный характер?

    Как обогащают выразительность и содержание стихотворения бессоюзные сложные предложения?

    Определите намечающиеся интонацией значения в этих бессоюзных сложных конструкциях, функцию знаков препинания. Какими союзами можно проверить значения, расстановку знаков препинания между частями бессоюзных сложных предложений?

    Каково эмоциональное наполнение у многоточия, восклицательных знаков и сочетания знаков (предпоследнее предложение) в этом стихотворении?

    Что такое наверное в последнем предложении? Какова роль этого слова в стихотворении?

    Приведите примеры прямого и обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд, используется обратный порядок слов в стихотворении?

    Запишите это стихотворение по памяти. В бессоюзных сложных предложениях подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены.

Задание 26. Подготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы. Укажите слова, которые при чтении вы подчеркнете особо. В каких местах вы будете читать с понижением интонации, а где – усиливая звучание слова, звука, фразы?

Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить;
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда
Одних прекрасных ощущений,
Ты бурных чувств моих чужда,
Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –
Я не знаком с сим чувством нежным
И оскорбителям моим
Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею.
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.

Мне не любовь твоя нужна,
Занятья нужны мне иные:
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.

Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет, –
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

(К.Рылеев. K N.N.)

    Подумайте: о чем стихотворение Кондратия Рылеева и в каких строках заключена его главная мысль?

    Какие приемы, выразительные средства помогают автору ярче, полнее передать свои эмоции, чувства, настроение?

    Какие синтаксические средства выразительности речи использованы автором?

    Чем можно объяснить обилие бессоюзных сложных предложений в данном стихотворении? Чего достигает автор таким выбором? Охарактеризуйте изобразительно-выразительные возможности сложных бессоюзных конструкций, их роль в стихотворении.

    Какие смысловые отношения подразумеваются между частями бессоюзных сложных предложений в стихотворении Рылеева? Объясните функцию каждого знака препинания.

    Запишите стихотворение; в бессоюзных сложных предложениях подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены; начертите схемы.

    Произведите полный синтаксический разбор предложения третьей строфы.

    Укажите части речи в последнем предложении стихотворения.

    Одной из особенностей стихотворения является повтор некоторых слов. Найдите строки с повторяющимися словами. Попытайтесь объяснить роль этого поэтического художественного приема в каждом случае.

    Выпишите из стихотворения случаи инверсии, в скобках обозначьте их грамматическую форму. Например: играют волны (сказуемое – подлежащее). Подумайте: какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении?

    Найдите в стихотворении слово, произношение которого отличается от орфоэпических норм современного русского языка. Объясните, с чем это связано.

    Объясните значение, стилистическую принадлежность следующих слов: чужда, отмщеньем, иные, отрадна, нейдет на ум, страждет, сим, жаждет. Употребляются ли данные слова в современном русском языке? Как называются сочетания слов, подобные выделенному здесь? Какова роль данной лексики в стихотворении К.Рылеева?

Задание 27. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Алексея Кольцова «Русская песня».

Поэтика Алексея Кольцова близка народной песне. Отметьте, какие традиционные для устного народного творчества приемы в этом стихотворении свидетельствуют о близости его к произведениям фольклора. (В этом стихотворении А.Кольцова можно отметить такие характерные для устного народного творчества приемы, как повторы (частицы не в первых двух строках, предлога под в третьей строфе, слов ночи, вьюги, сны ), эпитеты (сны волшебные , край заколдованный , ночи бурные и т.д.), сравнения (ночи... шли, как облачки ), олицетворение, параллелизм, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (облачки, солнышка) , инверсия (вьюги зимние, ночи темные) , слова с конечным -ся (зеленелася, красовалася, любовалася) ; напевность.)

    Проанализируйте пунктуацию стихотворения. Объясните выбор и употребление каждого знака препинания.

    Найдите все бессоюзные сложные предложения, понаблюдайте, как они построены, какие художественные приемы, средства выразительности можно отметить в их составе; какие знаки препинания разделяют их части. Сделайте вывод о роли сложных бессоюзных конструкций в этом стихотворении.

    Запишите стихотворение Кольцова в тетрадь, в бессоюзных сложных предложениях подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений, определите значения между их частями (в схемах укажите «проверочные» союзы).

    Напишите небольшую творческую работу «Роль бессоюзных сложных предложений в поэтических текстах».

Задание 28. Прочитайте выразительно стихотворения С.Надсона и И.Сурикова.

В роще зеленой, над тихой рекой
Веет и вьется дымок голубой
И, от костра подымаясь, столбом
Тихо плывет над соседним кустом.

Белая полночь тиха и ясна,
В воздухе вкрадчиво веет весна,
Веет, и нежит, и к жизни зовет,
Нежит, ласкает и песню поет.

Чудная песня! Прислушайся к ней:
Смолкните, слезы и стоны людей,
Я, как вакханка, вернулась к земле
С чашей в руках и венком на челе...

(С.Надсон)

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука –
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.

(И.Суриков)

    Выберите стихотворение, которое, на ваш взгляд, наиболее ярко иллюстрирует тему «Бессоюзные сложные предложения». Подготовьте вопросы и задания к анализу этого поэтического текста.

Продолжение следует

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Если во второй части сложного предложения содержится указание на причину того, о чем говорится в первой части. Вторая часть таких предложений близка по значению к союзному придаточному предложению причины и обычно может быть заменена таким придаточным (с союзом потому что, так как и др.), например: Для революционера в нынешних условиях это опасно: шпики могут сразу запомнить его речевую «особую примету». (Коптел.) Ср.: Для революционера в нынешних условиях это опасно, потому что шпики могут сразу запомнить его речевую «особую примету».

2. Если вторая часть сложного предложения близка по значению к союзному дополнительному придаточному предложению, а в первой части содержится (или подразумевается) глагол-сказуемое со значением восприятия (видеть, смотреть, слышать, чувствовать, знать, понимать и т. п.). Вторая часть такого сложного предложения обычно может быть заменена союзным дополнительным придаточным (с союзом что), например: Для себя он отметил: иностранный торговый капитал уже проникает в глубину Сибири (Коптел.); Сестры бросились к окнам: замелькали огни, знакомые постройки. (Лавров) Ср.: Для себя он отметил, что иностранный торговый капитал уже проникает в глубину Сибири и Сестры бросились к окнам (и заметили), что замелькали огни, знакомые постройки.

3. Если вторая часть сложного предложения поясняет, конкретизирует значение первой части. Между частями сложного предложения в таком случае можно вставить слова а именно, то есть, например: Ничто не омрачает этот первый день нашего путешествия: небо чисто, воздух прозрачный, дали доступны мечтам. (Федос.) Ср.: Ничто не омрачает этот первый день нашего путешествия, а именно: небо чисто, воздух прозрачный, дали доступны мечтам.

Упражнение 367 . Бессоюзные сложные предложения преобразуйте (устно) в союзные, вставляя необходимые по смыслу союзы. Объясните употребление знаков препинания в союзных и бессоюзных предложениях.

1. Чемизов подсел к ним и вдруг почувствовал, что у него кружится голова: он увидел печальные, оленьи глаза Аси. (Лавров) 2. Лева заерзал на скамейке … Спутники, ракеты … Он ясно чувствовал: начинается новое в истории человечества. (Лавров) 3. В доме мало-помалу нарушилась тишина: где-то скрипнула дверь. (Гонч.) 4. Снова удивилась Дина: своевольный и, как о нем говорили, вспыльчивый до бешенства, Литвинов первым протянул председателю руку … (Полев.) 5. Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем, а тетка - шарф своего вязанья. (Горьк.) 6. Крутовский объяснил: мост через Чулым еще не готов, пассажирские вагоны перетолкнут по льду. (Коптел.) 7. Задерживаться нельзя ни на минуту: холод пронизывает насквозь, глаза смыкаются, дышать становится все труднее. (Федос.) 8. Только теперь Серпилин заметил: Брускин лежит на земле в гимнастерке с сорванными петлицами. (Сим.)

Упражнение 368 . Опуская выделенные слова, преобразуйте (устно) приводимые ниже сложноподчиненные предложения в бессоюзные сложные предложения. Объясните употребление знаков препинания между частями бессоюзных предложений.

1. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать. (Л. Т.) 2. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска и что неприятель не может быть ближе десяти верст. (Л. Т.) 3. Батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских. (Л. Т.) 4. Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят. (Л. Т.) 5. Французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. (Л. Т.) 6. Только острый, наметанный глаз мог бы заметить, что на бурой равнине, уходящей на запад, не было безлюдно и спокойно. (А. Н. Т.) 7. Улицы были узкие и гораздо более грязные, чем дорога сюда от Севастополя, то есть грязь здесь была еще глубже и гораздо зловоннее. (С.-Ц.) 8. Павлу не пришлось увидеться со своими, так как городок Шепетовка опять был занят белополяками. (Н. Остр.) 9. Петр Петрович был так добр, что взял на себя часть издержек по нашему проезду в столицу, а именно, сам вызвался на свой счет доставить нашу поклажу и большой сундук. (Дост.)

Упражнение 369 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.

I. 1. Зыбилась линия горизонта. Небо завалили низкие, черные тучи. Они были точно раскаленные изнутри их пронизало рыжее пламя заката. Среди их зловещих клубов сияла большая сине-золотистая дыра. В нее видно было лазурное небо. На нем щемяще далеко в призывной выси плыли алые облака. Там было все не так другая даль, другие облака, другое сияние. (Лавров) 2. Все это было такое русское, из-под самого сердца, что Лева долго не мог говорить. Теперь он знал дорога, овеянная образом Аси, будет для него незабвенной. И впервые он почувствовал себя старым ведь ему уже двадцать восемь, а ей - восемнадцать. (Лавров) 3. Таня, приподнявшись, подтянув на плечо полушубок, лежала за спиной у матери и говорила ей на ухо громким шепотом. А мать лежала, не шевелясь, и отвечала ей через плечо, не понижая голоса она давно привыкла, что Суворовы там, за занавеской, в двух шагах от нее, спят тяжелым, усталым сном. Спят и сейчас Суворов устало подхрапывает, а Сима Суворова вздыхает во сне и иногда всхлипывает, не просыпаясь. (Сим.) 4. За вечер уже было все и разговоры, и расспросы, и Симины поздравления, что дочь живая вернулась, и Симины слезы, что сыновья убиты и никогда не вернутся … И Суворов жалел, что хозяина нет работает в ночную,- и хвалил Тане Халиду. (Сим.) 5. «Эх, Иван Капитоныч!- сказал Серпилин.- Если бы у него эта рана открылась в начале операции или в середине, я бы слова не сказал. Но когда перед самым концом … Надо же на его судьбу трезво посмотреть если рана открылась, а ему пятьдесят восьмой год, это же последняя операция, и не завершить ее для него смерти подобно… Очень прошу отложить на несколько дней ваше решение». Батюк нахмурился. Кузьмича он мало ценил с самого его прихода и прислали его второпях, через голову, не спросясь, и первое впечатление от старика было какое-то чудное, осталось такое ощущение, что сунули тебе в армию какого-то перестарка,- на тебе, убоже, что мне не гоже. (Сим.)

Разделы: Русский язык

  1. Повторение особенностей бессоюзного сложного предложения и правил постановки знаков препинания в нём.
  2. Повторение видов интонаций в БСП.
  3. Систематизация знаний учащихся о постановке тире как в простом, так и сложном предложениях.
  4. Знакомство с понятием «интонационное тире», его ролью средства выразительности речи.

Знаки препинания в БСП.

Опрос по теории БСП.

  • В чём отличие БСП от других видов сложных предложений? (Части связаны смыслом и интонацией, без союзов).
  • Какие знаки препинания ставятся между частями БСП? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  • От чего зависит выбор знака? (Интонация, смысловые отношения между частями, распространённость предложений простых в составе сложного).
  • Какой делают нашу речь БСП, что вносят в неё? (Динамизм, стремительность, особенно, когда ставятся запятая или тире).

Работа над интонационным рисунком предложения.

Вспомним виды интонации в БСП, а также правила произношения таких предложений в зависимости от знака.

Виды интонаций в БСП.

1. Перечисления.

Знойный день, тишина. Шёлк рвётся, булат не сечётся, золото не ржавеет. (Наибольшие паузы, логическое ударение на главных словах в каждом предложении).

2. Противопоставления.

Лето припасает – зима поедает. (Сильно повышенные голоса в конце первого предложения, значительная пауза, второе предложение читается с заметным понижением голоса).

3. Обусловленности.

Пролетит чайка, лениво махая крыльями, - вода покажет другую птицу, белее и красивее той, что в воздухе. (М.Горький). (Повышение голоса к концу первой части предложения, пауза, вторая часть читается с понижением голоса).итается вторая часть цу первогого предложенияре как в простом, так и сложном предложениях.

4. Пояснения.

Ей представлялась картина: хрупкая ладья несётся по течению. (Первое предложение читается с понижением голоса и паузой, предупреждающей о наличии второй части, содержащей разъяснение; вторая часть произносится с заметным понижением голоса – предупреждением).

5. Предупреждения (в первой части) и присоединения (добавочного сообщения) во второй части.

Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха.

Примечание.

Интонация в предложении, в котором ставится точка с запятой.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Закрепление. Тренировочные упражнения.

  • Задание : списать, поставив знак препинания в БСП, объяснить его постановку.

Вспыхнули под навесом три электрических фонаря все сидевшие на соломе поднялись.

Возможные варианты:

последовательность событий, тесно связанных между собой, краткие (можно союз «и») причинно-следственные отношения (первая часть – причина, вторая – следствие), (и потому…). обусловленность, вторая часть – причина, (так как).

Задание: объяснить постановку знаков препинания в БСП.

  • Какой-то муравей был силы непомерной, какой не слыхано и в древние времена; он даже (говорит его историк верный) мог поднимать больших ячменных два зерна.
  • Обломов прислушивался и ждал: вот кто-то взялся за кольцо у калитки, и в то же мгновение раздался отчаянный лай и началось скаканье на цепи собаки.
  • А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.
  • Гудели мухи, ныли комары, где-то трещал сверчок.
  • Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине, точно дым из труб.
  • Проснёшься и, ещё не открыв глаза, слышишь: ракита ожила. (Ракита – дерево или кустарник, растущее по берегам рек – ивовые).
  • Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стёкла окон, весь город казался израненным.
  • А к нам идёт угрюмая зима: засохла степь, лес глохнет и желтеет, осенний ветер, тучи нагоняя, открыл в кустах звериные лазы.
  • Неподвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны.
  • В синем небе над маленькой площадью Капри низко плывут облака, мелькают светлые узоры звёзд, вспыхивает и гаснет голубой Сириус.
  • Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках.
  • Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
  • Не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок несутся к Дону великому.
  • Миг ещё – конец тревоги, ожиданья, тоски.
  • Не кричи о себе – пусть другие о тебе тихо скажут.
  • Посмотрит – рублём подарит.
  • Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Разные случаи постановки тире в предложении.

(Данные материалы учитель может использовать в соответствии с целями своего урока).

  1. Подлежащее и сказуемое – инфинитив. ( Биться в одиночку – жизни не перевернуть).
  2. Подлежащее и сказуемое – существительное в именительном падеже.(«Слово о полку Игореве» - настоящая жемчужина древнерусской литературы).
  3. Подлежащее – существительное, сказуемое – инфинитив. (Наивысшее человеческое счастье – бороться за что-то более значительное, чем личное счастье).
  4. Неполные предложения. (У трав иных цветенье каждый месяц, у кактуса – единожды в столетье).
  5. Распространённые приложения. (Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу – оленя, сбитого стрелой).
  6. Вставные конструкции. Мой приход – я это мог заметить – вначале несколько смутил гостей.
  7. Однородные члены предложения с отношениями противопоставления. (Не рыбачий парус малый – корабли мне снятся. Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли).
  8. Однородные члены предложения с обобщающим словом. (Спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колёс – всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком).
  9. Однородные члены предложения, вводное слово, обобщающее слово. (Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней).
  10. Группа однородных членов предложения, характер пояснения, логическое ударение на обобщающем слове, отсутствует предупредительная пауза. (Всё окружающее – заборы, дома, деревья – в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра. Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо.)
  11. Несогласованное определение, выраженное инфинитивом (а именно). (У меня было одно желание – поскорее добраться до дома).
  12. Согласованные и несогласованные определения, тире для подчёркивания их смысловой значимости, так как выполняет функцию пояснительного члена предложения. (Перед глазами ротмистра стоял этот купец – маленький, сухонький, в длиннополом одеянии, в бархатном картузе и ярко вычищенных сапогах).
  13. Приложение в конце предложения, в котором даётся разъяснение. (Их напугала енотовидная собака – небольшое лохматое животное).
  14. Приложение носят пояснительный характер. (Партизаны – мужчины и женщины – конвоировали пленных солдат).
  15. Приложение в конце предложения, содержит разъяснение. (На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер).
  16. Прямая речь впереди слов автора. («Какое число у нас сегодня?»- воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому).
  17. Прямая речь, разорванная словами автора. («Мне кажется, ваше превосходительство,- заметил полковник,- нет лучше коляски, как венская»).
  18. Диалог.
  19. Что, есть у тебя книжка? – спросил Коновалов.
    - Есть.
    - Почитаешь мне?
    - Ладно…
    - Вот хорошо! Знаешь что? Поживу я месяц, возьму у хозяина денег и половину – тебе?
    - На что?
    - Купи книжек…

19. БСП, первое предложение со значением условия. (Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт).

20. БСП, противопоставление. (Давно наступили сумерки – она всё ещё сидела в гостиной).

21. БСП, второе предложение со значением следствия. (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?)

22.БСП, первое предложение со значением времени . (Смолкли соловьиные трели – лес погрузился в предрассветную тишину).

Тире не только показатель смысловых отношений между частями предложения, но и резкий их разграничитель.

В лингвистике существует понятие – интонационное тире – такое тире, к которому прибегают писатели и поэты как к средству выразительности речи, чтобы сосредоточить внимание на слове, важном для писателя, выразить эмоционально-экспрессивный настрой самого автора, создать особую ритмику произведения.

  1. Рано ещё – не быть!
    Рано ещё – не жечь!
    Нежность! Жестокий бич
    Потусторонних встреч.
  2. Водопадами занавеса, как пеной –
    Хвоей – пламенем – прошумя.
    Нету тайны у занавеса – от сцены.
    (Сцена – ты, занавес – я).
  3. Служить – безвыездно – навек,
    И жить – пожизненно – без нег!
    О, заживо – чуть встав! Чем свет!
    В архив, в Элизиум калек!
  4. Ногу в стремя! – сквозь огонь и воду!
    Где верхом – где ползком – где вплавь!
    |Тростником – ивняком – болотом,
    А где конь не берёт – там лётом,
    Все ветра полонивши в плащ!

М. Цветаева.

С помощью тире Цветаева выделяет эмоционально и семантически наиболее важные, значимые слова и выражения. Любимые знаки Цветаевой – тире и восклицательный знак. Только они в состоянии передать тот накал страстей, буйство чувств, которыми охвачена лирическая героиня цветаевской поэзии.

Индивидуально-авторское тире: сжатость речи, скупость на словесные средства выражения. Например, уплотнённый до предела текст Цветаевой часто содержит лишь смысловые ориентиры, те ключевые слова, которые не могут быть угаданы, все же другие элементы высказывания опускаются, так как в данном случае не несут главной мысли.

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы.